1. Основные положения
Наименование национального проекта |
Жилье и городская среда |
||
Краткое наименование федерального проекта |
Жилье |
Срок начала и окончания проекта |
1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г. |
Куратор федерального проекта |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) |
- |
||
Руководитель федерального проекта |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Администратор федерального проекта |
А.С. Манаенкова, заместитель директора Департамента жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710; Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328. |
2. Цель и показатели федерального проекта
Цель: увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год в том числе за счет:
- реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации;
- модернизации строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, совершенствования механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
- снижения административной нагрузки на застройщиков, совершенствования нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства;
- обеспечения эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства;
- реализации мероприятий, осуществляемых федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по оказанию гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и молодых семей
N п/п |
Наименование показателя |
Тип показателя |
Базовое значение |
Период, год |
|||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Значение |
Дата |
||||||||||
1. |
Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров1 |
Основной |
79,2 |
1 января 2018 г. |
86* |
88 |
98 |
94 |
104 |
112 |
120 |
2. |
Объем ввода в многоквартирных жилых домах, млн кв. метров |
Основной |
46,2 |
1 января 2018 г. |
49,7* |
54,8 |
64,9 |
60 |
68,3 |
74,8 |
80 |
3. |
Объем ввода жилья, построенного населением, млн кв. метров |
Основной |
33 |
1 января 2018 г. |
36,3 |
33,2 |
33,1 |
34 |
35,7 |
37,2 |
40 |
4. |
Ввод жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, млн кв. метров2 |
Основной |
8 |
1 января 2018 г. |
7,23 |
||||||
5. |
Объем многоквартирного жилья в стадии строительства, млн кв. метров |
Дополнительный |
115 |
1 января 2018 г. |
130 |
138 |
141 |
149 |
151 |
168 |
168 |
6. |
Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот АО "ДОМ.РФ", тыс. га |
Основной |
3,48 |
1 января 2018 г. |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
4,0 |
7. |
Актуализированы действующие нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
Дополнительный |
- |
- |
86 |
88 |
81 |
87 |
92 |
97 |
104 |
8. |
Внедрены новые нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
Дополнительный |
- |
- |
47 |
42 |
52 |
45 |
40 |
35 |
28 |
9. |
Срок получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, рабочих дней |
Дополнительный |
7 |
1 января 2018 г. |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10. |
Срок проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов жилищного строительства, дни |
Дополнительный |
45 |
1 января 2018 г. |
45 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
11. |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, не более ед. |
Дополнительный |
96 |
1 января 2018 г. |
96 |
94 |
90 |
84 |
82 |
82 |
82 |
11.1. |
В том числе предоставляемых в электронном виде, ед. |
Дополнительный |
- |
- |
- |
14 |
31 |
42 |
57 |
67 |
82 |
12. |
Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, тыс. га |
Дополнительный |
|
|
41,3 |
40,0 |
41,4 |
43,6 |
46,3 |
50,1 |
50,3 |
13. |
Средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке, тыс. рублей |
Основной |
- |
- |
- |
68,9 |
75,2 |
81,5 |
87,8 |
87,9 |
88 |
------------------------------
* показатель будет уточнен по итогам 2018 года.
1 Значения показателя на 2018 - 2024 гг. будет пересматриваться с учетом части 14 статьи 9 законопроекта N 581453-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предполагающей переход всех действующих проектов строительства на работу по счетам эскроу с 1 июля 2019 г.
2 Значения показателя устанавливаются по результатам ежегодного отбора субъектов Российской Федерации для участия в мероприятии по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации на основании представленных субъектами Российской Федерации заявок о поддержке проектов жилищного строительства после заключения соответствующих соглашений о предоставлении субсидии.
3 Прогнозные значения объема ввода жилья на 2018 год могут быть уточнены с учетом фактических параметров реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства.
------------------------------
3. Задачи и результаты федерального проекта
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Характеристика результата |
1. |
Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья |
|
1.1. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
Утвержден федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период объем средств на финансирование мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
1.2. |
Утвержден перечень субъектов Российской Федерации для участия в мероприятии по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
Утверждено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период распределение средств между субъектами Российской Федерации |
1.3. |
Обеспечен ввод жилья в рамках реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
Созданы стимулы для застройщиков для реализации масштабных проектов комплексного развития территории, обеспеченные инфраструктурными объектами, средства на которые предусмотрены в рамках реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
1.4. |
Внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства в части уточнения направлений использования субсидий в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
Внесены изменения в Приложение N 6 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 |
1.5. |
Проведена актуализация не менее 250 действующих нормативно-технических документов на предмет внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
Актуализированы требования /нормируемые параметры действующих нормативно-технических документов в строительстве, обеспечивающих использование передовых технологий в проектировании и строительстве |
1.6. |
Проведена актуализация не менее 290 действующих нормативно-технических документов на предмет внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
Актуализированы требования /нормируемые параметры действующих нормативно-технических документов в строительстве, обеспечивающих использование передовых технологий в проектировании и строительстве |
1.7. |
Принято не менее 130 новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
Разработаны нормативно-технические документы в строительной сфере, содержащие требования /нормируемые параметры, обеспечивающие использование передовых технологий в проектировании и строительстве |
1.8. |
Принято не менее 100 новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
Разработаны нормативно-технические документы в строительной сфере, содержащие требования /нормируемые параметры, обеспечивающие использование передовых технологий в проектировании и строительстве |
1.9. |
Проведена разработка и актуализация порядка 100 стандартов продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства |
Разработаны стандарты продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства |
1.10. |
Обеспечено расширение применения деревянных конструкций с учетом наилучших практик в строительстве в пилотных регионах4 |
Расширено применение деревянных конструкций с учетом наилучших практик в строительстве в пилотных регионах, в том числе для индивидуального (малоэтажного) жилищного строительства; обеспечена поддержка граждан в приобретении индивидуальных деревянных жилых домов заводского изготовления у производителей по льготной процентной ставке |
2. |
Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства |
|
2.1. |
Обеспечено достижение целевых показателей, предусмотренных целевой моделью "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", в том числе сокращены сроки предоставления услуги по получению разрешения на строительство |
Сокращены сроки предоставления услуги по получению разрешения на строительство до 5 рабочих дней |
2.2. |
Осуществлен переход к прохождению административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
Сокращены сроки прохождения процедур, обеспечен мониторинг лучших региональных практик |
2.2.1. |
Утверждена "дорожная карта" перехода к прохождению административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
Создана правовая основа для утверждения на федеральном уровне единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, форм документов, используемых для осуществления административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
2.2.2. |
Определены административные процедуры в сфере жилищного строительства осуществляемые исключительно в электронной форме |
Обеспечен постепенный переход к процедурам в электронной форме по мере готовности соответствующих информационных систем |
2.2.3. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся установления единых требований предоставления государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве и их перевода в электронный вид, а также формы документов, необходимых для оказания таких услуг |
Наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению случаев осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни, исключительно в электронной форме; отнесение к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации полномочий по утверждению форм документов в сфере градостроительной деятельности, а также по утверждению единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства |
2.2.4. |
Обеспечена интеграция Единой информационной системы жилищного строительства с порталом госуслуг, единой системой идентификации и аутентификации, региональными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности, единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, единым государственным реестром недвижимости |
Обеспечена возможность сбора необходимых для выработки государственной политики полных и достоверных статистических сведений о состоянии строительства на всех стадиях от предоставления земельных участков, планировки территории, до выдачи разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию, постановки их на кадастровый учет и государственной регистрации объектов |
2.2.5. |
Приняты нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые требования государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве и их перевода в электронный вид, а также формы документов, необходимых для оказания таких услуг |
Установлены единые требования предоставления государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве, и их перевода в электронный вид, а также формы документов, необходимых для оказания таких услуг |
2.2.6. |
Не менее 50% процедур исчерпывающего перечня административных процедур в сфере жилищного строительства осуществляются в электронном виде |
Упрощено для застройщиков прохождение административных процедур, сокращены сроки рассмотрения заявлений уполномоченными органами, снижены государственные, муниципальные расходы на администрирование государственных и муниципальных услуг |
3. |
Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение |
|
3.1. |
Внесены изменения в федеральное законодательство, предусматривающие упрощение механизма изъятия земельных участков в целях реализации проектов комплексного устойчивого развития территорий |
Принят Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)" |
3.2. |
Разработан методический документ "Стандарт комплексного развития территорий" с учетом лучших мировых практик в области городского планирования |
Сформировано методическое руководство, содержащее рекомендации по разработке и реализации проектов в сфере территорий жилой и многофункциональной застройки, формирования качественной городской среды при реконструкции или освоении застроенных территорий, при комплексной застройке новых территорий, а также благоустройство общественных городских пространств |
3.3. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на реализацию методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" |
Принят федеральный закон, регулирующий практическое применение методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" |
3.4. |
Актуализированы нормативно-правовые документы градостроительного регулирования и планировки территории, архитектурного проектирования, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом методического документа "Стандарта комплексного развития территорий" |
Внесены изменения в 10 сводов правил, 6 ГОСТов, подготовлены обоснования по внесению изменений в 6 СанПин, разработаны 2 новых свода правил |
3.5. |
Установлен контроль за использованием земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за счет обязательного информирования единого института развития в жилищной сфере о неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участках |
Принят Федеральный закон, предусматривающий установление контроля за использованием земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за счет обязательного информирования единого института развития в жилищной сфере о неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участках |
3.6. |
Принято Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решение о вовлечении в оборот земельных участков |
Вовлечение в оборот земельных участков для жилищного строительства и иного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" |
4. |
Развитие высшего и среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства |
|
4.1. |
Реализованы мероприятия по развитию и поддержке высшего и среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства |
Обеспечена подготовка квалифицированных кадров в сфере строительства и городского хозяйства |
4.2. |
Реализованы мероприятия по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства |
Проведены профильные программы повышения квалификации; проведена программа повышения квалификации "Архитекторы.рф" |
------------------------------
4 Ресурсное обеспечение мероприятия предусмотрено в рамках подпрограммы "Развитие производства традиционных новых материалов" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, которая будет преобразована в меры по государственной поддержке экспорта российской продукции гражданских отраслей промышленности в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
------------------------------
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта
5. Участники федерального проекта
6. Дополнительная информация
Наиболее значимые и заметные для общества укрупненные цели и задачи, предусматривающие их приоритетное финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения:
- Обеспечение ввода жилья в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации
В рамках реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации федеральная поддержка оказывается на развитие инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства, а также стимулирует дополнительный ввод жилья. Средства федерального бюджета направляются на субсидирование возмещения затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья; субсидирование строительства (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры; субсидирование строительства (реконструкцию) автомобильных дорог.
В 2017 году на реализацию указанного мероприятия из федерального бюджета были выделены средства в размере 20 млрд. рублей и получили поддержку 32 субъекта Российской Федерации на строительство объектов инфраструктуры в рамках 66 проектов по строительству жилья. В результате построено 126 км внутриквартальных дорог, а также 92 объекта социальной инфраструктуры: школ, дошкольных учреждений, поликлиник. В 2018 году средства федерального бюджета в размере 20 млрд. руб. распределены на строительство объектов инфраструктуры в рамках реализации 103 проектов жилищного строительства. В рамках этих проектов планируется строительство: 3-х поликлиник; 50 дошкольных учреждений; 38 общеобразовательных школ; 3 комплексов школа-детский сад; 221 км автомобильных дорог.
- Оказание поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей
Мероприятие позволит улучшить жилищные условия более 400 тыс. семей5, путем предоставления им соответствующей государственной поддержки.
- Актуализация порядка действующих нормативно-технических документов на предмет внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве
Актуальность ускоренного внедрения инновационных технологий и материалов в строительстве обусловлена изменяющимися предпочтениями потребителей строительной продукции. Наличие современных нормативных требований в строительстве позволит обеспечить структурные изменения на предприятиях промышленности строительных материалов, включая автоматизацию технологических процессов и создать конкурентные преимущества для развития рынка промышленности строительных материалов.
Мероприятия, в том числе содержащиеся в действующих государственных программах, направленных на достижение заявленных в проектах целей и решение соответствующих задач .
В рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, реализуются следующие мероприятия:
- по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации;
- по оказанию гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328, реализуются следующие мероприятия:
- проведена разработка и актуализация порядка 100 стандартов продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства;
- обеспечено расширение применения деревянных конструкций с учетом наилучших практик в строительстве в пилотных регионах.
Мероприятия по оказанию гражданам поддержки в улучшении жилищных условий осуществляется также в рамках мероприятий государственных программ Российской Федерации, "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", "Социальная поддержка граждан", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение обороноспособности страны", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий:
Мероприятия федерального проекта "Жилье" направлены на достижение задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), а именно на:
- модернизацию строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства,
- снижение административной нагрузки на застройщиков,
- совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства,
- обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства,
- оказание гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Кроме того, одной из целей является достижение 120 млн. кв. метров объема ввода жилья в 2024 году.
Проведение приоритизации мероприятий исходя из их влияния на достижение поставленных в проектах целей:
- Выделение средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации
Выделение средств федерального бюджета позволяет оказывать поддержку субъектам Российской Федерации в рамках реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, и могут быть направлены на субсидирование возмещения затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья; субсидирование строительства (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры; субсидирование строительства (реконструкцию) автомобильных дорог.
Указанное мероприятие позволяет оказывать поддержку на развитие инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства, а также стимулирует дополнительный ввод жилья. Отказ от финансирования может привести к снижению объема ввода жилья в субъектах Российской Федерации.
- Внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства в части уточнения направлений использования субсидий в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации
В рамках подготовки паспорта проекта проведена работа с субъектами Российской Федерации. В ходе указанной работы выявлена проблема, сдерживающая развитие жилищного строительства-отсутствие у застройщиков и субъектов Российской Федерации средств на строительство инженерно-технических объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов жилищного строительства.
Таким образом, планируется внесение изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства.
- Установление контроля за использованием земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за счет обязательного информирования единого института развития в жилищной сфере о неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участках
Обязательное информирование единого института развития в жилищной сфере о неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участках позволит осуществлять агентские полномочия в отношении таких земельных участков более эффективным способом, и, в то же время, будет стимулировать правообладателя использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
- Разработка и актуализация стандартов продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства
В целях стимулирования строительства и повышения качества индустриального жилищного строительства планируется разработать и актуализировать 40 стандартов продукции промышленности строительных материалов в 2019 году и 60 соответствующих стандартов в 2020 году.
Финансирование мероприятия планируется осуществить в рамках подпрограммы "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и ее конкурентоспособности", реализацию которой осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Первоочередная реализация в федеральных проектах мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость последующих мероприятий:
Обеспечение граждан жильем и создание качественной городской среды является стратегически важными задачами развития любого государства. Способность крупных городов развиваться путем точечной застройки практически исчерпана, поскольку использовано большинство "пятен" под застройку, ограничено количество инженерных мощностей. Также при точечной застройке увеличивается плотность строительства, и в жилых районах, не рассчитанных на такие изменения, ложится существенная нагрузка на транспортные магистрали и социальные объекты.
Реализация проектов комплексного развития территорий позволяет решить проблемы развития городов, создав современную, качественную городскую среду для проживания, с обеспечением необходимыми объектами инфраструктуры. В связи с этим, проектом паспорта федерального проекта "Жилье" предусмотрено финансирование мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации на оказание поддержки по развитию инфраструктуры, а также внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства в части расширения целей направления использования субсидий в рамках указанного мероприятия, в том числе на осуществление платы за технологическое присоединение к объектам инженерно-технического обеспечения в рамках реализации проектов жилищного строительства.
Соответствующее изменение, а также финансирование объектов социальной и транспортной инфраструктуры позволит снизить себестоимость строительства указанных проектов жилья.
Введение для каждого мероприятия характеристики возможности отказа от его финансирования при принятии решения отказа от его реализации:
Федеральное финансирование в рамках федерального проекта "Жилье" предусмотрено на реализацию мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, а также на реализацию мероприятий по разработке и актуализации технических нормативов. При этом, отказ от их финансирования может привести к срыву реализации всего проекта и не позволит достичь показателей, установленных Указом.
Введение для каждого создаваемого объекта показателя стоимости его последующего содержания:
В связи с тем, что средства федерального бюджета не выделяются на содержание объектов инфраструктуры, создаваемых в рамках реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, включение такого показателя не представляется возможным. В период реализации проекта (2019 - 2024 гг.) ориентировочная стоимость содержания всех создаваемых объектов составит 10,7 млрд. рублей (127 888 мест в школах, 72 088 мест в детских садах).
О динамике общего объема ввода жилья в период до 2024 года.
Прогноз осуществляется на основе модели, разработанной ДОМ.РФ совместно с ЦМАКП. В качестве входящих параметров приняты значения макроэкономического прогноза, подготовленного ЦМАКП. Это "целевой" прогноз развития российской экономики, предполагающий достижение целей, поставленных Президентом Российской Федерации в обращении к Федеральному собранию в марте 2018 г. и зафиксированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.
Рост объемов строительства коснется крупнейших российских городов, которые являются центрами притяжения трудовых ресурсов и формируют основной объем спроса на жилье. Уже сейчас на 15 ведущих российских регионов приходится более 50% объемов ввода жилья.
Необходимым элементом увеличения объемов ввода жилья до 120 млн. кв. метров к 2024 году является уровень спроса, который характеризуется развитием ипотечного жилищного кредитования.
В 2018 - 2024 годах рынок ипотеки продолжит уверенно развиваться, выступая ключевым инструментом поддержки платежеспособного спроса на жилье. Основным драйвером роста ипотечного рынка станет прогнозируемое снижение ставок до уровня ниже 8% в 2024 году.
В то же время, в условиях стабилизации инфляции на уровне целевого значения в 4% и сохранения уровня реальных ставок 2,5% (ключевая ставка 6,5%), дальнейшее снижение ставок по ипотеке будет происходит более плавными темпами.
Доступность ипотеки будет расти за счет снижения ставок (7,9% в 2024 г.) и повышения реальных располагаемых доходов населения. Рост спроса на жилье будет сбалансирован увеличением предложения, что позволит увеличить объемы индустриального жилищного строительства до 80 млн кв. метров в 2024 г.
По мере повышения прозрачности строительной отрасли и перехода от прямого привлечения средств граждан строительными компаниями на банковские механизмы финансирования (переход на счета эскроу и проектное финансирование), начиная с 2019 г. прогнозируется рост доли ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья на первичном рынке - с 32,7% в 2017 году до 50% в 2024 г.
Вместе с тем, в связи с переходом от прямого привлечения средств граждан строительными компаниями на банковские механизмы финансирования и учитывая средний срок строительства, прогнозируется спад объемов ввода жилья в 2021 году по сравнению с 2020 годом.
Стимулирование внедрения инновационных технологий и материалов в строительстве
Актуальность ускоренного внедрения инновационных технологий и материалов в строительстве обусловлена изменяющимися предпочтениями потребителей строительной продукции.
Наличие современных нормативных требований в строительстве позволит обеспечить структурные изменения на предприятиях промышленности строительных материалов, включая автоматизацию технологических процессов и создать конкурентные преимущества для развития рынка промышленности строительных материалов.
Сдерживающим фактором ускоренного внедрения инновационной строительной продукции является отсутствие на нее национальных стандартов, процедура разработки которых занимает от одного года до нескольких лет.
В этой связи, наиболее результативным механизмом поддержки, станет совершенствование процедуры оценки пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативно техническими документами. В настоящее время количество заявок, поступающих в Минстрой России на внедрение новых материалов в строительстве составляет не более 300 единиц ежегодно. Стимулирование производителей через расширение номенклатуры продукции, подлежащей оценке пригодности в отсутствии стандартов и сводов правил позволит значительно сократить время на внедрение инновационных строительных материалов (до трех месяцев), а также создать благоприятные условия для устранения технических барьеров при внедрении в строительстве прогрессивных отечественных и зарубежных достижений.
Развитие номенклатуры производства строительных материалов и открытие новых производств позволит вводить необходимый объем жилищного строительства.
О разработке и актуализации порядка 100 стандартов продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства
В целях повышения качества индустриального жилищного строительства планируется разработать и актуализировать 40 стандартов продукции промышленности строительных материалов в 2019 году и 60 соответствующих стандартов в 2020 году.
Финансирование мероприятия планируется осуществить в рамках подпрограммы "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и ее конкурентоспособности", реализацию которой осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Вклад в достижение к 2024 году национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно"
Достижение показателей федерального проекта "Жилье" позволит улучшить жилищные условия в 2024 году более 2 млн. семей. На достижение к 2024 году национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" будут оказывать положительное влияние реализуемые на федеральном и региональном уровне и финансируемые вне рамок федерального проекта мероприятия по обеспечению граждан жильем, включая мероприятия государственных программ Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", "Социальная поддержка граждан", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение обороноспособности страны", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
------------------------------
5 Планируемый результат подлежит ежегодному уточнению с учетом параметров финансирования мероприятий по обеспечению граждан жильем, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт федерального проекта "Жилье" (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3)
Текст паспорта официально опубликован не был