Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 марта 2019 г. N 03-04-05/14367
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Абзацем вторым подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса предусмотрено, что доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Кодекса доход от источников в Российской Федерации, полученный налогоплательщиками, как являющимися, так и не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, признается объектом налогообложения физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, по итогам налогового периода самостоятельно исчисляют и уплачивают суммы налога в соответствующий бюджет, исхода из сумм таких доходов, а также представляют налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 229 Кодекса, в налоговые органы.
В таких случаях наличие у налогоплательщика статуса налогового резидента Российской Федерации определяется исходя из положений статьи 207 Кодекса по итогам налогового периода, в котором налогоплательщиком был получен доход от продажи имущества.
Таким образом, если налогоплательщик по итогам налогового периода не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, то его доход от продажи в этом налоговом периоде недвижимого имущества в Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации в установленном порядке по ставке в размере 30 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 224 Кодекса.
Доход физического лица от продажи принадлежащего ему недвижимого имущества в Российской Федерации, находящегося на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году и на этом основании признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, с учетом положений пункта 1 статьи 224 Кодекса и пункта 3 статьи 210 Кодекса будет облагаться по ставке 13 процентов с применением соответствующих налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
На основании пункта 1 статьи 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) доходы, которые лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает от продажи недвижимого имущества, как оно определено в статье 6 Соглашения, и расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Таким образом, Соглашение предоставляет Российской Федерации право налогообложения доходов резидента Республики Беларусь от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, которое реализуется посредством национального законодательства в области налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 21 "Недискриминация" Соглашения граждане одного Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве иному или более обременительному налогообложению или связанному с ним обязательству, чем налогообложение и связанное с ним обязательство, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 7 комментариев к пункту 1 статьи 24 Модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, резидентство налогоплательщика является одним из факторов, который учитывается при определении того, находятся налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах или нет. Выражение "при тех же обстоятельствах" будет достаточным само по себе для установления того, что налогоплательщик, являющийся резидентом Договаривающегося Государства, и налогоплательщик, не являющийся резидентом этого же Государства, не находятся в одинаковых обстоятельствах.
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации значение имеет налоговый статус физического лица. При этом гражданство физического лица значения не имеет.
Таким образом, в части налогообложения доходов от продажи имущества граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации. Согласно Кодексу налоговый статус граждан Республики Беларусь, так же как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в Российской Федерации.
Так, доходы российских граждан от продажи квартиры в Российской Федерации, но при этом находящихся на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, то есть не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат в соответствии с Кодексом налогообложению по ставке в размере 30 процентов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 марта 2019 г. N 03-04-05/14367
Текст письма официально опубликован не был