Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области гражданской авиации и использования воздушного пространства, оценка соблюдения которых является предметом следующих видов надзора, осуществляемых Управлением государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации:
- государственный надзор в области гражданской авиации;
- государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства.
1.1 Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
Субъектами контроля (надзора) Госавианадзора и территориальных управлений государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации являются:
- эксплуатанты, имеющие сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок и имеющие лицензии по перевозкам воздушным транспортом пассажиров или грузов;
- эксплуатанты, имеющие сертификат на выполнение авиационных работ;
- эксплуатанты авиации общего назначения;
- лица, имеющие сертификат оператора аэродрома или оператора вертодрома гражданской авиации;
- лица (владельцы) эксплуатирующие посадочные площадки;
- организации технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
- организация, обеспечивающая использование воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание;
- авиационные учебные центры;
- лица, осуществляющие заправку воздушных судов горючими и смазочными материалами;
- организации либо лица, осуществляющие проверку соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил (центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации; врачебно-летные экспертные комиссии гражданской авиации; лица, назначенные органом по выдаче свидетельств для осуществления медицинского освидетельствования кандидатов на получение свидетельств авиационного персонала гражданской авиации).
1.2. Наиболее значимые риски
Со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (катастрофы, аварии, авиационные события), следствием которого могут являться:
1. Риск гибели человека.
2. Риск причинения вреда здоровью человека.
3. Риск загрязнения окружающей среды.
4. Риск материального ущерба.
1.3 Статистические показатели подконтрольной среды
На 1 января 2019 года в сфере деятельности Госавианадзора и территориальных управлений государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации находятся более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда.
Подконтрольные субъекты (объекты) эксплуатируют воздушные суда как российского (советского), так и иностранного производства различного типа и класса (более 20 типов российских, более 25 - иностранных самолетов; более 5 типов российских, более 10 - иностранных вертолетов).
Имеют на руках свидетельства авиационного специалиста:
персонал, относимый к летному экипажу - 44 466 (линейные, коммерческие пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты);
персонал, относимый к кабинному экипажу - 42 506 (бортоператоры, бортпроводники).
Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.
Госавианадзором и его территориальными органами в 2018 году проведено 9 483 проверки в отношении субъектов и объектов гражданской авиации, в том числе 787 проверок в рамках ФЗ-294 (240 плановых, 547 внеплановых), 6 330 проверок воздушных судов на перроне, 842 проверки на маршруте при выполнении полетов, принято участие в 231 проверке других надзорных органов, проведено 1 293 надзорных мероприятий по иным основаниям действующего законодательства.
По сравнению с 2017 годом общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось на 37,1% в том числе проверок на перроне увеличилось на 60,3%.
Кроме этого, в 2018 году не проводились проверки в отношении субъектов малого бизнеса.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году выявлено 5 723 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 5 718 нарушения установленных требований, включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде.
В 2017 году было выявлено 5 226 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 5 192 нарушения установленных требований.
Для устранения выявленных нарушений в 2018 году выдано 2 050 обязательных для исполнения инспекторских предписаний, составлено 1 264 протокола об административных правонарушениях, вынесено 1 256 постановлений о привлечении к административной ответственности, привлечено к административной ответственности 1 242 юридических, должностных и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей на общую сумму наложенных штрафов 14,4 млн рублей.
В 2018 году за нарушение установленных требований эффективно применялись меры инспекторского реагирования в отношении юридических, должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2017 годом - количество выданных инспекторских предписаний увеличилось на 10%.
В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства. За 2018 год территориальными управлениями по выявленным нарушениям было возбуждено 1 264 административных дела, их них, по видам нарушений:
1) Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 2 статья 11.4) - 343.
2) Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения (ч. 8 статья 11.5) - 144.
3) Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 статья 14.1.2) - 131.
4) Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна (ч. 3 статья 11.3) - 95.
5) Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 1 статья 11.4) - 89.
6) Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна (ч. 6 статья 11.5) - 76.
7) Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им (ч. 4 статья 11.5) - 47.
8) другие статьи КоАП РФ - 339.
Инспекторами Госавианадзора и его территориальных органов в процессе контрольно-надзорной деятельности в 2018 году, за нарушение требований законодательства в области гражданской авиации и использования воздушного пространства, введено 462 различного рода ограничений, в том числе:
- на осуществление деятельности 1 авиакомпании;
- на выполнение 1 вида авиационных работ;
- приостанавливалась эксплуатация 97 воздушных судов;
- отстранялись от деятельности 30 КВС и п. КВС;
- отстранялись от деятельности 13 бортпроводников;
- отстранялись от выполнения работ 179 авиационных специалиста;
- на эксплуатацию 3 ВПП, 4 посадочных площадок, 2 стоянок ВС и 1 рулежной дорожки;
- на эксплуатацию 19 единиц спецавтотранспорта;
- на эксплуатацию 112 единиц оборудования.
В соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. введен мораторий на проведение плановых проверок хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории малого и среднего бизнеса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "13 июля 2015 г."
В 2018 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 42 авиационных происшествия: 22 катастрофы и 20 аварий. В авиационных происшествиях погибло 128 человек, травмировано 39 человек.
В 2017 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 39 авиационных происшествий: 20 катастроф и 19 аварий. В авиационных происшествиях погибло 51 человек, травмировано 28 человек.
Количество авиационных происшествий в 2018 году, в сравнении с 2017 годом, увеличилось на 7,7%, количество катастроф увеличилось на 10%, количество аварий увеличилось на 5%, количество погибших увеличилось в 2,5 раза, количество травмированных увеличилось на 39,3%.
С воздушными судами коммерческой авиации в 2018 году произошло 19 авиационных происшествий: 9 катастроф (погибло 104 человека) и 10 аварий.
С воздушными судами коммерческой авиации в 2017 году произошло 15 авиационных происшествий: 7 катастроф (погибло 25 человек) и 8 аварий.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом в коммерческой авиации число авиационных происшествий увеличилось на 26,6%, аварий - на 25%, количество погибших - в 4,16 раза, количество катастроф увеличилось на 28,5%.
В 2018 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 880 инцидентов, 4 чрезвычайных происшествия и 127 повреждений воздушных судов на земле.
В 2017 году с гражданскими воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 883 инцидентов, 2 чрезвычайных происшествия и 90 повреждений воздушных судов на земле.
В 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло уменьшение количества авиационных инцидентов на 0,3%, увеличилось количество чрезвычайных происшествий - на 100%, произошло увеличение количества повреждений воздушных судов на земле на - 41%.
С воздушными судами АОН в 2018 году произошло 23 авиационных происшествия: 13 катастроф (погибло 24 человека) и 10 аварий.
С воздушными судами АОН в 2017 году произошло 24 авиационных происшествия: 13 катастроф (погибло 26 человек) и 11 аварий.
Следует отметить улучшение показателей безопасности полетов воздушных судов АОН в 2018 году. По сравнению с 2017 годом общее количество авиационных происшествий снизилось на 4%, количество катастроф осталось одинаковым, количество аварий снизилось на 9%, количество погибших снизилось на 7,7%.
В 2018 году с воздушными судами АОН произошло 40 авиационных инцидентов, повреждений воздушных судов на земле и чрезвычайных происшествий не произошло.
В 2017 году с воздушными судами АОН произошло 82 авиационных инцидента, 3 повреждения воздушных судов на земле, чрезвычайных происшествий не произошло.
В 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло уменьшение количества авиационных инцидентов на 51%.
Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:
- нормативно-правовое не урегулирование отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;
- отсутствие персональной ответственности владельцев, руководителей и должностных лиц авиапредприятий за состояние безопасности полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов;
- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;
- низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов, не соответствующий международным стандартам и практике;
- системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;
- отсутствие эффективной системы государственного регулирования и контроля за авиатопливообеспечением воздушных перевозок;
- отсутствие эффективной системы контроля за эксплуатантами авиации общего назначения в период действия свидетельства (сертификата) соответствия.
Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов-рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.
1.4 Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений в отрасли.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В 2018 году территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ) с участием представителей центрального аппарата Госавианадзора в соответствии с утвержденным Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзора в сфере транспорта проведено 32 мероприятия в 23 городах: Москва, Быково (Московская область), Красково (Московская область), Рязань, Нальчик, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Омск, Иркутск, Красноярск, Псков, Калининград, Мурманск, Вологда.
На проведенных мероприятиях приняло участие около 800 человек, представителей бизнес сообщества транспортного комплекса.
Госавианадзора и территориальных управлений государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации в настоящее время профилактические мероприятия реализуются в следующих формах:
1. Публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" информация из окончательных отчетов по результатам расследования авиационных происшествий (по мере поступления информации).
2. Проведение ведомственных тематических коллегий (1 раз в год).
3. Публикация в средствах массовой информации сведений о деятельности Госавианадзора и территориальных управлений (событийно).
4. Публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" "Информационный бюллетень" (по мере поступления).
5. Выпуск "Информационный бюллетень Состояние безопасности полетов гражданских воздушных судов государств-участников "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" (ежемесячно).
6. Проведение видеоконференций по текущим проблемным вопросам, обсуждению изменения действующего законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, повышению эффективности проверочных мероприятий (ежеквартально).
7. Информирование посредством интерактивного взаимодействия на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" (постоянно).
8. Проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики.
9. Выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований.
10. Публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" мониторинга правоприменительной практики.
Для реализации программы профилактики Госавианадзор предлагаются следующие новые способы (виды профилактических мероприятий):
1. Расширение форм проведения профилактики с использованием официального сайта Ространснадзора в сети "Интернет":
1.1. Размещение актуализированных перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов. Данная форма проведения профилактики приведет к открытости обязательных требований, проверяемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, для всех поднадзорных субъектов.
1.2. Опубликование руководства по соблюдению обязательных требований с последующим размещением на сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Указанная форма приведет к информированию поднадзорных субъектов о методологии по соблюдению обязательных требований.
1.3. Подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. Данная форма проведения профилактики приведет к своевременному информированию поднадзорных субъектов об изменениях обязательных требований.
1.4. Обобщение практики осуществления государственного контроля в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, размещение обобщений на сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Указанная форма приведет к открытости проверочных мероприятий и информированию субъектов контроля (надзора) о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований.
1.5. Создание на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" опросов для представителей субъектов контроля (надзора) о качестве проведенных проверок, а также функции оценки:
- информированности субъектов контроля (надзора) об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах субъектах контроля (надзора) в ходе проверки;
- понятности обязательных требований, обеспечивающих их однозначное толкование субъектами контроля (надзора) и контрольно-надзорным органом;
- уровня вовлеченности субъектов контроля (надзора) в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
Такие опросы способны выставить оценку территориальному управлению, чей инспекторский состав осуществлял профилактику нарушений и проверял юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Данная форма приведет к появлению непосредственной связи между субъектом контроля (надзора) и территориальным управлением, проводившем проверку, что в конечном счете будет использовано как показатель удовлетворенности поднадзорными субъектами качеством мероприятий по контролю.
2. Расширение формы разъяснения субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды непосредственно во время проверок. Указанная форма приведет к дополнительному распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для субъектов контроля (надзора).
3. Выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований. Указанная форма приведет к минимизации наступления вероятности наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
- риск гибели человека;
- риск причинения вреда здоровью человека;
- риск загрязнения окружающей среды;
- риск материального ущерба.
4. Проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики. Указанная форма приводит к распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для субъектов контроля (надзора).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.