Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 января 2019 г. N 03-05-06-02/1720
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об уплате земельного налога, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31.05.2005 N 6-П, определение от 16.04.2009 N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N ГКПИ08-1495, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N КАС08-648).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Согласно статье 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.
Таким образом, формирование налоговой базы исходя из стоимости земельного участка, находящегося в собственности, по мнению Департамента, соответствует принципу справедливости и положено в основу налоговых систем большинства государств.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего земельного участка.
Дополнительно сообщаем, что конкретные размеры налоговых ставок, в пределах установленных Кодексом, включая их дифференциацию, устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Кроме того, представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В части вопросов, связанных с оплатой труда "чиновников", сообщаем, что Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов осуществления государственной власти устанавливаются государственные должности Российской Федерации.
Уровень материального обеспечения лиц, замещающих указанные должности, обусловлен наделяемой компетенцией и характером принимаемых ими решений с учетом объема должностных обязанностей, сложности и важности исполняемых полномочий в части выработки и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, а также степени ответственности за их выполнение при условии соблюдения установленного законодательством ограничения на осуществление иных оплачиваемых видов деятельности, ряда специальных обязательств и запретов.
При этом следует отметить, что в 2013-2014 гг. была осуществлена реформа оплаты труда указанных лиц путем поэтапного повышения размеров денежного вознаграждения в рамках мероприятий по совершенствованию системы государственного управления, утвержденных Президентом Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией в Российской Федерации с 2015 года Правительством Российской Федерации осуществлялась реализация мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе по сокращению расходов на обеспечение деятельности федеральных государственных органов, включая расходы на оплату труда работников.
В ходе корректировки основных параметров федерального бюджета с целью системной оптимизации его расходов Президентом Российской Федерации были приняты отдельные решения о сокращении размеров оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, приравненных к ним по оплате труда, подлежащих выплате в период 2015-2018 гг., на 10 процентов.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 января 2019 г. N 03-05-06-02/1720
Текст письма официально опубликован не был