Концепция
модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки
(в рамках реализации Национального проекта "Культура")
(утв. Министерством культуры Российской Федерации 13 марта 2019 г.)
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция определяет цели, задачи и меры по модернизации муниципальных общедоступных библиотек с учетом целей и задач реализации стратегических национальных приоритетов, государственной культурной политики, формирования национальной цифровой экономики.
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", другие федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", Стратегия государственной культурной политики, Стратегия развития информационного общества и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Также в Концепции учтены положения "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки", утвержденного Министром культуры Российской Федерации 31.10.2014 и одобренного Коллегией Минкультуры России 06.12.2014.
3. Основой настоящей Концепции является понимание, что общедоступные муниципальные библиотеки как никакой иной современный социальный институт:
1) гарантируют права граждан на свободный доступ к информации, культурным ценностям и образовательным ресурсам;
2) обеспечивают свободу выбора способов получения знаний, сохраняя и развивая традиционные (отличные от цифровых) формы получения информации;
3) реализуют приоритет и защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
4) осуществляют адаптацию всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики путем всесторонней поддержки процесса непрерывного самообразования;
5) поддерживают общественные инициативы, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала граждан и повышение качества жизни населения России.
4. Целью настоящей Концепции является помощь муниципальным общедоступным библиотекам в модернизации своей деятельности, что в свою очередь, обеспечит создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.
Настоящая Концепция призвана содействовать достижению национальных целей и стратегических задач развития страны, о которых сказано в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, а также целей и результатов национального проекта "Культура", что будет способствовать обеспечению следующих национальных интересов:
а) развитие человеческого потенциала;
б) обеспечение безопасности граждан и государства;
в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
г) повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения1;
что, в том числе, будет выражено следующими целевыми показателями:
д) увеличение к 2024 году на 15% числа посещений организаций культуры;
е) увеличение к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз.
Обеспечение национальных интересов при развитии муниципальных библиотек осуществляется путем реализации следующих приоритетов:
а) инициирование, организация и поддержка реализации общественных инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан России;
б) повышение интереса к чтению, получению новых сведений и знаний, ознакомлению с лучшими образцами и достижениями российской и мировой культуры и науки;
в) обеспечение адаптации всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики;
г) раскрытие гражданского, творческого и интеллектуального потенциала граждан и его включение в решение актуальных задач сообществ;
д) поддержка процесса непрерывного самообразования и просвещения граждан.
5. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
Библиотека - информационная, культурная и просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам2.
Библиотечно-информационная услуга - результат библиотечно-информационного обслуживания, удовлетворяющий определенную информационную или социально-культурную потребность пользователя3.
Информация4 - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан5.
Информационное пространство - совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры6.
Культурно-просветительская деятельность библиотеки - деятельность, направленная на повышение уровня образования и культуры пользователя библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.
Национальная электронная библиотека - федеральная государственная информационная система, представляющая собой совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием сети "Интернет"7.
Общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии8.
Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки9.
Удаленный пользователь - пользователь, использующий удаленный (дистанционный) доступ к информационным ресурсам10.
Цифровой ресурс - любой вид информационного ресурса, представленный в виде последовательности дискретных (цифровых) сигналов11.
Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг12.
Электронная библиотека - информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска13.
II. Муниципальные библиотеки России в современном информационном обществе
Современная общедоступная библиотека - социальный институт, обеспечивающий познавательную, творческую деятельность обслуживаемого сообщества посредством организации интеллектуального общения, взаимодействия, реализации обучающих и просветительских программ, предоставления в общественное пользование необходимого пространства, аппаратного и программного инструментария и доступа к источникам информации.
Подавляющее большинство таких общедоступных библиотек в стране находятся в ведении муниципальных органов управления.
Общедоступные муниципальные библиотеки в настоящее время:
Имеют серьезный кредит доверия, как со стороны общества, так и со стороны конкретных людей, которые при этом могут не пользоваться их услугами и ресурсами.
Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного доступа для всех категорий населения к социально-значимой информации;
Способствуют интеллектуальному развитию общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;
Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества жизни;
Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;
Создают условия для просвещения, самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;
Являются площадками живого общения, порождения идей, центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;
Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия, в том числе сохраняют местную культуру и развивают краеведение.
1. Необходимость трансформации муниципальных библиотек
В настоящее время человечество вступило в фазу развития, именуемую эпохой четвертой промышленной революции или обществом знаний. Основанное на применении интеллектуальных роботов производство и повсеместное ускоряющееся распространение технологических достижений коренным образом меняет все сферы деятельности, подготавливая беспрецедентный по масштабам скачок в истории человечества. Увеличение продолжительности жизни, решение проблем продовольствия и бедности, получение безграничного объема возобновляемой энергии будут сочетаться с проблемами тотального контроля над личностью, избытком рабочей силы, необходимостью примирения враждующих идеологий. Грядущие перемены затрагивают все без исключения общественные институты, которые активно меняют свои основные функции, технологию и методы работы.
На всем протяжении собственной эволюции и особенно на предшествующей цивилизационной ступени, имевшей характерное название "информационное общество", библиотеки выполняли важнейшую функцию накопления, хранения, систематизации и выдачи документально зафиксированной информации. Без реализации этих процессов была невозможна никакая научная, производственная, образовательная, воспитательная и многие иные виды деятельности. Общество нуждалось в библиотеках как в обязательном элементе своего функционирования.
С распространением глобальных компьютерных сетей библиотеки обрели конкурента, способного выполнять эти задачи с гораздо большей эффективностью. Цифровая природа сетевого информационного потока уже сегодня позволила во многом устранить проблемы хранения, поиска и доступа к информации. Дальнейшее развитие цифровой информационной инфраструктуры несет еще более впечатляющие изменения, выражающиеся в доставке каждому пользователю сведений в соответствии с его текущими интересами, местоположением и иной спецификой. Поступающие пользователю данные при этом все более отходят от текста в сторону видео- или аудиоконтента, объектов голографии, дополненной или виртуальной реальности.
Устранение проблем с поиском и доступом к информации переносит акцент информационной деятельности на процесс ее освоения и превращения в знания (убеждения) - как на уровне конкретной личности, так и общества в целом. Важность этого процесса невозможно переоценить: тем, какие источники 14 , кем и каким образом осваиваются, определяется система ценностей и взаимоотношения как на уровне микроколлектива (например, семьи или рабочей группы), так и на уровне всей современной цивилизации.
Знание, носителем которого выступают все мыслящие субъекты, формируется через общение, постоянно осуществляющееся в форме устных бесед, наблюдений, чтения текстов, восприятия любых форм видео- и аудиоконтента, а также внутренних размышлений. Общение выступает в роли основного инструмента, меняющего как понимание какого-либо частного вопроса, так и все мировоззрение отдельной личности, которые, объединяясь, в совокупности приобретают форму общественной позиции. Качеством общения в первую очередь определяется верность принимаемых решений и в конечном итоге степень успешности конкретного индивидуума и всего общества в целом.
2. Приоритетный сценарий развития муниципальных общедоступных библиотек
Перечисленные выше тенденции, в совокупности отражающие ценности цивилизации первой половины XXI века, позволяют четко определить сценарий развития современной общедоступной библиотеки как востребованного общественного института, к основным направлениям деятельности которого относятся:
- активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри обслуживаемого сообщества, направленные на разрешение его насущных проблем;
- предоставление пространства для реализации творческих инициатив и решения повседневных задач пользовательской аудитории;
- создание, разработка и реализация обучающих (просветительских) программ, направленных на адаптацию граждан к непрерывно появляющимся инновационным разработкам.
Активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества
Библиотеки призваны инициировать и организационно обеспечить диалог между различными слоями сообщества, добиваясь решения наиболее актуальных проблем. Задача библиотеки - выявить требующие решения вопросы, вовлечь в диалог все заинтересованные стороны, организовать всестороннее обсуждение, обнародовать результаты и способствовать принятию решений по проблеме. Общедоступная библиотека в этом случае выступает в роли эффективного инструмента решения социальных проблем, выполняя функцию организатора и интеллектуального лидера обслуживаемого сообщества.
Таким образом, общедоступная муниципальная библиотека - это коммуникационная площадка общественного диалога, интеллектуального и социального развития, просвещения и культурного досуга населения.
Кроме того, общедоступная муниципальная библиотека - площадка общения, коммуникации и реализации инициатив успешных граждан, занимающих активную жизненную позицию, модератор местного гражданского общества, инструмент повышения качества жизни.
При этом, поддержка и развитие детского и юношеского чтения понимаемые как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны, постоянно являются наиболее актуальным направлением деятельности общедоступной библиотеки15.
Кроме того, библиотека остается и понимается как хранитель культурного наследия, в том числе регионального и местного значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах.
При этом библиотека должна не только хранить, но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы, имеющие отношение к культурному наследию российской нации, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.
Предоставление пространства
Общедоступная муниципальная библиотека функционирует как открытое общественное, интеллектуально нагруженное пространство, комфортное место индивидуальной или коллективной работы и творческой самореализации. Привлекая на свою площадку все интеллектуально активные группы обслуживаемого сообщества, она трансформируется в основное место реализации созидательных и познавательных инициатив в масштабах муниципальных образований любого типа.
Изменение функций влечет изменение требований к библиотечному пространству, в основе формирования которого лежат принципы трансформативности (мобильности), комфортности, открытости и безопасности.
Общедоступная библиотека продолжает предоставлять доступ к той части информационных ресурсов, которые позволяют обретать новые профессиональные компетенции и знания.
Поэтому общедоступная библиотека остается в своей роли активного информационного агента, равноправного действующего лица в сетевом, виртуальном, цифровом пространстве, обеспечивающего доступ, как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, при этом дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации.
Создание, разработка и реализация обучающих (просветительских) программ
Важная задача общедоступных библиотек - адаптация общества к изменениям, связанным с наступлением четвертой промышленной революции, смягчение ее социальных последствий, что включает самые разнообразные направления работы:
от развития творческих способностей дошкольников до обучения пользованию новыми устройствами и приложениями лиц пожилого возраста,
от знакомства с постоянно появляющимися новыми профессиями подростков и молодежи до предоставления доступа к очным или дистанционным курсам по новым профессиям для работоспособных взрослых, прежние профессии которых утрачивают востребованность.
Основной формой реализации этого направления должно стать формирование и осуществление максимально возможного спектра развивающих, обучающих и просветительских программ и мероприятий16 (реализация направления осуществляется как силами библиотек, так и с привлечением партнеров17 которыми могут выступать как организации, так и физические лица).
В основе работы общедоступной библиотеки лежат принципы, обеспечивающие устойчивое развитие общества знаний и отвечающие ключевым потребностям его граждан, которые заключаются в том, что каждый желающий гражданин - пользователь общедоступной муниципальной библиотеки имеет право на:
- интеллектуально-творческое развитие путем приобщения (гарантированного доступа) к образованию, культурным ценностям, передовым инновационным идеям и технологическим достижениям;
- возможность живого общения, выражения собственной позиции и участие в общественном управлении и развитии общества;
- просвещение, обучение и переобучение в течение жизни как непременное условие успешного развития;
- гарантированный доступ к любым источникам информации, легитимно введенной в гражданский оборот и представляющей социальную, научную и культурную значимость, а также помощь в навигации по ним и оценке их легитимности и социальной значимости.
3. Содержание основных направлений деятельности общедоступной муниципальной библиотеки
Направление: Активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества, основные формы реализации:
- объединение сообщества с целью решения стоящих перед ним актуальных задач, в том числе предоставление помещения для проведения различных видов интеллектуально-творческой деятельности по запросу граждан (библиотека выявляет актуальные проблемы сообщества, организует их обсуждение с привлечением экспертов и всех заинтересованных сторон, инициирует формулировку и возможную фиксацию решений, оказывает консультации при поиске источников финансирования, включая оформление заявок на получение грантов и пр.);
- организация и проведение мероприятий, предусматривающих активное интеллектуальное взаимодействие граждан18 (задача библиотек - выбор тем, привлечение спикеров, непосредственная организация и ведение (модерирование) мероприятия, подведение итогов, трансляция результатов);
- организация работы студий, клубов, кружков дополнительного образования детей19 и иных форм интеллектуального творчества, развивающих способности участников-пользователей библиотеки20 , в том числе организация и проведение детских праздников интеллектуальной направленности;
- организация интеллектуального досуга21;
- организация просветительских и культурных, интеллектуально-досуговых мероприятий, в том числе культурно-просветительские мероприятия, связанные с событиями, вызывающими интерес значительной части аудитории22;
- организация и проведение выставок23;
- организация проектов "совместного потребления" (sharing economy).
Направление: Предоставление пространства
Реализация этого направления влечет изменение требований к библиотечному пространству, его организации, в основе формирования которого лежат принципы трансформативности (мобильности), комфортности, открытости и безопасности.
Общедоступная библиотека продолжает предоставлять доступ к той части информационных ресурсов, которые позволяют обретать новые профессиональные компетенции и знания.
Основные формы реализации:
- предоставление в пользование фонда печатных книг и периодических изданий, включая режим внестационарного обслуживания;
- предоставление доступа к компьютерной сети Интернет посредством подключения к беспроводным сетям (при безусловном обеспечении безопасного доступа к ресурсам Интернет при обслуживании детей);
- выдача библиографических и фактографических справок, а также обеспечение консультационной поддержки в очном и удаленном режимах при поиске информации;
- предоставление консультативной помощи гражданам при поиске работы, включая составление резюме;
- обеспечение доступа к получению государственных и иных социально-значимых услуг в электронной форме, а также обеспечение консультирования по вопросам пользования данными ресурсами;
- предоставление доступа к удаленным информационным ресурсам ограниченного доступа (по возможности);
- предоставление в пользование оборудования, предназначенного для работы с информационными источниками в цифровой форме24;
- предоставление в пользование оборудования и материалов общественной мастерской25.
Направление: Создание, формирование и реализация просветительских и обучающих программ
Основным вариантом реализации этого направления должно стать формирование и осуществление максимально возможного спектра развивающих, обучающих и просветительских программ26 (реализация направления осуществляется как силами библиотек, так и с привлечением партнеров27 которыми могут выступать как организации, так и физические лица).
Общедоступными библиотеками также оказываются услуги, имеющие комплексный характер - сочетающие в одном мероприятии или проекте несколько видов услуг.
III. Пространство общедоступных муниципальных библиотек
Основные направления деятельности, влекущие изменение функций общедоступных библиотек, обуславливают кардинальную реорганизацию их площадей с выделением зон, ориентированных на выполнение основных задач.
Деление помещения на абонемент и читальный зал максимально нивелируется или исключается. Особое внимание уделяется открытому доступу к фондам28 с возможностью брать книги на дом.
Необходимое условие обслуживания детей в библиотеках: уютное, комфортное и безопасное пространство, обладающее особой "детской" инфраструктурой для учебы, игры, самореализации и отдыха, с выделенными местами для индивидуальной и групповой работы.
Для каждой возрастной категории детей (раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста) должно быть выделено отдельное пространство (зона).
В основе организации пространства общедоступной библиотеки лежит понимание ее как центра живого общения и коммуникации граждан, задача которого - реализация всех видов интеллектуального взаимодействия. В идеале помещение должно быть приспособлено для любых возможных форм общения: от сосредоточенных уединенных размышлений до шумных многолюдных мероприятий.
Ограниченность площади в сочетании с невозможностью заранее точно предсказать содержание и характер выполняемых задач обуславливают основной принцип построения современного библиотечного пространства - его трансформативность (мобильность).
Другими важными принципами являются комфортабельность, открытость и включенность в контекст окружающей среды.
Трансформативность (мобильность) - возможность быстрой трансформации помещения в зависимости от текущих задач. Составной частью трансформативности выступает многофункциональность объектов - способность одного предмета выполнять сразу несколько задач.
Комфортабельность (лучше, чем дома или по месту работы/учебы) - основной фактор привлечения посетителей. Включает наличие удобных мест для индивидуальной и коллективной работы и неформального общения, продуманный дизайн, удобную и практичную мебель и оборудование.
Открытость - "приглашающие" максимально широкие и прозрачные окна, двери, внутренние перегородки.
Включенность в контекст окружающей среды - учет специфики интересов жителей места расположения библиотеки при выделении помещений под различные виды деятельности, пользующиеся приоритетным спросом у аудитории.
Обязательным требованием для общедоступных библиотек любого масштаба является обеспечение доступности для маломобильных граждан, а также создание дружелюбной среды для пользователей с особыми нуждами29.
IV. Персонал общедоступных муниципальных библиотек
Изменение функций общедоступной библиотеки закономерно приводит к изменению профессиональных обязанностей и, соответственно, компетенций сотрудников библиотек, призванных выполнять гораздо более широкие профессиональные задачи.
В библиотеках работают высокомотивированные сотрудники, имеющие багаж знаний, касающийся не только библиотечно-информационной деятельности, но и многих других областей знаний и практической деятельности, однако, специфика профессии вынуждает их постоянно заботиться о постоянной актуализации своих профессиональных компетенций.
В данный ряд включаются такие компетенции, как коммуникабельность, умение взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, критическое мышление и творческий подход. Эти навыки в сочетании с уверенным владением цифровыми технологиями, инновационностью мышления, умением грамотно выстраивать образовательную траекторию ныне составляют неотъемлемую часть библиотечной профессии.
Незыблемыми принципами для персонала общедоступной библиотеки, пронизывающими всю ее деятельность, является уважительное отношение к интересам пользователей, стремление максимально полно удовлетворять их интеллектуальные запросы, вежливость и понимание социальной ответственности библиотеки.
Цель деятельности реализуется персоналом общедоступных библиотек через выполнение следующего перечня обязанностей, выделенных по трем основным направлениям.
Активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества:
- Знание, изучение, мониторинг и четкая идентификация интересов, имеющихся проблем всех пользовательских групп обслуживаемой территории, включая не являющихся в настоящем пользователями библиотеки, а также категорий, нуждающихся в особом внимании.
- Выявление организаций и неформальных объединений, а также отдельных граждан, которых целесообразно привлечь в пространство библиотеки для реализации их деятельности в качестве партнеров или добровольных помощников.
- Разработка совместно с активными гражданами программы (плана) работы, призванной повысить качество жизни максимально возможной доли обслуживаемого населения.
- Организация и модерирование различных форм интеллектуального взаимодействия, способствующих росту познавательно-творческой активности сообщества и разрешению его насущных проблем.
Предоставление пространства:
- Формирование и организация дружественного, комфортного и открытого пространства, в том числе текущая ежедневная трансформация пространства библиотеки в зависимости от характера выполняемых задач и требований пользователей.
- Формирование фонда библиотеки, как в виде коллекции печатных книг и периодических изданий, так и путем подписки и предоставления доступа к сетевым удаленным ресурсам.
- Создание эффективной системы использования фонда, включающую разнообразные формы обслуживания, мероприятия по продвижению чтения, выставочную и рекламную деятельность.
- Осуществление справочной и консультационной поддержки при обеспечении доступа пользователей к государственным и иным социально-значимым услугам в электронной форме, а также при поиске и оценке, требующейся гражданам информации.
- Обеспечение работы имеющегося оборудования, умение обучить пользователей его правильному применению.
Создание, формирование и реализация просветительских и обучающих программ:
- Выявление образовательных потребностей различных пользовательских групп и отдельных граждан, правильное формулирование задач обучения, составление оптимального плана достижения образовательных целей всеми категориями обучаемых.
- Проведение занятий по широкому тематическому спектру с учетом конкретных задач, возрастных, психологических и иных особенностей аудитории.
- Формирование в библиотеке атмосферы сотрудничества, поощрения практики самообучения и взаимного обучения пользователей.
Расширение функционала общедоступной библиотеки обуславливает трансформацию ее организационной структуры и выделение иных структурных подразделений и должностей30.
V. Пользователи общедоступных муниципальных библиотек
Необходимо понимать, что общедоступная муниципальная библиотека работает и учитывает в своей работе читательские и другие интересы местного сообщества, тех жителей, в том числе специалистов и творческой интеллигенции, которые проживают на территории ее обслуживания.
Однако, это не означает, что любой гражданин (посетитель) не имеющий формальной принадлежности к обслуживаемой библиотекой территории будет исключен из обслуживания и не сможет воспользоваться всеми услугами и возможностями, предоставляемыми библиотеками31.
Традиционными группами пользователей, обслуживанию которых общедоступные библиотеки уделяют повышенное внимание являются:
1. Дети разных возрастных категорий (раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста), молодежь, а также их родители и руководители детским чтением;
2. Старшее поколение;
3. Иммигранты, переселенцы и люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;
4. Лица, имеющие инвалидность или ОВЗ.
Контингент пользователей общедоступной библиотеки, тех кто реально и потенциально может пользоваться ее услугами должны составлять успешные, социально-активные граждане, желающие решать имеющиеся проблемы как на уровне территории, так и на уровне региона и страны.
Особого внимания требует аудитория, которая еще не воспользовалась возможностями и ресурсами библиотеки.
VI. Перечень показателей реализации настоящей Концепции и этапы ее реализации
В соответствии с требованиями "Создать (реконструировать) культурно-досуговые организации клубного типа на территориях сельских поселений, обеспечить развитие муниципальных библиотек" (пп "д" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204) ежегодно до 2024 года должно быть переоснащено 660 муниципальных библиотек по Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки.
Для повышения качества библиотечного обслуживания будет создано 660 модельных библиотек (180 муниципальных библиотек, имеющих в соответствии с действующим законодательством статус "центральной" (муниципального района, муниципального образования, городского округа и 480 муниципальные библиотеки, в том числе, библиотеки-филиалы централизованных библиотечных систем).
Согласно Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки это будут интеллектуальные центры, площадки общения и общественной активности, оснащенные скоростным Интернетом, доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати.
Достижение данного показателя предусматривает создание точек доступа к НЭБ и другим электронным ресурсам, комплектование мультимедийными ресурсами, а также организацию современного комфортного библиотечного пространства.
В составе библиотечных фондов, который должен регулярно пополняться, будут предусмотрены носители информации, выпущенные в форматах, доступных для инвалидов по зрению.
Будут созданы дискуссионные клубы, консультационные пункты и лектории для всех возрастных групп. Обновление муниципальных библиотек повысит эффективность их работы и посещаемость не менее, чем в 2 раза.
VII. Управление реализацией настоящей Концепции, механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Концепции
Реализация настоящей Концепции должна обеспечиваться согласованными действиями, прежде всего, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при участии государственных органов управления культурой.
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Согласованное планирование и реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, осуществляются на основе документов стратегического планирования с использованием механизмов координации мероприятий по обеспечению стратегического управления в сфере культуры, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Мероприятия по реализации настоящей Концепции обязательно должны учитываться при формировании и корректировке государственных программ Российской Федерации в сфере культуры, программ развития библиотечной отрасли, программ субъектов Российской Федерации по созданию и развитию отрасли культуры и библиотечно-информационной отрасли.
Для реализации настоящей Концепции должен быть разработан соответствующий план, где кроме перечня основных мероприятий по достижению целей и задач национального проекта "Культура" должны быть предусмотрены задачи и порядок координации деятельности и взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и профессионального сообщества при реализации настоящей Концепции.
Заместитель Министра культуры |
О.С. Ярилова |
------------------------------
1 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.06.2017 N 1155-р.
2Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
3 ГОСТ Р 7.0.1032018. СИБИД. Библиотечное обслуживание: термины и определения, п. 3.1.2
4ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.
5 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
6 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
7 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
8Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
9Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
10 ГОСТ Р 7.0.103-2018, п. 3.2.3.9.
11 ГОСТ Р 7.0.94-2015, п. 2.7.6.
12 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
13ГОСТ Р 7.0.962016 Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования.
14 Под источниками информации понимается вся совокупность каналов, посредством которых индивидуум воспринимает сведения в устной, графической, текстовой, аудиовизуальной и иных формах.
15Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 N 1155-р.
16 Варианты: от разовых мастер-классов до целостных учебных курсов (занятия по развитию ранней грамотности для малышей, адаптация детей из неблагополучных семей и мигрантов, общая компьютерная грамотность для лиц 60+, финансовая грамотность, профессиональная ориентация для подростков и взрослых, безопасный Интернет для детей, удаленная профессиональная переподготовка для взрослых и т.д.
17 Варианты: Партнерами могу выступать образовательные организации, банки и иные финансовые регуляторы (финансовая грамотность), медицинские учреждения (ЗОЖ), ОВД (профилактика правонарушений), коммерческие компании (в рамках продвижения товаров и услуг) и т.д., а также частные лица - преподаватели, волонтеры.
18 Варианты: лекции, дискуссионные площадки, TED-сессии, батлы и т.д.
19Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей".
20 Варианты: литературные, мультипликационные и театральные студии, рисование светом, рисование на песке, киноклубы, клубы любителей... и т.д.
21 Варианты: квесты, настольные и ролевые игры, всевозможные турниры, викторины и т.д
22 Варианты: концерты, "квартирники", любительские спектакли, мастер-классы, иные событийные активности;
23 Варианты: книг, картин, предметов народного творчества, результатов деятельности участников кружков и т.д.
24 Варианты: компьютеры со специализированным ПО, планшеты, ридеры, шлемы виртуальной реальности и т.д.
25 Варианты: 3D-принтеры, наборы для робототехники, 3D-ручки, аудио- и видеостудии и т.д.
26 Варианты: от разовых мастер-классов до целостных учебных курсов (занятия по развитию ранней грамотности для малышей, адаптация детей из неблагополучных семей и мигрантов, общая компьютерная грамотность для лиц 60+, финансовая грамотность, профессиональная ориентация для подростков и взрослых, безопасный Интернет для детей, удаленная профессиональная переподготовка для взрослых и т.д.
27 Варианты: Партнерами могу выступать банки (финансовая грамотность), медицинские учреждения (ЗОЖ), ОВД (профилактика правонарушений), коммерческие компании (в рамках продвижения товаров и услуг) и т.д., а также частные лица - преподаватели, волонтеры.
28 Редкие и ценные издания, требующие особого режима охраны или обеспечения сохранности, могут иметь ограничения в доступности, однако информация об их наличии должна быть максимально доступной.
29 Варианты: оборудование туалетов специальными приспособлениями, выделение мест для пеленания младенцев.
30 Варианты: появление в штате библиотек специалистов с компетенциями и профессиональными квалификациями аналитиков, маркетологов, организаторов и модераторов массовых мероприятий, тренеров-преподавателей, консультантов и пр.
31 При обязательном соблюдении правил пользования библиотекой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки
(в рамках реализации Национального проекта "Культура") (утв. Министерством культуры Российской Федерации 13 марта 2019 г.)
Текст концепции опубликован в журнале "Образование в документах", апрель 2019 г., N 4