Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50.03.01-2017
"Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме экспертизы технической документации. Порядок проведения"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2061-ст)
Conformity assessment system for the use of nuclear energy. Conformity assessment in the form of examination of technical documentation. Procedure
ОКС 27.120.99
Дата введения - 15 января 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 322 "Атомная техника"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2061-ст
4 Введен впервые
Введение
Целью настоящего стандарта является установление порядка проведения оценки соответствия в форме экспертизы технической документации на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (далее - продукция).
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов "Об использовании атомной энергии" [1], "О техническом регулировании" [2], "О стандартизации в Российской Федерации" [3], постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" [4].
Настоящий стандарт взаимосвязан с другими стандартами, входящими в систему стандартов "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии".
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения оценки соответствия в форме экспертизы технической документации (далее - экспертиза или оценка соответствия в форме экспертизы).
1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения экспертными организациями, осуществляющими оценку соответствия в форме экспертизы, экспертами по оценке соответствия в форме экспертизы технической документации, а также заказчиками экспертизы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.501 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
ГОСТ Р 50.03.02 Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Эксперты по оценке соответствия в форме экспертизы технической документации. Требования и порядок подтверждения компетентности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], [2], [3], [4], ГОСТ Р 50.03.02, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 заказчик: Поставщик или разработчик технической документации, обратившийся в экспертную организацию с заявкой на проведение экспертизы.
3.2 руководитель экспертной группы: Эксперт, ответственный за организацию проведения экспертизы, назначенный распорядительным документом экспертной организации.
3.3 технические требования: Требования заказчика продукции на этапе закупки продукции или требования на разработку новой продукции, которые могут быть оформлены как отдельным документом, так и главой технического задания или технических условий.
3.4 Технический паспорт: Документ зарубежного изготовителя (техническая спецификация, листок технической информации) импортных электронных компонентов (в том числе электрорадиоизделий).
3.5 техническое задание на экспертизу: Документ, разработанный заказчиком и согласованный экспертной организацией, в котором изложены условия проведения экспертизы.
3.6 экспертное заключение: Документ с результатами экспертизы, разработанный в соответствии с требованиями настоящего стандарта и содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы обязательным требованиям.
4 Сокращения
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АСУ ТП - автоматизированная система управления технологическим процессом;
ВВФ - внешний воздействующий фактор;
ДГУ - дизель-генераторная установка;
ЕСКД - единая система конструкторской документации;
ИВС - информационно-вычислительная система;
КИП и А - контрольно-измерительные приборы и автоматика;
НД - нормативный документ;
ОИАЭ - объект использования атомной энергии;
РКД - рабочая конструкторская документация;
СЛА - система локализации аварий;
ТД - техническая документация;
ТУ - технические условия;
ТЗ - техническое задание;
ТТ - технические требования;
ЭЗ - экспертное заключение;
TDS - Технический паспорт.
5 Общие положения
5.1 Оценка соответствия в форме экспертизы ТД проводится в отношении документации на продукцию, указанную в [5].
5.2 Экспертиза ТД на продукцию проводится на соответствие обязательным требованиям в области использования атомной энергии, в том числе ТТ (исходным), к продукции и условиям применения продукции на ОИАЭ (параметрам рабочей и окружающей среды) при нормальных условиях эксплуатации и нарушениях условий нормальной эксплуатации, если продукция должна сохранять работоспособность и функционировать при таких нарушениях.
5.3 Оценка соответствия в форме экспертизы проводится до проведения оценки соответствия продукции в иных формах, предусмотренных [4].
5.4 Перечень ТД и вопросов, подлежащих рассмотрению при проведении экспертизы ТД применительно к группам однородной продукции (составные части реактора, тепломеханическое оборудование, КИП и А, оборудования АСУ ТП, детали и сборочные единицы трубопроводов, оборудование систем вентиляции, грузоподъемные механизмы, кабельные изделия, насосное оборудование, теплообменное оборудование, трубопроводная арматура, электротехническое оборудование, оборудование СЛА, ДГУ), установлен в приложении А.
5.5 При проведении экспертизы ТД должно быть проверено наличие положительных результатов метрологической экспертизы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
5.6 При проведении экспертизы ТД КИП и А, оборудования АСУ ТП, систем управления специальными кранами, машинами перегрузочными, ДГУ и другим оборудованием, содержащим программное обеспечение, должно быть проверено выполнение процессов:
- планирования программного обеспечения;
- разработки программного обеспечения;
- верификации программного обеспечения;
- управления конфигурацией программного обеспечения;
- обеспечения качества программного обеспечения.
5.7 До начала проведения экспертизы экспертная организация должна проверить:
- наличие ТТ (исходных), согласованных эксплуатирующей организацией;
- документы, подтверждающие наличие у заявителя права владения, пользования, распоряжения ТД, представляемой на экспертизу.
5.8 Результаты оценки соответствия в форме экспертизы должны учитываться при проведении оценки соответствия продукции в иных формах.
6 Порядок проведения экспертизы
6.1 Основные требования к заявке на экспертизу
6.1.1 Заказчик направляет сопроводительным письмом на имя руководителя экспертной организации заявку на выполнение экспертизы с комплектом документов, указанных в заявке, которые должны быть подвергнуты экспертизе.
6.1.2 К заявке должны прилагаться:
- копии учредительных документов юридического лица;
- копия лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на конструирование продукции для ОИАЭ с условиями ее действия (для организаций Российской Федерации);
- пояснительная записка (сведения) об объекте экспертизы;
- предлагаемая заказчиком формулировка задачи экспертизы;
- согласие заказчика в письменной форме выполнить требования настоящего стандарта по порядку проведения экспертизы и по оплате расходов по договору на проведение экспертизы независимо от ее результата;
- календарный план с предлагаемыми сроками выполнения этапов работ по экспертизе.
Документы должны представляться на русском языке.
6.1.3 Экспертизе подлежат только учтенные по ГОСТ 2.501 копии документов.
Примечание - Для электронных документов проверяется наличие информации, подтверждающей учет данной версии документации.
6.2 Этапы проведения экспертизы
6.2.1 Заявитель направляет в экспертную организацию заявку на проведение экспертизы, оформленную в соответствии с 6.1 и приложением Б.
6.2.2 Экспертная организация осуществляет регистрацию заявки и рассмотрение полученной заявки и прилагаемого комплекта документов на соответствие требованиям, установленным 6.1 и приложением Б. Продолжительность рассмотрения заявки, включая проверку комплектности документации и соблюдения установленных правил ее оформления, не должна превышать пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
В течение указанного срока заказчик обязан представить недостающие документы или устранить нарушения, допущенные при оформлении заявки и прилагаемых к заявке документов, в случае получения от экспертной организации соответствующей информации.
По результатам рассмотрения заявки экспертной организацией принимается решение об экспертизе ТД или об отказе в экспертизе, если заказчиком по истечении пяти рабочих дней не представлены документы в полном объеме либо не устранено несоответствие документов, представленных на электронном носителе, документам на бумажном носителе.
О решении, принятом экспертной организацией по результатам рассмотрения заявки, заказчик уведомляется в течение двух рабочих дней со дня его принятия.
При отказе экспертной организации в экспертизе ТД в уведомлении указывается обоснованная причина отказа.
6.2.3 Руководитель экспертной организации в течение трех рабочих дней с даты принятия положительного решения по заявке назначает руководителя экспертной группы, основными функциями которого являются:
- согласование с заказчиком ТЗ на экспертизу;
- подбор экспертов для проведения экспертизы;
- подготовка задания экспертам на проведение экспертизы;
- взаимодействие с заказчиком при необходимости получения дополнительной документации и по обсуждению предварительных результатов экспертизы;
- оформление ЭЗ.
6.2.4 Экспертная организация разрабатывает и согласовывает ТЗ. После утверждения заказчиком ТЗ заключается договор на выполнение экспертизы.
ТЗ на экспертизу является неотъемлемой частью договора с заказчиком на выполнение экспертизы. Типовые требования к содержанию разделов ТЗ на экспертизу приведены в приложении В.
6.2.5 Руководитель экспертной группы оформляет задание на проведение экспертизы каждому эксперту. Форма типового задания эксперту приведена в приложении Г.
Подбор экспертов должен осуществляться, исходя из их области аттестации и тематики вопросов экспертизы в соответствии с приложением А.
Задание эксперту должно быть разработано с учетом:
- рекомендаций по использованию критериев оценки, с указанием конкретных документов, устанавливающих требования в области использования атомной энергии в соответствии [6], а также документов по стандартизации, включенных в ТЗ, которые следует использовать при проведении экспертизы;
- необходимости выполнения анализа представленных расчетов, а также использования опыта проведения аналогичных экспертиз;
- объема и содержания констатирующей части ЭЗ;
- формулировок выводов и рекомендаций.
Задания экспертам должны храниться в экспертной организации вместе с документами по экспертизе.
6.2.6 Экспертная организация может дополнительно запросить у заказчика документацию, ссылки на которую приведены в ТД, подлежащей экспертизе.
Порядок запроса и предоставления дополнительной документации в рамках проведения экспертизы должен быть установлен в договоре между заказчиком и экспертной организацией. Срок предоставления заказчиком дополнительных документов не должен превышать 10 рабочих дней.
6.2.7 Срок проведения экспертизы и оформления проекта ЭЗ не должен превышать 25 рабочих дней с даты заключения договора с заказчиком на выполнение экспертизы.
Проект ЭЗ должен соответствовать требованиям 6.3 настоящего стандарта. Проект ЭЗ направляется заказчику официальным письмом.
6.2.8 Организация обсуждения с заказчиком предварительных результатов экспертизы проводится руководителем экспертной группы в согласованные с заказчиком сроки после официального письменного ответа на замечания, изложенные в проекте ЭЗ.
Обсуждение предварительных результатов экспертизы с заказчиком должно проводиться в формате совещания с оформлением протокола взаимодействия. В протоколе взаимодействия по каждому вопросу экспертизы, по которому экспертами выявлены несоответствия, должны быть представлены позиция заказчика и принятое экспертной организацией итоговое решение о необходимости включения несоответствия в ЭЗ. Протокол взаимодействия оформляется руководителем экспертной группы по форме, приведенной в приложении Д.
Примечание - Обсуждение предварительных результатов экспертизы может не проводиться при условии письменного согласия заказчика со всеми замечаниями экспертов.
6.2.9 После устранения выявленных несоответствий по результатам обсуждения предварительных результатов и корректировки ТД экспертной организацией в течение 10 рабочих дней оформляется ЭЗ, содержащее сведения о соответствии (несоответствии) ТД установленным требованиям по каждому вопросу экспертизы в соответствии с 6.3.
ЭЗ оформляется в трех экземплярах, один из которых остается в экспертной организации.
6.2.10 Экспертная организация в течение трех рабочих дней с момента утверждения ЭЗ направляет заказчику два экземпляра ЭЗ.
6.2.11 Экспертная организация обязана в соответствии с документами организации и с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, обеспечить хранение копий ТД, представленной для проведения экспертизы, оригинала ЭЗ, переписки и материалов, связанных с рассмотрением и согласованием изменений, вносимых в ТД, в течение всего срока службы продукции, установленного в ТД.
6.3 Порядок оформления результатов экспертизы
6.3.1 При подготовке ЭЗ учитываются результаты, отраженные в протоколе взаимодействия с заказчиком.
6.3.2 ЭЗ должно содержать:
а) регистрационный номер и дату утверждения;
б) оценку о соответствии технических решений, принятых в ТД, требованиям, указанным в 5.2;
в) вывод о соответствии/несоответствии ТД обязательным требованиям.
6.3.3 ЭЗ должно быть обоснованным, отвечать требованиям ТЗ на экспертизу и обеспечивать однозначность результатов экспертизы. Результаты экспертизы следует излагать, используя общепринятые термины и определения, которые применяются в действующих федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, документах по стандартизации, НД, справочниках и словарях. Все использованные сокращения должны быть расшифрованы.
6.3.4 Объективность результатов оценок и выводов экспертизы достигается:
а) обоснованием полученных выводов аргументами, с приведением требований и критериев или ссылками на использованные источники, а также опытом проведения аналогичных экспертиз;
б) проведением экспертной организацией проверочных расчетов (при необходимости) по методикам, использованным в представленных на экспертизу документах;
в) сравнением (при необходимости) результатов оценок с результатами, полученными другими экспертами, проводившими экспертизу аналогичных объектов.
6.3.5 ЭЗ должно содержать следующие разделы:
- "Предмет экспертизы" (с полным перечнем документации, представленной на экспертизу);
- "Цель и задачи экспертизы";
- "Критерии оценки";
- "Экспертные оценки";
- "Выводы и рекомендации".
6.3.6 Страницы ЭЗ должны быть идентифицируемые и содержать информацию о принадлежности к ЭЗ. В верхний колонтитул страниц помещают информацию о наименовании ЭЗ, а также номер текущей страницы из общего количества страниц. Нумерация страниц должна быть сквозной, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не проставляют. Нижний колонтитул страниц должен содержать информацию об имени файла, содержащего электронную версию экспертного заключения.
6.3.7 ЭЗ должно подписываться руководителем экспертной группы и утверждаться руководителем экспертной организации с проставлением печати организации (при наличии).
Титульный лист ЭЗ оформляется по форме, приведенной в приложении Е.
6.4 Особенности экспертизы технической документации на импортную продукцию
6.4.1 Для импортного оборудования и/или комплектующих, являющихся самостоятельным устройством (оборудованием), проводится экспертиза следующих документов: проекта ТУ, сборочных чертежей и спецификаций к ним, чертежей основных деталей, таблиц контроля качества, программ и методик испытаний приемочных, приемо-сдаточных, периодических (в случае их отсутствия в проекте ТУ), расчетов.
Вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении экспертизы ТД применительно к группам однородной продукции, установлены в приложении А.
6.4.2 Для импортных электронных компонентов (в том числе электрорадиоизделий), применяемых при изготовлении/ремонте/модернизации российского оборудования, проводится экспертиза проекта ТТ, в том числе на соответствие TDS на импортные компоненты.
Вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении экспертизы ТД импортных электронных компонентов, установлены в таблице А.14 (приложение А).
6.4.3 Для импортных полуфабрикатов и сварочных (наплавочных) материалов при изготовлении и ремонте/модернизации российского или зарубежного оборудования/трубопровода проводится экспертиза проекта ТУ, программ и методик приемочных, приемо-сдаточных, периодических (в случае их отсутствия в проекте ТУ) испытаний.
Вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении экспертизы ТД импортных полуфабрикатов и сварочных (наплавочных) материалов, установлены в таблице А.15 (приложение А).
6.4.4 Для импортных деталей и сборочных единиц при изготовлении/ремонте/модернизации российского/зарубежного оборудования проводится экспертиза чертежей деталей и сборочных единиц.
Вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении экспертизы ТД импортных деталей и сборочных единиц применительно к группам однородной продукции, установлены в приложении А.
6.5 Заключительные положения
6.5.1 При положительных результатах экспертизы на свободном поле титульных листов ТД разработчиком ТД любым доступным способом указываются номер ЭЗ и наименование экспертной организации, которая утвердила ЭЗ.
6.5.2 При отказе или неспособности заказчика экспертизы устранить несоответствия ТД экспертная организация в установленном порядке направляет информацию в уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о неустраненных несоответствиях для информирования о них участников работ по оценке соответствия продукции.
6.5.3 Заказчик не вправе заказывать в экспертной организации экспертизу ТД, в отношении которой уже проводилась или проводится (заключен договор) экспертиза другой экспертной организацией.
6.5.4 Изменения, вносимые в ТД, прошедшую экспертизу, должны быть согласованы с экспертной организацией, которая утвердила ЭЗ. При прекращении деятельности экспертной организации рассмотрение и согласование вносимых в техническую документацию изменений осуществляет другая экспертная организация, привлекаемая заказчиком этих работ.
6.5.5 Рассмотрение и согласование изменений проводится на договорной основе с учетом следующих положений:
- заказчик направляет изменения, вносимые в ТД, в экспертную организацию;
- экспертная организация проводит анализ влияния вносимого изменения на соответствие ТД обязательным требованиям;
- по результатам анализа экспертная организация письмом согласовывает изменение или направляет заказчику мотивированный отказ в согласовании.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ |
Об использовании атомной энергии |
[2] |
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ |
О техническом регулировании |
[3] |
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ |
О стандартизации в Российской Федерации |
[4] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016. N 544 |
Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения |
[5] |
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии НП-071-17 ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "НП-071-18" |
Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения |
[6] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 362 |
Об особенностях технического регулирования в части разработки и установления государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" обязательных требований в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50.03.01-2017 "Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме экспертизы технической документации. Порядок проведения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. N 2061-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 15 января 2018 г.