Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 65-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области о признании не действующим в части приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 29 декабря 2016 г. N 124 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области"
по апелляционной жалобе управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 12 октября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее также - Управление, регулирующий орган) от 29 декабря 2016 г. N 124 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области" (далее также - Приказ N 124) установлены нормативы потребления коммунальных услуг для жилых и нежилых помещений, расположенных на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета.
Заместитель прокурора Еврейской автономной области обратился в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании не действующими подпунктов 1.1-1.9 пункта 1 Приказа N 124 в редакции приказа Управления от 23 апреля 2018 г. N 36-жкх "О внесении изменений в приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 29.12.2016 N 124 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области" (далее также - Приказ N 36-жкх), которыми введены в действие: нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях; нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях; нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды; нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях; нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек; нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов; нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды; нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке; нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях.
В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемых положений статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306).
Определением суда в связи с принятием отказа от иска прекращено производство по делу в части требований об оспаривании подпункта 1.2 пункта 1 Приказа N 124 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 6-15, 17, 18 согласно приложению N 2; подпункта 1.3 пункта 1 Приказа N 124 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды категорий жилых и нежилых помещений в пунктах 2, 3, 4 согласно приложению N 3; подпункта 1.5 пункта 1 Приказа N 124 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и приготовлению пищи для сельскохозяйственных животных согласно пункту 2 приложения N 5; подпункта 1.6 пункта 1 Приказа N 124 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений в строках 6, 7 приложения N 6; подпункта 1.7 пункта 1 Приказа N 124 об установлении расчетным методом нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по категории в строке 2 согласно приложению N 7.
Решением суда Еврейской автономной области от 12 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Приказ N 124 признан не действующим со дня вступления в силу судебного акта в части подпункта 1.1 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях согласно приложению N 1; подпункта 1.2 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 согласно приложению N 2; подпункта 1.3 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды в категории жилых и нежилых помещений в пункте 1 согласно приложению N 3; подпункта 1.4 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях, согласно приложению N 4; подпункта 1.5 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка и для открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), других объектов в строках 1, 3 и 4 приложения N 5; подпункта 1.6 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов, по категориям жилых помещений в строках 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 приложения N 6; подпункта 1.7 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по категориям в строках 1, 3, 4 согласно приложению N 7; подпункта 1.8 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, согласно приложению N 8; подпункта 1.9 пункта 1 об установлении расчетным методом нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях согласно Приложению N 9.
В апелляционной жалобе управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указывает, что оспариваемым нормативным правовым актом в редакции Приказа N 36-жкх нормативы потребления коммунальных услуг были установлены расчетным методом в связи с отсутствием необходимых показаний приборов учета потребления соответствующих услуг. Полагает, что до вступления в силу 6 декабря 2017 г. решения суда Еврейской автономной области от 4 августа 2017 г. о признании Приказа N 124 в прежней редакции недействующим необходимость сбора соответствующей информации отсутствовала, а после указанной даты это сделать не представлялось возможным ввиду того, что отопительный сезон уже начался. В этой связи полагает необоснованным вывод суда об отсутствии оснований для использования расчетного метода, в том числе для нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению, поскольку в акционерном обществе "Биробиджаноблгаз" необходимые сведения, запрошенные Управлением, отсутствовали. Не соглашается с выводом суда о недопустимости использования данных о температуре наружного воздуха, полученных с интернет-сайта ООО "Расписание погоды". Обращает внимание, что постановление Правительства Еврейской автономной области от 2 июня 2015 г. N 248-пп "Об организации проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года на территории Еврейской автономной области", на которое ссылается суд в решении, не содержит актуальной информации о численности поголовья сельскохозяйственных животных. На момент утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, результаты переписи опубликованы не были. Порядок определения нормативов потребления коммунальной услуги на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), Правилами N 306 не урегулирован.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату начала действия оспариваемой редакции Приказа N 124) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, утвержденному постановлением правительства Еврейской автономной области от 4 марта 2014 г. N 75-пп, Управление является исполнительным органом государственной власти Еврейской автономной области, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы, установленные в подпункте 1.1 и 1.4 пункта 1, подпункте 1.2 пункта 1 (в части строк 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 приложения N 2), подпункте 1.3 пункта 1 (в части пункта 1 приложения N 3), подпункте 1.5 пункта 1 (в части пунктов 1, 3, 4 приложения N 5), подпункте 1.6 пункта 1 (в части строк 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 приложения N 6), подпункте 1.7 пункта 1 (в части строк 1, 3, 4 приложения N 7) Приказа N 124 в редакции приказа Управления от 30 мая 2017 г. N 56, решением суда Еврейской автономной области от 4 августа 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 г., были признаны недействующими.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "от 4 августа 2017 г."
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 12 апреля 2018 г. N 33 "О внесении изменений в приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 29.12.2016 N 124 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области" (далее - Приказ N 33) приложение N 1 "Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях", пункты 1-5 и пункт 16 приложения N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях", графа 5 "Норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" пункта 1 приложения N 3 "Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды", приложение N 4 "Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях", пункты 1, 3, 4 приложения N 5 "Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек", строки 1-5 и строка 8 приложения N 6 "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов", пункты 1, 3, 4 приложения N 7 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды" Приказа N 124 изложены в новой редакции.
Приказом N 36-жкх в новой редакции изложены пункты 1-5 и пункт 16 приложения N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях".
Из материалов дела следует, что Приказ N 124 и вносящие в него изменения Приказы N 33, 36-жкх изданы уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликованы в соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 1 апреля 2016 г. N 102-рп "О Порядке подготовки, регистрации, опубликования и вступления в силу приказов органов исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области, носящих нормативный характер".
Согласно пункту 13 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода; нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Признавая недействующими оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.4-1.6 Приказа N 124 расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, обоснованно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.
Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на отсутствие обязанности сбора необходимой для использования метода аналогов информации до принятия Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации апелляционного определения от 6 декабря 2017 г. подлежат отклонению, поскольку судебный акт о признании установленных расчетным методом нормативов недействующими, который указанным апелляционным определением оставлен без изменения, был постановлен 4 августа 2017 г., то есть до начала отопительного сезона.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, течение отопительного сезона не препятствует истребованию соответствующих архивных показаний приборов учета для формирования объема выборки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о допущенных регулирующим органом при определении нормативов расчетным методом нарушениях в части использования в формулах, приведенных в разделе II приложения N 1 к Правилам N 306, значений среднесуточной температуры наружного воздуха.
Согласно пункту 44 Правил N 306 среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд, как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Судом дана надлежащая оценка недопустимости применения данных, размещенных ООО "Расписание погоды" на интернет-сайте www.rp5.ru. Указанная организация действительно имеет лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Однако, как указывается на самом интернет-сайте, информация о фактической погоде поступает с сервера данных международного обмена, NOAA, США, в форматах SYNOP и METAR, то есть не на основании данных, полученных государственной наблюдательной сетью (наблюдательной сетью федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях) в результате непосредственных измерений.
Статьей 15 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" предусмотрено формирование единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Учитывая размещенное на интернет-сайте www.rp5.ru предупреждение о том, что его владелец и обслуживающий персонал не отвечают за ущерб, причиненный в результате использования информации сайта, примененные административным ответчиком в расчете данные о средней температуре наружного воздуха не могут быть расценены как отвечающие признаку достоверности.
Кроме того, регулирующим органом не подтверждено, что указанные данные брались за предыдущие 5 отопительных периодов подряд.
Также обоснованно в обжалуемом решении указано на допустимость при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению определения средней температуры холодной воды в сети водопровода с использованием формулы 24 приложения N 1 к Правилам N 306 только в случае отсутствия сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы, что в ходе рассмотрения дела Управлением подтверждено не было.
Поскольку органом регулирования не представлены сведения об использованных при расчете по формуле 26 (пункт 27 приложения N 1 к Правилам N 306) данных о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, и об источниках их получения, оспариваемые нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды (подпункт 1.3 пункта 1 Приказа N 124) правомерно признаны недействующими.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке (приложение N 8 к Приказу N 124), установлены на основании экспертного заключения ЗАО "Центр муниципальной экономики и права", подготовленного во исполнение государственного контракта.
Судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции относительно недопустимости после проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории Еврейской автономной области по состоянию на 1 июля 2016 г. использования при расчете нормативов утративших актуальность данных о среднем поголовье сельскохозяйственных животных, приходящихся на 1 личное подсобное или индивидуальное хозяйство Еврейской автономной области согласно официальной информации Федеральной службы государственной статистики "Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.".
Ссылки в апелляционной жалобе на календарный план мероприятий на 2014-2018 гг. по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., автоматизированной обработке, подведению итогов переписи, их официальной публикации, утвержденный приказом Федеральной службы государственной статистики от 22 октября 2013 г. N 418, правильность указанных выводов не исключает, поскольку согласно данному плану уже на ноябрь 2016 г. было запланировано получение итогов переписи в целом по Российской Федерации.
Кроме того судебная коллегия находит верным приведенные в обжалуемом решении выводы относительно отсутствия в экспертном заключении сведений об исходных величинах и примененных формулах для определения нормативов по освещению надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов).
Определение числа часов использования освещения методом экспертных оценок, на что ссылается административный ответчик в жалобе, ничем не подтверждено. Расчеты мощности освещения исходя из удельного светового потока на 1 кв.м оценочной площади в экспертном заключении отсутствуют.
Приводимые Управлением в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у акционерного общества "Биробиджаноблгаз" запрошенных сведений о показаниях приборного учета потребления газа повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которой в решении дана надлежащая оценка. Оснований не согласиться с ней Судебная коллегия не находит, поскольку доказательства отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений не представлены, какие-либо действия для применения метода аналогов Управлением не предпринимались.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг рассчитаны с нарушением процедур определения нормативов, и признал Приказ N 124 не действующим в соответствующей части.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые ссылается административный ответчик, в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Еврейской автономной области от 12 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 65-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был