Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 марта 2019 г. N 3225/07-03
Вопрос: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка уполномочена на осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 23.1 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
При этом п. 17 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806) обязывает осуществлять лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием риск-ориентированного подхода, а пп. "ж" п. 3.1 того же Постановления обязывает Минфин РФ внести до 15 мая 2017 г. в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи).
С другой стороны, до сих пор в сфере лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) не утверждены критерии отнесения деятельности к категориям риска. Более того, периодичность плановых проверок лицензиатов так и не установлена Правительством РФ, хотя это и предписано п. 9 ст. 23.2 упомянутого Закона N 171-ФЗ.
Кроме того, согласно правовой позиции Генеральной прокуратуры РФ, недопустимо проведение плановых проверок для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, без категорирования подконтрольных объектов (письмо от 09.02.2018 N 76/2-156-2018).
Таким образом, получается, что в 2019 году плановые проверки субъектов малого бизнеса в рамках лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) невозможны.
В связи с этим просим обосновать:
- законно ли проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства ФС РАР в рамках лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) в 2019 г?
- какую периодичность проведения плановых проверок лицензиатов принимает ФС РАР при составлении проекта ежегодного плана проверок лицензиатов?
- распространяется ли мораторий на плановые проверки субъектов малого бизнеса на проверки, проводимые ФС РАР в рамках госнадзора за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общепита в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации?
Ответ: По вопросам о законности проведения плановых проверок в рамках лицензионного контроля и его периодичности в 2019 году сообщаем, что лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2019 году на основании установленных законодательством требований в отношении всех подконтрольных Росалкогольрегулированию субъектов не проводится.
По вопросу о проведения плановых проверок субъектов малого предпринимательства в 2019 году сообщаем, что Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в статью 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения в части особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, а именно плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
В связи с тем, что указанное изменение вступило в силу 5 января 2019 года, то есть после подготовки, согласования и размещения в соответствии с установленными требованиями Сводного плана проверок субъектов предпринимательской деятельности на 2019 год (далее - Сводный план) в Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок", Росалкогольрегулированием в установленном порядке в Сводный план были внесены соответствующие изменения, исключающие проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сведения о внесенных изменениях в Сводный план размещены, в том числе, на официальном сайте Росалкогольрегулирования на странице http://www.fsrar.ru/licenzionnyi-kontrol/plan-provedeniya-planovyh-prover ok.
Таким образом, в 2019 году плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках госнадзора за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общепита, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе эксперта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит регистрации, не проводятся.
Начальник Сводного |
В. Спирин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росалкогольрегулирование разъяснило, что в 2019 г. не проводятся плановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса в рамках госнадзора за соблюдением требований в области производства, закупки (в т. ч. импорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общепита, за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит регистрации.
С 5 января 2019 г. действуют поправки к Закону о проверках, предусматривающие для указанных субъектов освобождение от плановых проверок с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Ведомство уточнило сводный план проверок.
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 марта 2019 г. N 3225/07-03
Текст письма официально опубликован не был