Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2019 г. N 44-АПГ18-35
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" о признании не действующими в части постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 июля 2015 г. N 52-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)", постановления от 07 декабря 2016 г. N 296-в "О внесении изменений в приложения 3, 4, 5 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 июля 2015 г. N 52-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)", постановления от 20 декабря 2017 г. N 383-вг "О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Союз Профпласт" (Березовский район)", постановления от 20 декабря 2017 г. N 359-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (Березовский район)" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Пермского краевого суда от 24 сентября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" Лапочкина Е.А., представителя общества Брагиной И.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "ПУ ЖКХ") обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше нормативных правовых актов в части установления тарифа без учета налога на добавленную стоимость.
Решением Пермского краевого суда 24 сентября 2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Региональная служба по тарифам Пермского края и прокуратура Пермского края представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители Региональной службы по тарифам Пермского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры Пермского края в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей административного истца и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 11 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 12.2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406, пунктом 51 Основ ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 N 1075, предусмотрено, что установление тарифов для регулируемой организации, владеющей объектами государственной или муниципальной собственности на основании концессионного соглашения, осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных в установленном порядке органом регулирования.
Пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерацией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или говором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или говором доверительного управления имуществом участник товарищества, концессионер или доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном Кодексом (пункт 2 статьи 174.1 НК РФ).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции от 30 декабря 2015 г.) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.
Согласно материалам дела, ООО "ПУ ЖКХ", применяя упрошенную систему налогообложения, использует в регулируемой деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения муниципальное имущество: имущественный комплекс объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения и имущественный комплекс объектов холодного водоснабжения и водоотведения с. Березовка Пермского края, переданного ему в соответствии с заключенными с администрацией Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края концессионными соглашениями от 25 марта 2015 г. и от 09 ноября 2016 г.
Общество в апреле 2015 года обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы методом индексации.
По результатам проведения экспертизы предложений общества по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения органом регулирования принято постановление от 29 июля 2015 г. N 52-в.
Постановлением РСТ Пермского края от 07 декабря 2016 г. N 296-в (на 2017 год) и постановлением от 20 декабря 2017 г. N 382-в (на 2018 год) произведена корректировка долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Общество в апреле 2017 года обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 20182022 годы с применением метода индексации.
Постановлением РСТ Пермского края от 20 декабря 2017 г. N 383-вг установлены тарифы в сфере горячего водоснабжения. Тарифы в сфере теплоснабжения установлены для ООО "ПУ ЖКХ" постановлением от 20 декабря 2017 г. N 359-т.
Оспаривая указанные выше нормативные правовые акты в части установления тарифов без учета налога на добавленную стоимость административный истец указывал, что тарифы должны быть установлены с учетом названного налога с момента заключения обществом концессионных соглашений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Подпунктами "е" и "ж" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 (далее - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), а также подпунктами "д", "е" пункта 16 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 N 1075 (далее - Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), установлено, что к заявлению об установлении тарифов помимо прочих прилагаются обосновывающие документы, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; расчет размера тарифов.
Органом регулирования расчет тарифов произведен исходя из упрощенной системы налогообложения организации, то есть без учета налога на добавленную стоимость, в связи с отсутствием в материалах тарифного дела выставленных концессионером (в данном случае организацией, поставляющие услуги) счетов-фактур потребителям - юридическим лицам (управляющим компаниям) в порядке, установленном налоговым законодательством.
Кроме того при обращении в орган регулирования в 2015, 2016, 2017 годах с заявлениями об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения расчет тарифов произведен обществом по упрощенной системе налогообложения без учета перехода на применение Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после заключения концессионных соглашений.
Порядок согласования органом регулирования перехода организации от регулирования тарифов с применением правил регулирования тарифов, действовавших на день заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения к регулированию тарифов с применением правил регулирования тарифов, действующих на день установления (изменения, корректировки цен (тарифов) содержится в главе VI Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в главе III Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и осуществляется на основании заявления о таком переходе.
К заявлению о переходе прилагаются документы и материалы, предусмотренные пунктом 79 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пунктом 50 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
а) концессионное соглашение в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договор аренды указанных систем и объектов либо заверенная в установленном порядке копия одного из указанных документов;
б) документ, подтверждающий согласие сторон концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных систем и объектов на переход к регулированию тарифов с применением правил регулирования тарифов, действующих на день установления (изменения, корректировки) цен (тарифов);
в) документ, подтверждающий полномочия лица, подавшего заявление о переходе, на подачу заявления о переходе и прилагаемых к нему документов и материалов;
г) расчет необходимой валовой выручки концессионера или арендатора на каждый год начиная с года, следующего за годом, в котором было направлено заявление о переходе, до конца действия концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных систем и объектов, осуществленный по правилам, действовавшим на день заключения концессионного соглашения или договора аренды;
д) расчет необходимой валовой выручки концессионера или арендатора на каждый год начиная с года, следующего за годом, в котором было направлено заявление о переходе, до конца действия концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных систем и объектов, осуществленный по правилам, действующим на день подачи заявления о переходе.
В связи с непредставлением обществом в материалы тарифных дел заявления о переходе организации от регулирования тарифов с применением правил регулирования тарифов, действовавших на день заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения к регулированию тарифов с применением правил регулирования тарифов, действующих на день установления (изменения, корректировки цен (тарифов) и документов, указанных в пункте 79 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пункте 50 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также отсутствием налоговых деклараций об уплате налога на добавленную стоимость за 2015, 2016, 2017 годы при оказании услуг в сфере теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в рамках концессионных соглашений, оснований для перерасчета тарифов у регулирующего органа не возникло.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда 24 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2019 г. N 44-АПГ18-35
Текст определения опубликован не был