Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 января 2019 г. N 03-05-06-02/1317
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о завышенной сумме земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Согласно статье 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 396 Кодекса установлено, что земельный налог для физических лиц исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина земельного налога зависит от двух показателей; налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Согласно указанным федеральным законам под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федераций, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Постановлением Правительства Москвы от 21.12.2016 N 910-ПП установлено, что с 1 января 2017 г. государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 237-ФЗ, а утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве возложено на Департамент городского имущества г. Москвы.
Государственная кадастровая оценка в 2018 году проведена ГБУ г. Москвы "Городским центром имущественных платежей и жилищного страхования", результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая земельные участки, утверждены распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы 29.11.2018 N 40557.
В связи с этим, руководствуясь статьями 20 и 21 Федерального закона N 237-ФЗ, по вопросам предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; об исправлении ошибок, допущенных в определении кадастровой стоимости, следует обращаться в ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Обращаем внимание, что согласно статье 22 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
0,3 процента - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, установленные на федеральном уровне налоговые ставки по земельному налогу являются максимальными. Конкретные размеры налоговых ставок, включая их дифференциацию, устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Кроме того, представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований на территориях которых установлены эти налоги.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 января 2019 г. N 03-05-06-02/1317
Текст письма официально опубликован не был