Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 640257-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(по вопросу осуществления закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей)
внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, О.В. Окуневой и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 11 февраля 2019 года (протокол N 171) Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 640257-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, О.В. Окуневой и другими.
Законопроект подготовлен во исполнение абзаца пятого подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 июля 2016 года N Пр-1300 о необходимости обеспечить подготовку законодательных и иных нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Нормами законопроекта дополняются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), касающиеся проведения конкурса с ограниченным участием, путем отнесения к таким случаям осуществление закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
В настоящее время частью 10 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.
Кроме того, дополнительные требования к участникам закупок в сфере организации отдыха и оздоровления детей установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), в соответствии с которым для участия в закупках в обозначенной сфере требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Указанные требования исходят из положения пункта 1 части 2 статьи 56 Федерального закона N 44-ФЗ.
Иных ограничений к участникам закупок по предоставлению услуг в сфере организации детского отдыха и оздоровления Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Комитет также отмечает, что оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. рублей), относится к случаям отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установленным Постановлением N 99.
В связи с изложенным, осуществление закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, путем проведения конкурса с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением N 2 к Постановлению N 99, возможно только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тысяч рублей.
Одновременно следует отметить, что частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, в предмет одной закупки возможно включение услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению с оказанием услуг по проезду детей до места отдыха и питанию в дороге в случае, если это не является ограничением конкуренции.
На основании изложенного, Комитет приходит к выводу, что закрепление в статьях 56 и 56.1 Федерального закона N 44-ФЗ положений о том, что только в форме конкурса с ограниченным участием будут определять исполнителей в закупках на оказание услуг для детского досуга, послужит дополнительным способом сберечь здоровье и жизни детей от недоброкачественной продукции и недобросовестных исполнителей контрактов.
Вместе с тем, по мнению Комитета, требуется рассмотреть дополнительные возможности установления иных ограничительных мер для участников закупок в сфере организации отдыха и оздоровления детей, касающихся обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, пребывающих в организациях отдыха и оздоровления, в том числе рассмотрев возможность применения дополнительных критериев оценки конкурсных заявок.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 640257-7 "О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 13 марта 2019 года, протокол N 87.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.