Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 января 2019 г. N 03-15-06/2277
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам применения с 01.01.2019 пониженных тарифов страховых взносов участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее - СЭЗ) в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 297-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 297-ФЗ) сообщает следующее.
Исходя из положений подпункта 11 пункта 1 в редакции, вступившей в силу с 01.01.2019, и подпункта 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ.
Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком - участником СЭЗ по согласованию с органами управления СЭЗ по месту нахождения такого плательщика (абзац третий подпункта 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 297-ФЗ).
При этом исходя из положений пункта 10 статьи 427 Кодекса, пониженные тарифы страховых взносов применяются в течение 10 лет теми участниками СЭЗ, которые получили такой статус не позднее трех лет со дня создания СЭЗ, то есть не позднее 31 декабря 2017 г. Следовательно, положения статьи 427 Кодекса, связанные с порядком применения пониженных тарифов страховых взносов, не распространяются на участников СЭЗ, получивших такой статус после 31 декабря 2017 г.
Согласно статье 13 Федерального закона N 377-ФЗ лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ (далее - заявитель).
В инвестиционной декларации содержится в том числе технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы (часть 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).
При этом в разделе III "Технический план инвестиционного проекта" формы инвестиционной декларации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856, указывается количество и квалификация производственного, инженерно-технического и иного персонала, необходимого для реализации инвестиционного проекта.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов соответствующий орган управления СЭЗ принимает решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в СЭЗ в соответствии с частями 8 и 9 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ.
Таким образом, на этапе заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ перечень необходимых для реализации инвестиционного проекта рабочих мест с соответствующей квалификацией (в том числе решение о включении в него тех или иных работников административно-хозяйственного персонала: директора, бухгалтера и т.п., а также рабочих мест, обслуживающих основное производство) определяется заявителем.
В связи с этим, считаем представление инвестиционной декларации с планируемым количеством и квалификацией необходимого персонала для реализации инвестиционного проекта в орган управления СЭЗ в качестве приложения к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ и последующее заключение такого договора с органом управления СЭЗ, а также принятое в дальнейшем штатное расписание, соответствующее заявке, свидетельством об утверждении плательщиком - участником СЭЗ перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, и согласовании данного перечня с органом управления СЭЗ.
Таким образом, отдельное согласование плательщиком страховых взносов с органами управления СЭЗ перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, не требуется, если упомянутый документ о количестве и квалификации персонала, являющийся приложением к договору об условиях деятельности в СЭЗ, аналогичен штатному расписанию плательщика.
В иных случаях требуется проведение согласования плательщиком страховых взносов с органами управления СЭЗ перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, в порядке, определяемом органами управления СЭЗ.
Следовательно, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов в инвестиционной декларации сведений о количестве и квалификации персонала, необходимого для реализации инвестиционного проекта, такой плательщик на основании вышеприведенного абзаца третьего подпункта 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 297-ФЗ с 01.01.2019 лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные для участников СЭЗ, до проведения им согласования с органами управления СЭЗ перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, в порядке, определяемом органами управления СЭЗ.
В случае создания участником СЭЗ большего количества рабочих мест, используемых для реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, чем это было запланировано в инвестиционной декларации при заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ на рабочих местах, не указанных в инвестиционной декларации, с 01.01.2019 также будет возможно только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления СЭЗ.
Таким образом, для применения участниками СЭЗ с 01.01.2019 пониженных тарифов страховых взносов в случае отсутствия у участника в инвестиционной декларации сведений о количестве и квалификации персонала, необходимого для реализации инвестиционного проекта, а также в случае несоответствия данных инвестиционной декларации действующему штатному расписанию участника СЭЗ, перечни рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, подлежали согласованию с органами управления СЭЗ до 01.01.2019.
При этом обращаем внимание, что изменения, внесенные в подпункт 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса Федеральным законом N 297-ФЗ и вступившие в силу с 01.01.2019, носят уточняющий характер.
Что касается вопроса о том, является ли подписанное заместителем Министра финансов Российской Федерации И.В. Труниным письмо от 29.10.2018 N 03-15-08/77795 официальным разъяснением Министерства финансов Российской Федерации, то сообщаем, что исходя из положений пункта 1 статьи 34.2 Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации является органом, уполномоченным давать письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании пункта 12.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, ответ на обращение, поступившее в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с его компетенцией, подписывается Министром, заместителем Министра или руководителем структурного подразделения в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, письмо от 29.10.2018 N 03-15-08/77795 за подписью заместителя Министра финансов Российской Федерации И.В. Трунина является официальным разъяснением Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом регистрации в Минюсте России письма Минфина России не подлежат.
Кроме того, согласно пункту 9 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства.
Положением о Департаменте налоговой и таможенной политики, утвержденным приказом Минфина России от 25.07.2016 N 267 (далее - Положение), к полномочиям Департамента отнесено предоставление письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 4.3.1 Положения). При этом данным Положением предусмотрено, что документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в его компетенцию, подписываются директором Департамента или его заместителями (пункт 10 Положения).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере функционирования особого правового режима и функционирования СЭЗ, является Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 января 2019 г. N 03-15-06/2277
Текст письма официально опубликован не был