Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области железнодорожного транспорта, оценка соблюдения которых является предметом вида надзора, осуществляемого Управлением государственного железнодорожного надзора.
1.1 Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
Всего под контролем (надзором) Госжелдорнадзора находится более 24 тысяч предприятий железнодорожного транспорта, которые имеют следующую структуру:
- Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования
- Юридические лица, осуществляющие ремонт, хранение подвижного состава и его составных частей;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке железнодорожным транспортом пассажиров.
1.2 Наиболее значимые риски и их распределение по видам поднадзорных хозяйствующих субъектов
Проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства. За 2018 год по выявленным нарушениям было привлечено к административной ответственности более 14 тысяч нарушителей, из них, по видам нарушений:
1) Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (ст. 11.1 КоАП РФ - 8997,9 тыс.)
2) Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ - 2745,1 тыс. руб)
3) Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии (ст. 14.1.2 ч. 1 КоАП РФ - 5750 тыс.)
4) Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 14.1.2 ч. 3 КоАП РФ - 25471 тыс.)
5) Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ - 530 тыс.)
6) Непредставление сведений (ст. 19.7 КоАП РФ - 153 тыс.)
7) Другие статьи КоАП РФ - 6022,7 тыс.
1.3 Ожидаемые тренды и тенденции, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды
Износ основных фондов железнодорожного транспорта.
Состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ, связанных с развитием транспортной инфраструктуры и обеспечением безопасности движения.
Переход к риск-ориентированному подходу при организации проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
1.4 Статистические показатели подконтрольной среды
Под надзором Госжелдорнадзора находится более 21 тысячи предприятий, в состав которых входят более 29 тысяч филиалов и обособленных подразделений, 1,5 миллионов работников железнодорожного транспорта, более 194 тысяч километров эксплуатационной длины железнодорожных путей общего и необщего пользования, около 27 тысяч единиц тягового подвижного состава, более 11 тысяч единиц специального подвижного состава, более 1,26 миллионов вагонов всех типов.
В 2018 году Госжелдорнадзором проведена 1505 проверок субъектов железнодорожного транспорта по соблюдению законодательства в области обеспечения безопасности движения и пожарной безопасности (в 2017 году - 1821), из них плановых - 1132 (в 2017 году - 1 320), внеплановых - 373 (в 2017 году - 501).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 35441 нарушение (в 2017 году - 40318) у 1209 субъектов железнодорожного транспорта (1311), в том числе 35139 нарушений обязательных требований законодательства (39939) и 302 нарушения невыполнения предписаний органов государственного контроля (379), выдано 1333 предписания об их устранении (1574).
Проведено 308 рейдовых осмотра, количество выявленных нарушений составило 7872.
Введено более 14,7 тысяч мер, предписываемых владельцам инфраструктуры обеспечить ограничение и запрет эксплуатации железнодорожного подвижного состава и технических средств.
Отставлено от эксплуатации более 6 тысяч грузовых вагонов, более 1400 локомотивов. Закрывалось движение на более 4 тысячах участках железнодорожных путей и стрелочных переводах.
Проведено 232 расследования транспортных происшествий.
Инспекторским составом взято на особый контроль выполнение предписаний хозяйствующими субъектами.
Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,54%) перевыполнен и составил 96,71%.
Сотрудниками Госжелдорнадзора привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства в области безопасности движения поездов более 12 тысяч нарушителей на общую сумму около 50 миллионов рублей, взыскано более 53 миллионов рублей.
Помимо выполнения контрольно-надзорных функций Госжелдорнадзором ведется работа по оказанию государственных услуг в области лицензирования отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте.
За 2018 год рассмотрено 713 (в 2017 году - 753) поступивших заявлений на предоставление государственных услуг, предоставлено 194 (в 2017 году - 232) лицензии, переоформлено 148 (в 2017 году - 147) лицензий, отказано в предоставлении лицензии 154 (в 2017 году - 191) соискателям. В государственный бюджет Российской Федерации поступило более 2 млн руб государственной пошлины за предоставленные услуги.
Основными причинами допускаемых транспортных происшествий являются (в % от общего количества нарушений безопасности движения): техническое содержание подвижного состава - 28%, текущее содержание пути - 28%, нарушение режима ведения поезда - 7%, ДТП на железнодорожных переездах - 6%.
При этом в основе большинства причин нарушений безопасности движения находится человеческий фактор, что свидетельствует о низкой "Культуре безопасности" работников транспортного комплекса.
Госжелдорнадзором проводится интенсивная работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на железнодорожном транспорте.
Особый акцент в реформе госконтроля сделан на профилактику нарушений.
В 2018 году Госжелдорнадзором проведена профилактическая работа, в том числе: проведено 664 совещания с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования; более 1600 проверок по вопросам безопасности движения на железнодорожном транспорте, размещено 49 публикаций в СМИ.
Территориальными управлениями Госжелдорнадзора в 8 федеральных округах были проведены 32 публичных обсуждений согласно разработанному плану-графику проведения публичных обсуждений, утвержденным руководителем Ространснадзора.
С 2018 года при проведении контрольно-надзорной деятельности на железнодорожном транспорте применяются разработанные проверочные чек-листы, в которых отражены все основные вопросы при проведении проверок предприятий в зависимости от вида деятельности.
Тем самым, проверки стали более открытыми, так как до начала проверки субъекты могут ознакомиться с вопросами проверки, изучив чек-листы на сайте Ространснадзора.
Сформирована доступная среда для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Госжелдорнадзор в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований транспортного законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) обеспечивает размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивает проведение территориальными управлениями Госжелдорнадзора ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Ространснадзора и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдает предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной программы, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо к угрозе причинения вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.