Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
В настоящее время в сфере транспортной безопасности насчитывается около 18747 поднадзорных хозяйствующих субъектов. Основными категориями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров всеми видами транспорта, собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также владеющие ими на других законных основаниях.
1.2. Наиболее значимые риски
Со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере транспортной безопасности, которые могут создавать условия для совершения актов незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (теракта, аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
1. риск гибели людей;
2. риск причинения вреда здоровью человека;
3. риск загрязнения окружающей среды;
4. риск материального ущерба.
Указанные риски вследствие нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности могут иметь тяжелые социально-экономические последствия.
К возможным тенденциям, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды относятся:
- Внедрение риск-ориентированного подхода при организации проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- Состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ по развитию транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортной безопасности;
- Развитие экономики Российской Федерации в условиях продления санкций со стороны ЕС и США;
- Совокупное влияние внутренних факторов на развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации.
1.3. Статистические показатели подконтрольной среды
Управлением транспортной безопасности за 2018 год проведено 4381 проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по сравнению с предыдущем годом увеличение на 28%; из них 3247 внеплановых (рост на 40%). В ходе проведения проверок было выявлено 22255 правонарушений (рост на 23%). Количество нарушений по неисполнению предписаний контрольного (надзорного) органа в области транспортной безопасности составило 10816. Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания составило 2627 (рост на 22%). Общая сумма наложенных штрафов составила 145 677 тысяч рублей (рост на 41%) и взыскано 107 542 тысяч рублей (рост на 55%).
Составлено 6632 административных протоколов и вынесено 6048 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 224 605 тыс. рублей, 174 068 тыс. руб. фактически взыскано (уплачено).
В ходе плановых и внеплановых проверок выявлены типовые нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности:
- не проведена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности;
- не сформированы самостоятельно или не привлечены подразделения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
- отсутствуют внутренние организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- не проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
- не обеспечено оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
- отсутствуют оснащенные пункты управления обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- не проведена сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности на соответствие установленным требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.
1.4. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Территориальные управления транспортной безопасности в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований транспортного законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляют комплекс профилактических мероприятий.
Основными методами профилактической работы с субъектами транспортной инфраструктуры по выполнению требований правовых актов по транспортной безопасности в сфере транспорта являются:
1. Проведение ежеквартальных мероприятий по публичному обсуждению правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности;
2. Обеспечение размещения на официальном сайте в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере транспортной безопасности, авиационной безопасности, предупреждение актов незаконного вмешательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
3. Размещение сводных результатов по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет";
4. Информирование исполнительных органов власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, разработка и опубликование руководств (распоряжений, указаний) по соблюдению обязательных требований; участие в семинарах и конференциях, проведение разъяснительной работы;
5. Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
6. Проведение системной работы с органами исполнительной власти и прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности применения административных мер в отношении нарушителей транспортного законодательства.
Как видно из статистики правонарушений, основными рисками в 2018 году были: нарушение обязательных требований законодательства и невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). Основными проблемами текущего состояния подконтрольной среды являются:
- низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, что способствует возникновению условий причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо к угрозе причинения вреда,
- значительные финансовые затраты субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков для реализации обязательных требований по транспортной безопасности.
Тенденция к полной прозрачности деятельности государственных органов предполагает дальнейшую мотивацию добросовестного исполнения требований законодательства субъектами контроля (надзора). В этой связи актуальной является работа органа контроля (надзора) по информированию субъектов по всему комплексу требований нормативных актов, оперативный анализ правонарушений и широкое освещение правоприменительной практики в отношении субъектов, нарушающих эти требования, а также разработка и принятие мер, поощряющих добросовестно исполняющих требования законодательства субъектов. Например, включение субъектов в общественные и экспертные органы, перевод в более низкие категории риска, использование упрощенных процедур контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.