Министерство финансов Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода при отражении в бухгалтерском учете организациями государственного сектора объектов учета неоперационной (финансовой) аренды при определении налога на имущество организаций сообщает.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, положения которого применяются одновременно с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), - в части бухгалтерского учета активов, классифицируемых для целей бухгалтерского учета в качестве объектов основных средств, и федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда"), - в части бухгалтерского учета объектов учета аренды.
В соответствии с пунктом 7 СГС "Основные средства" основными средствами признаются являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено СГС "Основные средства", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
При этом активы, обязательства, факты хозяйственной жизни, иные объекты бухгалтерского учета, возникающие при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, признаются для целей бухгалтерского (бюджетного) учета получателей бюджетных средств, бюджетных (автономных) учреждений согласно пункту 2 СГС "Аренда" в качестве самостоятельных объектов бухгалтерского учета - объектов учета аренды.
Вместе с тем согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), если материальные ценности удовлетворяют критериям признания объекта основных средств, или являются объектом учета неоперационной (финансовой) аренды, учет операций с ними осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства".
Таким образом, на счете 0 101 00 000 "Основные средства" согласно единым правилам бухгалтерского учета, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежат отражению как объекты бухгалтерского учета, признаваемые в качестве объектов основных средств, так и объекты бухгалтерского учета, признаваемые объектами учета неоперационной (финансовой) аренды, являющиеся по своей экономической (гражданско-правовой) сущности правом пользования объектом лизинга (неоперационной (финансовой) аренды), стоимость которого включается в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций лизингодалетем.
Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
В соответствии со статьей 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций до 1 января 2019 года признавалось движимое и недвижимое имущество, а с 1 января 2019 года признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Таким образом, в силу вышеназванных норм Кодекса, положений СГС "Основные средства", СГС "Аренда", Инструкции N 157н, налогообложение имущества связано с принятием актива к бухгалтерскому учета на баланс в качестве объекта основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, в связи с чем налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, признается балансодержатель имущества, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом в случае, если согласно договору финансовой аренды (лизинга), составленному с учетом положений Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды (лизинга), на срок указанного договора учитывается на балансе лизингодателя, то уплата налога на имущество организаций осуществляется лизингодателем.
Отличительной особенностью раскрытия в бухгалтерском учете организациями государственного сектора информации об объектах финансовой аренды является отражение указанных объектов на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" вне зависимости от условий предоставления, определенных договором финансовой аренды (лизинга).
При этом в случае отражения в бухгалтерском учете информации о полученном объекте финансовой аренды на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства", который был включен в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций лизингодателем, в целях исключения двойного налогообложения стоимость данного объекта в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций лизингополучателем не включается.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организациям госсектора разъяснили особенности бухучета неоперационной (финансовой) аренды в целях налогообложения имущества.
По общему правилу налогоплательщиком в отношении объектов недвижимости признается их балансодержатель. При этом если по договору предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, то именно он должен уплачивать налог на имущество.
Однако в случае с организациями госсектора объекты лизинга отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" вне зависимости от условий предоставления, определенных договором. Поэтому если объект финансовой аренды был включен в налогооблагаемую базу лизингодателя, но при этом информация о нем отражена в бухучете у лизингополучателя, то последний не должен учитывать стоимость объекта в своей налогооблагаемой базе. Иначе возникает двойное налогообложение одного и того же предмета лизинга.
Письмо Минфина России от 5 марта 2019 г. N 02-06-07/14096 "Особенности признания в бухгалтерском учете организациями государственного сектора объектов учета неоперационной (финансовой) аренды при определении налога на имущество организаций"
Текст письма опубликован в журнале "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", май-июнь 2019 г., N 3, в журнале "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", май-июнь 2019 г., N 3