Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 66-АПУ19-2
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Червоткина А.С.
судей Климова А.Н. и Кониной И.Г.
при секретаре Горностаевой Е.Е.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Чупина И.Ф. и адвоката Воробьева Ю.И. на приговор Иркутского областного суда от 14 декабря 2018 года, которым
Чупин Игорь Федорович, ... судимый
25 декабря 2008 года (с учетом постановления Братского районного суда Иркутской области от 08.07.2011 года) по ч. 4 ст. 111 УК РФ 7 лет 8, освобожден по отбытии наказания 13 ноября 2015 года, - осужден к лишению свободы по:
- п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 19 лет с ограничением свободы на 1 год,
- п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ на 12 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений Чупину И.Ф. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 24 года с отбыванием первых 5 (пяти) лет лишения свободы в тюрьме, а остальной части срока наказания в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы на 1 год, с ограничениями, указанными в приговоре.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Червоткина А.С., выступления осужденного Чупина Ф.И. и адвоката Шаповаловой Н.Ю., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Лежепекова В.А. об оставлении приговора без изменения, Судебная коллегия установила:
Чупин И.Ф. признан виновным в совершении разбойного нападения на Б. с применением предметов, используемых в качестве оружия с причинением тяжкого вреда ее здоровью, а также ее убийства, сопряжённого с разбоем.
Преступления совершены 27 апреля 2018 года в р.п. Октябрьский Чунского района Иркутской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденный Чупин И.Ф. виновным себя признал частично.
В апелляционных жалобах и дополнениях:
- осужденный Чупин И.Ф. выражает несогласие с приговором, указывая на то, что он пришел в дом потерпевшей Б. для получения 3.000 рублей денег за выполненные ранее хозяйственные работы и не имел цели завладеть ее имуществом или деньгами. По просьбе потерпевшей он отрезал провод от плиты в целях ремонта, повернулся, и нечаянно порезал потерпевшей руки ножом, находившимся в его руках. Потерпевшая разрешила взять деньги. Он взял деньги из ее кошелька, не считая их, как оказалось 4.500 рублей. Б. стала высказывать оскорбительные выражения в адрес его и его жены. Разозлившись, он проводом сдавил шею потерпевшей. Считает, что, когда он уходил, потерпевшая была жива, поскольку ее труп находился в другом положении, а к делу был приобщен другой провод, а не тот, которым он сдавливал шею потерпевшей. Выводы эксперта о том, что этот провод составлял одно целое с проводом на плите, сфабрикованы. Утверждает, что приговор постановлен на его первоначальных показаниях по делу, данных под воздействием применения к нему насилия и иных недозволенных методов ведения следствия. По окончании предварительного следствия материалы дела были предоставлены ему в неподшитом, непронумерованном и в неполном виде. Просит изменить квалификацию его действий и смягчить наказание с учетом явки с повинной, активного способствования раскрытию преступления, состояния здоровья и возраста;
адвокат Воробьев Ю.И. просит приговор в части осуждения Чупина И.Ф. по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ отменить, а в остальном - изменить, переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 105 УК РФ со смягчением наказания, указывая на то, что наличие у него умысла на разбой не доказано. Показания Чупина И.Ф. о том, что он применил к потерпевшей насилие на почве личных неприязненных отношений, материалами дела не опровергнуты. Под матрацем потерпевшей после ее смерти было обнаружено 50.000 рублей денег, которые осужденный не взял, что также говорит об отсутствии у него умысла на разбой.
В возражениях на апелляционные жалобы государственный обвинитель Рогов А.В. просит их отклонить и оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что приговор суда является законным, обоснованным и справедливым.
Виновность Чупина И.Ф. в совершении преступлений, установленных приговором, подтверждена доказательствами, исследованными в судебном заседании.
В судебном заседании Чупин И.Ф. утверждал, что он пришел к Б. за деньгами в сумме 3000 рублей за распиленный им ранее тополь. По ее просьбе он стал ремонтировать электрическую плитку, отрезал ножом провод, развернулся к Б., и нечаянно порезал ножом ей руки. Б. стала ругаться, оскорблять его жену. Он накинул на нее шнур от электроплитки и начал душить. После того как Б. перестала сопротивляться, он отпустил провод, взял деньги из кошелька и ушел.
Вместе с тем, будучи допрошенным в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого (т. 1 л.д. 52-58), обвиняемого (т. 1 л.д. 146-149, 191-194), при проверке показаний на месте (т. 1 л.д. 60-75) Чупин И.Ф. показал, что он пришел домой к Б., чтобы занять деньги, но та ему отказала. Он достал из кармана складной нож и стал наносить ей удары ножом по рукам, требуя отдать деньги. Затем, он отрезал ножом провод от электроплитки, накинул его на шею потерпевшей со стороны спины, повалил ее на кровать, и руками с силой стал стягивать шнур вокруг шеи. Это продолжалось около 5 минут. После того, как Б. перестала шевелиться, он отпустил ее. Из кошелька, лежавшего на комоде, он взял деньги около 4500 рублей. На такси уехал в поселок Чунский, где потратил часть денег при распитии спиртного с бывшими сотрудниками по работе.
Эти показания Чупина И.Ф., данные им на предварительном следствии, подтверждаются и согласуются с другими доказательствами по делу: результатами осмотра места происшествия (т. 1 л.д. 9-18) и вещественных доказательств, заключениями судебных экспертиз и показаниями потерпевшей С. свидетелей К., Б., К., Я. и других, иными материалами дела.
В частности, показания о том, что он нанес удары ножом по телу Б. и затем задушил потерпевшую отрезком провода от электроплиты, объективно подтверждаются выводами судебно-медицинских экспертиз о характере, локализации, механизме образования телесных повреждений, обнаруженных при исследовании трупа Б. Орудия преступления, нож и шнур, были обнаружены и изъяты, и при экспертном исследовании на отрезке провода обнаружена кровь Б. и смешанные следы с кровью Чупина И.Ф. и Б. на клинке и рукояти ножа обнаружена кровь Б.
Из показаний потерпевшей С. следует, что 28 апреля она пришла к сестре и обнаружила ее мертвой. У сестры были накопления, которые лежали в трех кошельках на разные нужды. В двух кошельках денег не было, они пропали.
Свидетели С., В. и Б. показали, что Б. приглашала Чупина помогать по хозяйству. Последний раз Чупин работал у Б. в апреле 2018 года, распилил тополь, за что Б. заплатила ему 3.000 рублей.
Из показаний свидетеля К. следует, что в апреле 2018 года Чупин работал у Б., распилил тополь, она заплатила за работу в тот же день 3000 рублей. Чупин обычно не заходил в дом к Б., работал во дворе. 27 апреля 2018 года денег у Чупина при себе не было. От Чупина И.Ф. ей стало известно о том, что он убил Б., и похитил у нее деньги.
Из показаний свидетелей К., Л. и Я. следует, что в конце апреля 2018 года в п. Чунский, приехал Чупин. Они купили пиво и продукты, расплачивался Чупин.
Из показаний свидетеля Б. следует, что 27 апреля 2018 года у него был вызов такси из р.п. Октябрьский до п. Чуна. Мужчина за вызов заплатил 450 рублей. Свидетель Л. показал, что 27 апреля 2018 года он отвез Чупина на своем автомобиле из п. Чуна в р.п. Октябрьский за 500 рублей.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что в квартире 1 дома 28 по ул. Октябрьская в р.п. Октябрьский Чунского района Иркутской области был обнаружен труп Б. в положении лежа на кровати, лицом вниз, колени на полу (т. 1 л.д. 9-18).
Из заключений основной и дополнительной судебно-медицинских экспертиз следует, что смерть Б. наступила от механической асфиксии, развившейся от сдавления органов шеи тупым предметом, которая относится к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Кроме того, обнаружены резаные раны левой кисти, правого предплечья, относящиеся к категории повреждений, причинивших легкий вред здоровью; кровоподтеки лобной области, левой надбровной дуги, завитка левого уха, правой кисти, относящиеся к категории повреждений, не причинивших вреда здоровью (т. 2 л.д. 202-204, 245-248).
В жилище Чупина И.Ф. при обыске был изъят складной нож (т. 1 л.д. 78-92). В квартире Б. были обнаружены и изъяты два кошелька черного цвета, отрезок провода от электроплитки (т. 1 л.д. 100-115), а также у потерпевшей С. была изъята электрическая плитка, принадлежащая Б. (т. 2 л.д. 52-55).
Чупин И.Ф. опознал отрезок провода от электроплитки, изъятый из квартиры Б., которым он совершил ее убийство и принадлежащий ему складной нож, которым он наносил удары по рукам потерпевшей (т. 2 л.д. 112-115, т. 3 л.д. 125-128).
Из заключений эксперта следует, что отрезок провода был отделен от электроплитки путем резания режущей частью. Отрезок электрического провода и провод электрической плитки могли ранее составлять единое целое (т. 3 л.д. 29-31, 36-42).
Из заключения эксперта следует, что на изъятых из квартиры Б. кошельках обнаружена кровь Б. на отрезке провода обнаружена кровь Б. и смешанные следы с кровью, которые произошли от Чупина И.Ф. и Б. на клинке и рукояти складного ножа, принадлежащего Чупину И.Ф., обнаружена кровь Б. на обуви Чупина И.Ф. на левую ногу обнаружена кровь Б. (т. 2 л.д. 232-239).
Показания подсудимого Чупина И.Ф. о том, что он нанес удары ножом по телу Б., и затем задушил потерпевшую отрезком провода от электроплиты, объективно подтверждаются выводами судебно-медицинских экспертиз о характере, локализации, механизме образования телесных повреждений, обнаруженных при исследовании трупа Б. Орудия преступления, нож и шнур, были обнаружены и изъяты, и при экспертном исследовании на отрезке провода обнаружена кровь Б. и смешанные следы с кровью Чупина И.Ф. и Б. на клинке и рукояти ножа обнаружена кровь Б.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы осужденного Чупина И.Ф. о том, что в ходе предварительного расследования оговорил себя в результате применения недозволенных методов ведения следствия, проверялись в судебном заседании, и были обоснованно отвергнуты. Как следует из материалов дела, показания Чупин И.Ф. давал по своему желанию, в присутствии защитника, а проверка показаний на месте проводилась с участием понятых. Свидетель К. подтвердила, что в ходе очной ставки Чупин И.Ф. действительно пояснял о корыстном мотиве убийства Б.
Доводы Чупина И.Ф. о том, что он просил и взял деньги у Б. за ранее выполненную работу, наряду с показаниями, данными в ходе предварительного расследования самим Чупиным И.Ф., опровергаются показаниями свидетелей С., В. и Б. о том, что Б. рассчиталась с Чупиным за распил тополя сразу же за выполнением им этой работы.
Судом дана надлежащая оценка всей совокупности исследованных по делу доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности Чупина И.Ф., и его действия квалифицированы правильно.
Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, которые могли бы поставить под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора, в ходе производства по делу допущено не было.
Доводы осужденного Чупина И.Ф. о том, что по окончании предварительного следствия материалы дела были предоставлены ему в неподшитом, непронумерованном и в неполном виде опровергаются протоколом о его ознакомлении с материалами уголовного дела (т. 3, л.д. 128-134). В нем указано, что обвиняемый Чупин И.Ф. был ознакомлен совместно с адвокатом Степановым И.А. со всеми материалами уголовного дела, которые были представлены им в подшитом и пронумерованном виде, а также с вещественными доказательствами.
Согласно заключению комиссии экспертов Чупин И.Ф. в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию, в полной мере мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими(т. 2 л.д. 217-225), поэтому он обоснованно признан судом вменяемым.
Наказание Чупину И.Ф. назначено в соответствии с законом, с учетом характера и степени общественной опасности совершённых преступлений, данных о его личности и всех обстоятельств дела, а также влияния назначаемого наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учел явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, признание вины, состояние здоровья, то есть, все обстоятельства, на которые он указывает в своей апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Иркутского областного суда от 14 декабря 2018 года в отношении Чупина Игоря Федоровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденного Чупина И.Ф. и адвоката Воробьева Ю.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в порядке судебного надзора, установленном главой 48.1 УПК РФ.
Председательствующий |
Червоткин А.С. |
Судьи |
Климов А.Н. |
|
Конина И.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 66-АПУ19-2
Текст определения официально опубликован не был