Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2019 г. N 7-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело путем использования систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению Заводова Д.А. о признании не действующими в части Генерального плана города Иваново, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 27 декабря 2006 г. N 323 "Об утверждении генерального плана города Иваново на период до 2025 года" и Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 694 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново" по апелляционной жалобе администрации города Иваново на решение Ивановского областного суда от 13 сентября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Заводова Д.А. Володиной В.В., представителя Администрации г. Иваново Солдатовой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Заводов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части Генерального плана города Иваново, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 27 декабря 2006 г. N 323 "Об утверждении генерального плана города Иваново на период до 2025 года" и Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 694 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново" в части фрагмента Карты градостроительного зонирования (Карты зон с особыми условиями использования территории. Карта территорий объектов культурного наследия) - приложение N 2 в той мере, в какой они устанавливают размеры и границы санитарно-защитной зоны промышленных и коммунально-складских предприятий (производственных объектов III, IV и V классов опасности) для земельного участка с кадастровым номером ... в отсутствие решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Решением Ивановского областного суда от 13 сентября 2018 г. заявление удовлетворено.
Суд исходил из того, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно устанавливать размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Не согласившись с решением суда, администрация города Иваново обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Ивановской области представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители Ивановской городской Думы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В порядке предоставленных полномочий решением Ивановской городской Думы от 27 декабря 2006 г. N 323 утвержден Генеральный план города Иваново, которое опубликовано на сайте Ивановской городской Думы и в газете "Рабочий край" от 16 января 2007 г. N 5 (24451), от 20 февраля 2007 г. N 30 (24476).
Решением Ивановской городской Думы от 25 мая 2016 г. N 197 в Генеральный план города Иваново внесены изменения, которыми утверждены Перечень графических и текстовых материалов Генерального плана и изменения в них, положение о территориальном планировании и карты Генерального плана в новой редакции. В составе указанного Перечня утверждены материалы по обоснованию Генерального плана в текстовой форме и Карта зон с особыми условиями использования территории, в которой отображены санитарно-защитные зоны, в том числе санитарно-защитная зона промышленных и коммунально-складских предприятий вокруг земельного участка Заводова Д.А.
Указанное решение в установленном порядке опубликовано на сайтах Ивановской городской Думы и в газете "Рабочий край" от 07 июня 2016 г. N 82 (26631), при этом Карта зон с особыми условиями использования территории Генерального плана в установленном порядке не опубликована.
Решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 694 утверждены Правила землепользования и застройки города Иваново, которое размещено на сайте Ивановской городской Думы и в полном объеме опубликовано в газете "Рабочий край" от 11 марта 2008 г. N 42 (24728)
Решением Ивановской городской Думы от 29 июня 2016 г. N 234 Правила землепользования и застройки города Иваново утверждены в новой редакции, приложением N 2 к которым является Карта градостроительного зонирования (Карта границ зон с особыми условиями использования территории. Карта объектов культурного наследия), отображающая санитарно-защитные зоны. Указанное решение опубликовано на сайте Ивановской городской Думы 11 июля 2016 г. и газете "Рабочий край" от 14 июля 2016 г. N 102 (26651).
Решением Ивановской городской Думы от 24 мая 2017 г. N 386, размещенном на официальном сайте Ивановской городской Думы от 05 июня 2017 г. и в газете "Рабочий край" от 15 июня 2017 г. N 83 (26822), внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Иваново: Карта градостроительного зонирования (Карта границ территориальных зон) - приложение N 1 и Карта градостроительного зонирования (Карта границ зон с особыми условиями использования территории. Карта территорий объектов культурного наследия)- Приложение N 2 к Правилам землепользования и застройки города Иваново утверждены в новой редакции. Данное решение в полном объеме опубликовано на сайте Ивановской городской администрации.
Согласно материалам дела Заводов Д.А. и Заводова С.В. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ... площадью 750 кв.м, и жилого дома с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ... Земельный участок находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (дом индивидуальной жилой застройки).
В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома Заводов Д.А. обратился в администрацию города Иваново, которая 02 октября 2017 г. отказала в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что принадлежащий заявителю земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных и коммунально-складских предприятий (производственных объектов III, IV и V классов опасности), в которой не допускается размещение жилой застройки, а также в дополнении к отказу сообщено, что на карте градостроительного зонирования, карте зон с особыми условиями использования территории, карте территорий объектов культурного наследия Правил землепользования и застройки города Иваново нанесен нормативный размер санитарно-защитных зон; границы санитарно-защитной зоны в государственном кадастровом учете недвижимости не зарегистрированы. Сообщено, что в районе дома ... города Иваново расположены два промышленных предприятия - ООО "Ивановский кабельный завод", выпускающий силовые кабели и кабели для системы охраны пожарной сигнализации, и ООО "Профессионал", выпускающей навесное оборудование для дорожно-строительной и карьерной техники.
Обращаясь в суд, административный истец полагал, что оспариваемыми нормативными актами в пределах границ принадлежащего ему земельного участка незаконно установлена санитарно-защитная зона названных предприятий, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Размер санитарно-защитной зоны для проектируемых и действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений, для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; для предприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.6 Санитарных правил).
Согласно материалам дела администрация города Иванова ссылается, что земельный участок административного истца располагался в близости от двух крупных промышленных предприятий, таких как: ОАО "Ивтекмаш",
осуществляющего производство оборудования для текстильной промышленности, относящегося к III классу опасности, от которого обозначена санитарно-защитная зона 300 м и ЗАО "Иэнергомаш", осуществляющего производство оборудования для энергетики, относящегося к IV классу опасности, от которого обозначена санитарно-защитная зона 100 м.
В 2008 году земельные участки, предоставленные ОАО "Ивтекмаш" и ЗАО "Иэнергомаш" в бессрочное пользование были разделены соответственно на 21 участок и 12 участков.
В настоящее время на территории ОАО "Ивтекмаш" размещаются предприятия ООО "Профессионал" и ООО "Ивановский кабельный завод", относящиеся в соответствии с санитарной классификацией с учетом вида их деятельности к IV классу опасности с нормативной санитарно-защитной зоной 100 метров, которые находятся в непосредственной близости от земельного участка истца.
Размеры санитарно-защитных зон указанных предприятий приведены в таблице в разделе 13.2 "Организация санитарно-защитных зон" пояснительной записки "Корректура генерального плана города. Том 1" и в материалах по обоснованию внесения изменений в Генеральный план в соответствии с нормативным размером санитарно-защитной зоны применительно к классу опасности предприятий.
Вместе с тем санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границах расположения земельного участка административного истца не устанавливались, что подтверждается материалами дела. Проект санитарно-защитной зоны промышленных и коммунально-складских предприятий с обоснованием ее размеров, как и соответствующее решение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны суду не представлены.
Управление Роспотребнадзора по Ивановской области суду сообщило, что Управлением не выдавались санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон, решения об установлении окончательных санитарно-защитных зон не выносились.
Санитарно-защитная зона в месте расположения земельного участка, принадлежащего Заводову Д.А., установленная в отношении промышленных предприятий, определена в нарушение требований действующего законодательства.
Таким образом, Ивановская городская Дума вышла за пределы своей компетенции, установив в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки городам Иваново в отношении земельного участка Заводова Д.А. санитарно-защитную зону предприятий.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 13 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Иваново - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2019 г. N 7-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был