Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1 Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
Субъектами контроля (надзора) Госморречнадзора и территориальных управлений государственного морского и речного надзора являются:
Организации-судовладельцы;
Организации, эксплуатирующие портовые и судоходные гидротехнические сооружения;
Лоцманские организации;
Организации, входящие в подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Капитаны морских портов;
Капитаны бассейнов внутренних водных путей.
1.2 Наиболее значимые риски
Со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
1. риск гибели человека;
2. риск причинения вреда здоровью человека;
3. риск загрязнения окружающей среды;
4. риск материального ущерба.
1.3 Статистические показатели подконтрольной среды
На 1 января 2019 года в сфере деятельности Госморречнадзора и территориальных управлений государственного морского и речного надзора находится 8371 хозяйствующий субъект.
В 2018 году Госморречнадзором всего проведено 5934 контрольно-надзорных мероприятий, что на 29.8% меньше, чем в 2017 году (8451 мероприятие). Далее в скобках приводятся данные 2017 года.
В 2018 году территориальными управлениями Государственного морского и речного надзора проведено 1913 проверок (в 2017 - 2719), в том числе 333 проверки в отношении судоходных компаний; 550 проверок организаций эксплуатирующих ГТС и СГТС; 27 проверок иных хозяйствующих субъектов (лоцманские организации, службы капитанов администраций морских портов и администраций бассейнов).
Кроме того, инспекторами Госморречнадзора в 2018 году произведено 2826 осмотров судоходных путей (в 2017 - 5732) с использованием судов патрульного флота и 982 осмотра ПГТС и СГТС.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлено 4901 нарушение обязательных требований законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (в 2017 году выявлено 5766 нарушений, в 2016 - 7541 нарушение, а в 2015 - 8714 нарушений).
Инспекторами Госморречнадзора по результатам проверок и осмотров в 2018 году выдано 553 предписания на устранение выявленных нарушений.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к ответственности 3374 лица, в том числе 2615 должностных лиц, 360 юридических лиц; наложено штрафов на сумму более 31 млн рублей.
В 2018 году по результатам проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также по результатам осмотров судов, ГТС и СГТС в суд направлено 404 протокола. Из них 168 протоколов (41.5%) связаны с невыполнением в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Доля устраненных в 2018 году нарушений составила 97,6% при установленном Минтрансом показателе 83.58%.
Наиболее типичными нарушениями, выявляемыми территориальными управлениями государственного морского и речного надзора в ходе контрольно-надзорных мероприятий (более 60% в общем перечне выявляемых нарушений) являются административные правонарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском транспорте правил плавания судов), части 1 статьи 11.8 КоАП РФ (управление судном с нарушением ограничений по району и условиям плавания) и части 1 статьи 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания). За 2018 год общее число таких нарушений составило 1377, к административной ответственности привлечено 1776 должностных и физических лиц. Часть таких нарушений установлена в рамках расследований транспортных происшествий и по данным информационных систем.
Порядка 20% составляют нарушения, квалифицируемые по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов) и по частям 1-4 статьи 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, либо с нарушением (в том числе грубым) условий, предусмотренных лицензией). За 2018 год общее число таких нарушений составило 532, к административной ответственности привлечено 463 хозяйствующих субъекта, в том числе 412 должностных и юридических лиц, а также 51 физическое лицо и индивидуальный предприниматель.
В 2018 году лицензионными отделами территориальных управлений государственного морского и речного надзора всего выдано и переоформлено 1190 лицензий, что на 10,3% меньше, чем в 2017 году (1327 лицензий). По заявлениям лицензиатов прекращено действие 75 лицензий. В ходе проведения проверок соискателей лицензий (лицензиатов) в 47 случаях выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано.
В 2018 году рассмотрено 14 и утверждено 13 деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений (в 2017 г. - 56), принято участие в работе 34 комиссий по преддекларационному обследованию судоходных гидротехнических сооружений, выдано 13 разрешений на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений.
На водном транспорте в 2018 году произошло 4 аварии, связанные с гибелью людей, что на 2 аварии меньше, чем в 2017 году. При этом количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения также уменьшилось: в 2018 погибло 7 человек, травмированных не было, в 2017 - 8 человек и 2 человека получили тяжкие телесные повреждения. Таким образом, на фоне увеличения общего числа аварий на водном транспорте, количество аварий резонансных, связанных с тяжелыми последствиями - гибелью и травматизмом людей, значительно, на 75%, уменьшилось и соответствует целевым показателям 2018 года.
В 2018 году было рассмотрено 240 проектов заключений по расследованию аварийных случаев на море. По результатам расследования каждой аварии в заключении выдавались рекомендации по предупреждению возникновения подобных аварий в будущем. Эти рекомендации касаются как внесения изменений/дополнений в нормативные документы, систему управления безопасности компании-судовладельца, так и организационных вопросов, связанных со специальной подготовкой членов экипажа, организацией несения вахты, обслуживанием судовых технических средств.
1.4 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Госморречнадзором и территориальными управлениями государственного морского и речного надзора в настоящее время профилактические мероприятия реализуются в следующих формах:
1. семинары с субъектами контроля;
2. проведение ведомственных тематических коллегий;
3. публикация в средствах массовой информации сведений о деятельности Госморречнадзора и территориальных управлений (событийно);
4. публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" сведений о состоянии аварийности на водном транспорте;
5. выпуск сборника аварийных случаев с судами на море и внутренних водных путях (ежегодно);
6. проведение видеоконференций по текущим проблемным вопросам, обсуждению изменения действующего законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, повышению эффективности проверочных мероприятий;
7. информирование посредством интерактивного взаимодействия на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" (постоянно);
8. проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
9. выдача предостережений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований.
10. размещение перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов
11. разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований с последующим размещением на сайте Ространснадзора в сети "Интернет";
12. подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
13. обобщение практики осуществления государственного контроля в сфере морского и внутреннего водного транспорта, размещение обобщений на сайте Ространснадзора в сети "Интернет";
14. создание на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" опросов для представителей субъектов контроля (надзора) о качестве проведенных проверок;
15. разъяснения субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды непосредственно во время проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.