Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 2-АПГ18-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мошанова Л.В. о признании не действующим в части решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 г. N 85 "Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год" по апелляционной жалобе Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 13 сентября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Бережного С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мошанов Л.В. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Муниципального Совета Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 г. N 85 "Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в кадастровом квартале ... и предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 343,8%.
Решением Вологодского областного суда от 13 сентября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Муниципальное Собрание Кадуйского муниципального района Вологодской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Мошановым Л.В., департаментом имущественных отношений Вологодской области и прокуратурой Вологодской области представлены отзывы и возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы административный истец, представители администрации муниципального образования поселок Хохлово Кадуйского района Вологодской области, департамента имущественных отношений Вологодской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Кадуйского муниципального района Вологодской области и прокуратуры Вологодской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении и отзывах на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 1 декабря 2014 г. N 1083, ставки арендной платы и коэффициенты (К1, К2,...Кn) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, на территории которых расположены земельные участки.
Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 22 ноября 2017 г. N 85 утверждены ставки арендной платы и коэффициенты за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в собственности Кадуйского муниципального района Вологодской области, на 2018 год.
Согласно приложению к названному решению в кадастровом квартале ... по 5 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, установлена ставка арендной платы за пользование земельным участком в размере 343,8%.
В обоснование заявленного требования Мошанов Л.В. указал, что средняя ставка арендной платы по остальным 253 кадастровым кварталам Кадуйского муниципального района на земельные участки, относящиеся к 5 виду разрешенного использования, составляет 20,16%. Применение оспариваемой ставки привело к существенному повышению размера арендной платы за пользование земельным участком.
По мнению административного истца, установление ставки аренды 343,8% в связи со снижением кадастровой стоимости земельного участка, нарушает принцип экономической обоснованности при определении арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К числу таких принципов относятся, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представленная в материалы дела пояснительная записка к проекту оспариваемого решения и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы не подтверждают экономического обоснования установления арендной платы в размере 343,8%, поскольку не содержат анализа и оценки различных экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Содержание пояснительной записки представляет лишь выдержки из постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, постановления Правительства Вологодской области от 1 декабря 2014 г. N 1083, которым утвержден порядок определения размера арендной платы.
Из текста финансово-экономического обоснования ставок арендной платы следует, что расчет ставки арендной платы произведен в соответствии с формулой, определенной, самим административным ответчиком и включающей в себя стандартные (постоянные, неизменяющиеся) величины в виде средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов, утвержденных в 2009 и в 2012 году, и ставку арендной платы на 2013 год. Данная методика расчета применялась при расчете ставки арендной платы на 2014-2017 годы, и расчет данной ставки должен производиться не чаще, периода действия кадастровой оценки.
Таким образом, из используемой органом местного самоуправления формулы следует, что изменение размера арендной платы связано исключительно с изменением кадастровой стоимости. Указанная формула не содержит многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, а также не отражает зависимость размера ставки от вида разрешенного использования земельного участка.
Из оспариваемого нормативного правового акта следует, что ставки арендной платы за земельные участки 5 вида разрешенного использования, расположенные на территории Кадуйского муниципального района, варьируются от 10,9% до 343,8% от их кадастровой стоимости. При этом экономическое обоснование такого разрыва ставок по одному и тому же виду использования отсутствует.
Доказательств того, что административным органом определялась доходность земельного участка с учетом его местоположения, вида функционального использования в соответствии видам разрешенного использования, с учетом наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, с учетом экологических и природных условий, проводилось исследование сегмента рынка, анализ рыночной информации по сделкам и предложениям по аренде, в материалы дела не представлено. Сама по себе кадастровая стоимость земельного участка не отражает его доходность.
Приведенные доводы ответчика об увеличении размера ставки арендной платы в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельного участка не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 13 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 2-АПГ18-18
Текст определения опубликован не был