Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N АПЛ19-19
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Горчаковой Е.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фашмухова Тимура Борисовича об отмене решения квалификационной коллегии судей Кабардино-Балкарской Республики от 21 сентября 2018 г. о прекращении его отставки судьи
по апелляционной жалобе Фашмухова Т.Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца - адвоката Кучмезова М.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя квалификационной коллегии судей Кабардино-Балкарской Республики Бецукова А.З., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 4 мая 2000 г. N 485-П-СР Фашмухов Т.Б. был назначен на должность мирового судьи судебного участка N 6 г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики сроком на три года, после чего трижды переназначался на эту же должность.
Решением квалификационной коллегии судей Кабардино-Балкарской Республики (далее также - ККС КБР, Коллегия) от 28 февраля 2014 г. полномочия мирового судьи Фашмухова Т.Б. были прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) в связи с его письменным заявлением об отставке.
Стаж работы Фашмухова Т.Б. в должности мирового судьи составил более 13 лет.
6 июня 2018 г. в ККС КБР поступило заявление судьи в отставке Фашмухова Т.Б. с просьбой дать заключение относительно соответствия его трудовой деятельности в Федеральном государственном унитарном предприятии "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") в период с 19 июля 2016 г. по 17 мая 2018 г. Закону о статусе судей. Для проверки обстоятельств, изложенных в заявлении, ККС КБР была создана комиссия, согласно заключению которой от 3 июля 2018 г. Фашмуховым Т.Б. в период пребывания в отставке не соблюдались требования Закона о статусе судей, а именно запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной. Копия указанного заключения была вручена Фашмухову Т.Б. 19 сентября 2018 г.
Решением ККС КБР от 21 сентября 2018 г. отставка мирового судьи судебного участка N 6 г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики Фашмухова Т.Б. прекращена в связи с несоблюдением им требований пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
Фашмухов Т.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил отменить названное решение, ссылаясь на то, что ККС КБР применила Закон о статусе судей без учета изменений, внесенных в него Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".
По мнению административного истца, Коллегией не принято во внимание то обстоятельство, что осуществляемая им в период с 19 июля 2016 г. по 17 мая 2018 г. деятельность в должности начальника обособленного структурного подразделения Нальчикского участка курьерской доставки Управления федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиала ФГУП "Почта России" с учетом ее характера, особой социальной роли и назначения не может расцениваться как деятельность, несовместимая со статусом судьи в отставке. Исходя из целей, задач ФГУП "Почта России" деятельность сотрудников этого предприятия в полной мере соответствует правовому определению государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Кроме того, ФГУП "Почта России" является организацией, подведомственной Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Фашмухов Т.Б. также ссылался на то, что ККС КБР допустила нарушение при принятии решения о прекращении его отставки мирового судьи, поскольку в голосовании участвовал член Коллегии, являющийся членом комиссии управления Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Фашмухову Т.Б. отказано.
Не согласившись с таким решением, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного им требования. Как полагает Фашмухов Т.Б., в обжалуемом решении не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что он был лишен возможности подготовиться к рассмотрению вопроса о прекращении его отставки судьи, поскольку на заседании Коллегии 21 сентября 2018 г. этот вопрос изначально не ставился.
Административный истец выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности. Полагает, что решение о прекращении его отставки судьи принято с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 12.1 Закона о статусе судей. Утверждает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил его довод о нарушении ККС КБР при вынесении решения от 21 сентября 2018 г. принципа беспристрастности, закрепленного в статье 3 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г.), поскольку в голосовании по вопросу прекращения его отставки судьи принимал участие член коллегии, который входит в состав комиссии управления Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ККС КБР просит в ее удовлетворении отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
В соответствии со статьей 15 Закона о статусе судей отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (пункт 1), а также право на иные гарантии и льготы (пункты 3-5).
Подпунктом 2 пункта 6 указанной статьи установлено, что отставка судьи прекращается в случае несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
В силу подпунктов 1, 5 пункта 3 статьи 3 данного закона судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
При этом согласно абзацу первому пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ, действовавшей с 6 августа 2014 г.) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. На судью, пребывающего в отставке, не распространяются требования, установленные подпунктами 1 (в части, касающейся замещения государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы), 11 и 12 пункта 3 данной статьи.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей изложен в новой редакции (вступившей в силу с 1 сентября 2016 г.), предусматривающей, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 названной статьи.
Руководствуясь приведенными выше законоположениями, надлежащим образом исследовав и оценив в судебном заседании материалы дела в их совокупности, суд первой инстанции правомерно отказал административному истцу в удовлетворении требования об отмене решения ККС КБР от 21 сентября 2018 г., поскольку установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что Фашмухов Т.Б., пребывая в отставке, осуществлял оплачиваемую трудовую деятельность в коммерческой организации, то есть нарушил требования пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
После ухода в отставку с должности мирового судьи Фашмухов Т.Б. в период с 19 июля 2016 г. по 17 мая 2018 г. работал в должности начальника обособленного структурного подразделения Нальчикского участка курьерской доставки Управления федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиала ФГУП "Почта России", которое является коммерческой организацией (пункт 1.3 Устава этого предприятия, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 141, действовавшего в период осуществления административным истцом трудовой деятельности). Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и административным истцом не оспаривается.
Закон о статусе судей, устанавливая право судьи на отставку, не препятствует судье, ушедшему в отставку и не намеренному сохранять статус судьи, реализовать право на труд и заниматься по своему усмотрению любой оплачиваемой деятельностью, но при этом предусматривает прекращение отставки судьи, не желающего добровольно соблюдать связанные со статусом судьи запреты и ограничения.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с утверждением Фашмухова Т.Б. о том, что ввиду вступления в силу с 1 сентября 2016 г. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ он имел право работать в структуре ФГУП "Почта России", сохраняя при этом статус судьи в отставке.
Изменения, внесенные приведенным законом в пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей, позволяют судьям, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
Однако согласно Закону о статусе судей (как до вступления в силу указанных изменений, так и после) судьи, пребывающие в отставке, не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью в государственных унитарных предприятиях, являющихся коммерческими организациями.
Должность, которую занимал административный истец в структуре ФГУП "Почта России", не относится к должностям, перечисленным в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, вследствие чего осуществлявшаяся им в этой организации трудовая деятельность несовместима со статусом судьи в отставке.
Довод апелляционной жалобы Фашмухова Т.Б. о необходимости применения по его делу о прекращении отставки судьи сроков давности привлечения к ответственности, установленных пунктом 6 статьи 12.1 Закона о статусе судей, учитываемых при наложении на судью дисциплинарного взыскания, судом первой инстанции оценивался и правильно был признан несостоятельным, поскольку прекращение отставки судьи не относится к мерам дисциплинарной ответственности, исчерпывающий перечень которых, поименованных как "виды дисциплинарных взысканий", приведен в статье 12.1 данного закона.
В связи с этим отсутствовали правовые основания для применения указанных сроков при принятии Коллегией решения о прекращении отставки судьи. Исключение из этого общего правила предусмотрено лишь для случаев выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи и являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 Закона о статусе судей (подпункт 1 пункта 6 статьи 15 этого закона).
Сформулированное в данной правовой норме основание прекращения отставки судьи к административному истцу не применялось.
Суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении, что ККС КБР приняла решение от 21 сентября 2018 г. с учетом полномочий этого органа, определенных в статье 19 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 23 названного закона, а также статьями 18, 19 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, с использованием процедуры тайного голосования, в правомочном составе. Из 15 членов коллегии, присутствовавших на заседании, за прекращение отставки судьи Фашмухова Т.Б. проголосовали 13.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что он был лишен возможности подготовиться к рассмотрению вопроса о прекращении его отставки судьи, поскольку на заседании ККС КБР 21 сентября 2018 г. этот вопрос изначально не ставился, не может служить поводом к отмене решений квалификационной коллегии судей и суда первой инстанции.
В силу пункта 7 статьи 15 Закона о статусе судей решение о прекращении отставки судьи принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке.
Действующее законодательство не предусматривает какой-либо иной, специальной процедуры принятия квалификационной коллегией судей решения о прекращении отставки судьи по результатам рассмотрения ею заключения комиссии относительно соответствия трудовой деятельности судьи, пребывающего в отставке, требованиям Закона о статусе судей.
Из материалов настоящего административного дела видно, что Фашмухов Т.Б. был уведомлен о содержании заключения комиссии от 3 июля 2018 г., копия которого была получена им 19 сентября 2018 г. Согласно протоколу заседания ККС КБР от 21 сентября 2018 г., проведенного с участием Фашмухова Т.Б., ему была предоставлена возможность довести до сведения коллегии свою позицию относительно выводов, содержащихся в заключении комиссии. То обстоятельство, что голосование по вопросу о прекращении отставки судьи было проведено сразу после утверждения Коллегией указанного заключения, не влияет на законность и обоснованность принятого ею решения.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении дал надлежащую правовую оценку доводу Фашмухова Т.Б. о том, что при вынесении решения от 21 сентября 2018 г. Коллегией был нарушен принцип беспристрастности, закрепленный в статье 3 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, так как в голосовании по вопросу прекращения отставки судьи принимал участие член коллегии, который входит в состав комиссии управления Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям. Факт участия названного лица в работе такой комиссии не повлиял на правильность процедуры голосования и принятого ККС КБР решения, поскольку прекращение отставки судьи Фашмухова Т.Б. не обусловлено какими-либо решениями или действиями упомянутой комиссии.
Утверждение Фашмухова Т.Б. о том, что данное дело должно было рассматриваться Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, не основано на законе. Из содержания статьи 230 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в указанную коллегию могут быть обжалованы лишь решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.
Доводы административного истца, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся, по существу, лишь к иной оценке доказательств, полно и всесторонне исследованных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела, и не ставят под сомнение законность обжалуемого решения.
Поскольку Фашмухов Т.Б. осуществлял деятельность, не совместимую со статусом судьи в отставке, и, следовательно, перестал отвечать предъявляемым к судьям в отставке требованиям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ККС КБР правомерно прекратила его отставку судьи по основанию несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фашмухова Тимура Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N АПЛ19-19
Текст определения официально опубликован не был