Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 января 2019 г. N 03-08-05/506
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам налогообложения операций факторинга и сообщает следующее.
Как следует из запроса, иностранное юридическое лицо (фактор) по договору факторинга приобретает у российского юридического лица (клиент) денежное требование к другому российскому юридическому лицу (должник), вытекающее из договора поставки товаров. Данное денежное требование приобретается фактором по цене с дисконтом к сумме денежного требования.
В соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:
1) передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);
2) осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);
3) осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями;
4) осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.
Обязательства финансового агента (фактора) по договору факторинга могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 5 статьи 824 ГК РФ в договоре факторинга могут быть предусмотрены обязанности финансового агента (фактора) по оплате цены приобретенных им денежных требований, по предоставлению клиенту займа (кредита) или по оказанию клиенту услуг. В таком случае к отношениям сторон по договору факторинга применяются правила соответственно о купле-продаже, займе (кредите), возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит положениям главы 43 ГК РФ и существу отношений по договору факторинга.
Порядок налогообложения дохода иностранной организации в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 306 и статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых, доход иностранной организации от оказания услуг, не приводящих к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, налогообложению в Российской Федерации не подлежит, при условии, что такой вид дохода не подпадает под действие норм пункта 1 статьи 309 Кодекса.
По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по финансированию под уступку денежного требования, оказываемых российской организации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, сообщаем.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения мест реализации работ и услуг для целей налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно положениям статьи 148 Кодекса услуги по финансированию под уступку денежного требования к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 данной статьи, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом на основании пункта 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, признается территория Российской Федерации и случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации нa основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постояннодействующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
Учитывая изложенное, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информативно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 января 2019 г. N 03-08-05/506
Текст письма официально опубликован не был