Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 марта 2019 г. N 03-07-11/16416
Вопрос: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе обмен товарами).
На основании ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" освежение запасов государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Таким образом, при освежении проводится 2 самостоятельные операции по реализации товаров:
1) выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация (продажа) территориальными органами Федерального агентства по государственным резервам (далее - Росрезерв) материальных ценностей государственного резерва ответственным хранителям.
До 01.01.2018 г. при реализации (продаже) материальных ценностей государственного резерва налог на добавленную стоимость уплачивался ответственным хранителем как налоговым агентом (покупателем указанного имущества) на основании абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса. С 01.01.2018 г. от налогообложения указанная операция освобождена (п. 34 ч. 2 ст. 149 Кодекса, в ред. Федерального закона от 14.11.2017 г. N 316-ФЗ).
2) поставка и закладка материальных ценностей в государственный резерв - реализация (продажа) ответственными хранителями материальных ценностей Росрезерву.
Операция по поставке Росрезерву товарно-материальных ценностей при освежении запасов государственного резерва является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса.
Плательщиком налога в указанном случае является ответственный хранитель как поставщик (продавец) соответствующего товара (ст. 146 НК РФ, 174 НК РФ).
При операции поставки Росрезерву товарно-материальных ценностей ответственный хранитель налоговым агентом (ст. 24 Кодекса) не является и не может быть освобожден от обязанности оплаты налога на добавленную стоимость, даже в случае если в установленный срок сообщит налоговому органу о невозможности удержать налог с Росрезерва (п.п. 2 ч. 3 ст. 24 Кодекса).
Нa основании вышеизложенного, прошу подтвердить правильность толкования налогового законодательства в части установленной обязанности ответственного хранителя уплатить налог на добавленную стоимость при реализации Росрезерву товарно-материальных ценностей при их поставке и закладке в государственный резерв.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва и поставке (закладке) материальных ценностей в государственный материальный резерв Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В отношении операций по поставке (закладке) материальных ценностей в государственный материальный резерв особенностей применения НДС Кодексом не предусмотрено.
Таким образом, данные операции подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС. Поэтому при исчислении ответственными хранителями суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при осуществлении операций по поставке (закладке) материальных ценностей в государственный резерв, суммы НДС, предъявляемые поставщиками, принимаются к вычету.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 марта 2019 г. N 03-07-11/16416
Текст письма официально опубликован не был