Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 75-КГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Знак Наргизы Сафаралиевны о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Республике Карелия об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 марта 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 июня 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Карелия Костина А.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Знак Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Карелия (далее также - МВД по Республике Карелия) от 9 февраля 2018 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Киргизии, а также уведомления от 15 февраля 2018 г. о принятии такого решения, просила обязать продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, ссылаясь на отсутствие оснований для принятия решения об отказе в продлении такого статуса, поскольку жильём на территории Российской Федерации она не обеспечена, жилое помещение по месту её регистрации в г. Беломорске Республики Карелия является непригодным для проживания.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 марта 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 июня 2018 г., административное исковое заявление удовлетворено, отменены обжалуемые решение и уведомление, на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление Знак Н.С. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 28 августа 2018 г. МВД по Республике Карелия отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 21 января 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной МВД по Республике Карелия в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями допущены такого рода нарушения норм материального права.
Как следует из материалов дела, решением УФМС по Республике Карелия от 17 января 2000 г. Знак Н.С., будучи несовершеннолетней, вместе с матерью и братом получила статус вынужденного переселенца из Киргизии, который неоднократно продлевался.
17 июля 2017 г. административным ответчиком во исполнение судебного акта принято решение о продлении Знак Н.С. срока действия статуса вынужденного переселенца до 17 января 2018 г.
19 января 2018 г. Знак Н.С. обратилась с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, оставленное без удовлетворения решением МВД по Республике Карелия от 9 февраля 2018 г., которым она признана утратившей статус вынужденного переселенца с 17 января 2018 г. в связи с истечением срока его предоставления, пропуском срока на обращение с заявлением о продлении статуса и отсутствием уважительных причин несвоевременного обращения, а также в связи с отсутствием правовых оснований для продления статуса вынужденного переселенца, поскольку у неё имеется в пользовании по договору социального найма жилое помещение по адресу: ..., а также у членов её семьи - матери в собственности жилое помещение по адресу: ..., у супруга - по договору социального найма жилое помещение по адресу: ...
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что с момента предоставления статуса вынужденного переселенца до настоящего времени у административного истца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства Знак Н.С. не оказана. Наличие постоянной регистрации в жилом помещении, нанимателем которого является бабушка административного истца - Р. не свидетельствует об отсутствии обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации, поскольку данное жилье признано непригодным для проживания.
Судебная коллегия с такой позицией согласиться не может, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации являются предметом регулирования Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон о вынужденных переселенцах), согласно положениям которого вынужденным переселенцем признаётся гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершённого в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, такой статус первоначально предоставляется на пять лет (пункт 1 статьи 1, пункт 4 статьи 5).
Пунктом 5 статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены его семьи, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами его семьи, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жильё, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 г., безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 г., социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения, а также неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения, непредоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (подпункты 1-7).
Исходя из содержания приведённого законоположения, установление факта наличия у вынужденного переселенца или членов его семьи, в том числе не имеющих такого статуса, в пользовании жилого помещения по договору социального найма является препятствием для продления статуса вынужденного переселенца.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает равные права нанимателя жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, и членов его семьи, в том числе и бывших членов семьи, продолжающих проживать в занимаемом жилом помещении (части 2 и 4 статьи 69).
При таком положении суд, установив, что Знак Н.С. имеет регистрацию по месту жительства в жилом помещении, предоставленном её бабушке Р. органами местного самоуправления по договору социального найма, сделал ошибочный вывод о незаконности решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
То обстоятельство, что квартира, в которой административный истец зарегистрирована и имеет право пользоваться, по своим техническим характеристикам с 23 ноября 2011 г. признана непригодной для проживания, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку вступившим в законную силу решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 7 октября 2014 г. на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить на условиях договора социального найма Р. на семью, в состав которой включена и Знак Н.С., благоустроенную квартиру.
Таким образом, у административного истца есть право на благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, предоставляемое в связи с признанием ранее занимаемого ею, как членом семьи нанимателя, жилого помещения непригодным для проживания.
С учётом изложенного состоявшиеся по делу судебные акты, как основанные на неверном применении норм материального права, являются незаконными, следовательно, подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 марта 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 июня 2018 г. отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Знак Наргизы Сафаралиевны о признании незаконными решения Министерства внутренних дел по Республике Карелия от 9 февраля 2018 г. и уведомления временно исполняющего обязанности начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия от 15 февраля 2018 г. N 21/1219, возложении на Министерство внутренних дел по Республике Карелия обязанности оформить в отношении Знак Наргизы Сафаралиевны продление срока действия статуса вынужденного переселенца отказать.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 75-КГ18-7
Текст определения опубликован не был