Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Епифанова М.А. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск" (далее - Уполномоченный орган), МБУ "Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией МКУ "Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск" (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0849300000519000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к ряду товаров, в том числе, установлено несколько значений одного показателя, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом;
2. Уполномоченным органом, Заказчиком размещена в ЕИС документация об Аукционе в недействующей редакции, что не позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе;
3. Заказчиком неправомерно осуществлено укрупнение лота в связи со сроком исполнения обязательств по контракту.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика 11.03.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 12.03.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 19.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 093 089 720 рублей;
4) финансирование осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 586-ПП "Об утверждении государственной программы Мурманской области "Развитие образования";
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.03.2019;
6) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.03.2019.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к ряду товаров, в том числе, установлено несколько значений одного показателя, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- N 26 "Сетка арматурная ГОСТ 23279-2012": расстояние между продольными стержнями (S): 100; 200; 300; 400; 500 мм; ширина сетки (b): 650 мм; диаметр стержня (d): 25 мм;
- N 34 "Сталь листовая оцинкованная (тип 1) ГОСТ 14918-80 ГОСТ 19904-90": класс толщины покрытия: от П* до 2*, ширина стали: от 710 до 1800 мм; поверхность оцинкованной стали: со сплошным цинковым покрытием или с дифференцированным цинковым покрытием; вид стали: холоднокатаная сталь, оцинкованная горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования высшей или первой категории качества; толщина стали с дифференцированным цинковым покрытием: 0.75; 0.8 мм;
- N 42 "Проволока стальная низкоуглеродистая ГОСТ 3282-74": группа по временному сопротивлению разрыву проволоки: I; II; номинальный диаметр проволоки: 3, 5; 4.5, 2 мм; класс покрытия проволоки: 1Ц; 2Ц; проволока по виду обработки: термически обработанная или термически необработанная; точность изготовления проволоки: нормальная; повышенная.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к указанным товарам установлены в соответствии с потребностью Заказчика на основании ГОСТ и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком размещена в ЕИС документация об Аукционе в недействующей редакции, что не позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Уполномоченным органом, Заказчиком размещены 19.02.2019 в 16:27 изменения в документацию об Аукционе, при этом, участникам закупки необходимо руководствоваться данной актуальной редакцией документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС 19.02.2019 в 10:30 и 16:27 размещены два комплекта документации об Аукционе, в статусе "Недействующие редакции", "Недействительные файлы", что вводит участников закупки в заблуждение о наличии актуальной редакции документации об Аукционе, не позволяет определить объект закупки и заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в ЕИС действующей редакции документации об Аукционе не соответствует пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно осуществлено укрупнение лота в связи со сроком исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2.5 проекта контракта документации об Аукционе период выполнения работ установлен в течение 630 календарных дней с даты заключения контракта, при этом, приложение N 3 к проекту контракта документации об Аукционе содержит график выполнения работ с апреля 2019 по декабрь 2020.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода об укрупнении лота в связи со сроком исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 45 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Техническое задание документации об Аукционе устанавливает следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- N 1 "Кабель (тип 1), ГОСТ 23286-78, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012": масса 1 км кабеля кг: от 300 кг;
- N 2 "Асфальтобетонная смесь ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 22245 - 90": "Наибольший размер минеральных зерен: 40 мм";
- N 98 "Труба ГОСТ 8732-78": "кривизна любого участка трубы на 1 м длины: не превышает 1.5 мм"
- N 113 "Теплоизоляция": "теплопроводность 10: До 0.035 Вт/мК; теплопроводность А: До 0.040 Вт/мК; теплопроводность Б: До 0.043 Вт/мК; теплопроводность 125: До 0.064 Вт/мК";
- N 115 "Мастика": "Расход мастики при однослойном нанесении: 120-160 г/м2";
- N 121 "Арматурный прокат ГОСТ 52544-2006": номинальная масса 1 м длины проката: не менее 1.578 кг; кривизна прутков: не превышает 0.6% измеряемой длины.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в "Форме требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара (далее - Форма). При этом конкретные показатели, не должны сопровождаться словами и символами: "<", ">", "до", "от", "не менее", "не более", "", "", "Не выше", "Не ниже".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с Инструкцией в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, используемых при выполнении работ, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Также Инструкцией установлено, что если предъявляются требования к нескольким маркам, типам, видам одного товара (материала) в рамках одной позиции, то технические характеристики должны быть представлены для каждой указанной марки, типа, вида. В таком случае участник в заявке должен указать значение данного показателя для каждого из требуемых типов товара или одно значение для всех типов товаров, если оно одинаково и не противоречит нормативно-технической документации на товар.
При этом, согласно Инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
Техническим заданием в рамках одной позиции N 15 "Горячекатаная арматурная сталь" содержится требование к классам: А-I (А240); А-II (А300); А-III (А400); А-IV (А600); А-V (А800).
Учитывая вышеуказанное положение Инструкции, а также необходимость выбора одного значения из показателей, разделенных символом ";" не представляется возможным определить порядок указания характеристик товаров, содержащих в одной позиции несколько марок, типов, видов показателей.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших ненадлежащую Инструкцию нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС 26.02.2019 размещено разъяснение положений документации об Аукционе РД 1 о порядке указания характеристики товара N 1 "Кабель (тип 1)", содержащего несколько значений материала изоляции жил, а именно:
Вопрос: "Если предъявляются требования к нескольким маркам, типам, видам одного товара (материала) в рамках одной позиции, то технические характеристики должны быть представлены для каждой указанной марки, типа, вида. В таком случае участник в заявке должен указать значение данного показателя для каждого из требуемых типов товара или одно значение для всех типов товаров, если оно одинаково и не противоречит нормативно-технической документации на товар. Дословно указанное означает, что из одной позиции товара в первой части заявки должно появиться несколько позиций товаров, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Заказчиком в одной позиции товара описаны показатели соответствующие разным типам кабеля, что вводит в заблуждение участников закупки".
Ответ: "Для того, чтобы согласно инструкции описать показатели товара для каждой указанной марки, типа, вида товара, не требуется добавлять дополнительные позиции товаров. Можно описать конкретный показатель товара в рамках строчки, отведенной для этого показателя.
По позиции 1 "Кабель (тип 1), ГОСТ 23286-78, ГОСТ 31996-2012 , ГОСТ 22483-2012" в первой части заявки не должно появиться три новых позиции товаров, так как согласно инструкции по заполнению Формы N 1: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Следовательно, участник закупки должен выбрать одно значение показателя".
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика разместивших разъяснения документации об Аукционе, изменяющие порядок указания характеристик товаров, содержащих в одной позиции несколько марок, типов, видов показателей, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что пункты 11 информационных карт документаций об Аукционе, размещенных 19.02.2018 в 16:27 содержат противоречивые сведения о дате окончания срока подачи заявок, а именно 07.03.2019 и 06.03.2019, при этом извещением о проведении Аукциона установлена дата окончания подачи заявок 07.03.2019.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе противоречивые сведения о дате окончания подачи заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Техническое задание документации об Аукционе устанавливает следующие требования к товару N 42 "Проволока стальная низкоуглеродистая ГОСТ 3282-74":
- проволока по виду обработки: термически обработанная или термически необработанная;
- группа по временному сопротивлению разрыву проволоки: I; II;
- проволока по виду поверхности: с цинковым покрытием или без покрытия.
В соответствии с ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" (далее - ГОСТ 3282-74) механические свойства проволоки содержаться в таблице 2, согласно которой проволока по виду обработка "термически необработанная" имеет характеристику группы по временному сопротивлению разрыву проволоки (I группы, II группы); проволока по виду обработка "термически обработанная" имеет характеристику по виду поверхности (с покрытием, без покрытия).
Вместе с тем, согласно Инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что с учетом положений Инструкции участниками закупки может быть указана характеристика проволоки "термически обработанная с группой по временному сопротивлению разрыву проволоки I или II", что соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе, но противоречит требованиям ГОСТ 3282-74.
Кроме того, в отношении товара N 109 "Тройник фланцевый стальной ГОСТ 17376-2001" установлена характеристика "Тип тройника: равнопроходной; переходной; Типоразмер тройника: 300х200; 200х200; 200х100; 100х100 мм".
ГОСТ 17376-2001 (ИСО 3419-81) "Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Тройники. Конструкция" (далее - ГОСТ 17376-2011) содержит чертеж конструкций тройника с указанием обозначений "D", "D1", "DN", "H", "F", а также требования к размерам тройника исполнения N 1.
Также согласно ГОСТ 17376-2011 установлены следующие обозначения тройников:
- переходного тройника исполнения 1, D = 60,3 мм, Т = 2,9 мм, = 48,3 мм, = 2,6 мм из стали марки TS9:
Тройник 1 - 60,3 х 2,9 - 48,3 х 2,6 - TS9 ГОСТ 17376-2001
- равнопроходного тройника исполнения 2, D = 76 мм, Т = 7,0 мм из стали марки 20:
Тройник 76 х 7 ГОСТ 17376-2001
Таким образом, учитывая установленные условные обозначения тройников в соответствии с ГОСТ 17376-2001, а также отсутствие в указанном ГОСТ характеристики "Типоразмер тройника", Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченным органом, Заказчиком установлены требования к типоразмеру равнопроходного тройника, что противоречит положению Инструкции о возможности указания переходного тройника.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару N 88 "Бортовой камень ГОСТ 6665-91": длина камня: 100 мм.
Вместе с тем, ГОСТ 6665-91 "Межгосударственный стандарт. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" установлены значения длины камней 1000 мм, 3000 мм, 6000 мм, допускается по заказу потребителя камни марки БР100.20.8 изготовлять длиной 600 мм и 800 мм, при этом, длина бортового камня 100 мм указанным ГОСТ не предусмотрено.
Также техническим заданием документации об Аукционе к товарам N 15 "Горячекатаная арматурная сталь", N 17 "Горячекатаный прокат для армирования железобетонных конструкций" установлено требование о соответствии ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия".
Вместе с тем, указанный ГОСТ утратил силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.03.2017 N 232-ст; взамен введен в действие ГОСТ 34028-2016.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлено, в том числе, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
Пунктом 37 информационной карты документации об Аукционе установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в том числе, устройство дорожной одежды автомобильных дорог, устройство верхнего строения железнодорожного пути, устройство туннелей, устройство штолен, устройство искусственных сооружений, дноуглубительные и водолазные работы, гидротехнические работы.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Общеобразовательная школа на 1200 мест в ЗАТО г. Североморск Мурманской области".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представили Уполномоченного органа, Заказчика не представили доказательств, свидетельствующих о наличии указанных работ в проектной документации и о необходимости осуществления данных работ в рамках исполнения контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 20 Закона о контрактной системе закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона о контрактной систем, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:
а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
б) в рамках государственного оборонного заказа;
в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе без изменения объекта закупки), запроса предложений;
г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил первый этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план закупок, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, плана закупок.
Согласно пункту 19 Правил не позднее 10 дней после дня окончания срока, указанного в пункте 16 Правил, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению.
Пунктом 30 Правил установлено, что в течение 2 дней после дня проведения очных публичных слушаний лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие замечания или предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая обсуждение информации о закупке, включенной в план закупок, и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 29 Правил.
Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Правил второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
При этом, согласно пункту 38 Правил в течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие в рамках этого этапа замечания или предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС 16.11.2018 размещена реестровая запись общественных обсуждений N 201800103400 закупки с идентификационным кодом закупки "183511000420851100100100540004120000", при этом, дата и время очных публичных слушаний 14.12.2018 15:00.
Таким образом, с учетом положений пункта 30 Правил регламентированный срок размещения в специализированной разделе ЕИС протокола первого этапа обязательного общественного обсуждения 16.12.2018, при этом, регламентированная дата начала второго этапа общественных обсуждений с учетом положений пункта 33 Правил 19.02.2019.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили в бумажном виде протокол N 1 от 17.12.2018 первого этапа обязательного общественного обсуждения и пояснили, что у Заказчика отсутствовала возможность публикации указанного протокола в ЕИС в связи с техническими неполадками в работе ЕИС.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что к настоящему времени в ЕИС не размещены протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, а также не осуществлен второй этап обязательного общественного обсуждения.
Учитывая положение части 4 статьи 20 Закона о контрактной системе о необходимости проведения обязательного общественного обсуждения при осуществлении настоящей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствие общественного обсуждения не соответствует части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика не соответствуют части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Епифанов М.А. обоснованной в части ненадлежащего размещения в ЕИС документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 20, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/477 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.