Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. N Р-15
Методические рекомендации
о проведении повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, в том числе сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс
1. Основания разработки методических рекомендаций
Методические рекомендации о проведении повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, в том числе сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс (далее - методические рекомендации), разработаны во исполнение подпункта 25.1.1 пункта 25 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 (в части решения задачи по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ); подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N Пр-2582 по итогам встречи Президента Российской Федерации с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству 9 декабря 2016 года об обеспечении повышения квалификации не менее 5 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, с учетом стандартов Ворлдскиллс; перечнем поручений Президента Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. N Пр-2225 по итогам встречи с членами национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству 24 октября 2017 г. в части внедрения международных стандартов в деятельность профессиональных образовательных организаций.
Методические рекомендации предназначены для формирования организационно-методических условий по реализации мероприятий по подготовке педагогического состава профессиональных образовательных организаций.
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок органами государственного контроля (надзора) в организациях, реализующих образовательные программы (далее - организации, организация).
Данные методические рекомендации направлены на определение назначения, целей, порядка, механизмов организации повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, и их сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс.
2. Краткая характеристика кадрового состава системы среднего профессионального образования и задачи по его развитию
Система среднего профессионального образования Российской Федерации ориентирована на обеспечение кадрами нужной квалификации реального сектора экономики. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования осуществляется в 3659 профессиональных образовательных организациях, в том числе в 348 образовательных организациях высшего образования.
Важнейшим фактором повышения качества подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях является высокий уровень профессиональных компетенций педагогических работников и постоянное их развитие. Общая численность штатных педагогических работников профессиональных образовательных организаций Российской Федерации составляет 195 286 человек, в том числе 138 984 преподавателя и 24 006 мастеров производственного обучения. Кроме того, в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена задействованы 27 216 преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), что составляет около 20%.
Мониторинг качества подготовки кадров в Российской Федерации в 2018 году показал, что в целом по Российской Федерации достаточно высокий показатель повышения квалификации педагогических работников. Однако стажировки на высокотехнологичных рабочих местах ведущих предприятий и организаций, повышение квалификации по программам преподаваемого профиля, включая информационно-коммуникационные технологии, работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья и другие значимые направления, недостаточны.
Федеральным проектом "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" предусматривается достижение к 2024 году конкретного результата: не менее 35 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) должны пройти повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, из них не менее 10 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) сертифицированы в качестве экспертов Ворлдскиллс.
Дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (далее - повышение квалификации, программы повышения квалификации) преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, нацелено на:
тиражирование лучшего отечественного опыта, практик и методик подготовки специалистов с применением стандартов WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям;
формирование механизма распространения наилучших практик внедрения демонстрационного экзамена с учетом стандартов "Ворлдскиллс Россия" в составе государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования;
повышение профессионального уровня участников программ по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям (с учетом регионального запроса);
использование положений стандартов "Ворлдскиллс Россия" при проведении аттестации руководителей и преподавателей организаций профессионального образования;
формирование (совершенствование) компетенций участников программ по применению методик профессионального образования и обучения с учетом стандартов WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия.
Участие в программах повышения квалификации должно обеспечить освоение преподавателями и мастерами производственного обучения современных профессиональных технологий, оборудования, инструментов и материалов, приобретение компетенций, а также эффективных методик профессионального образования и подготовки.
В процессе повышения квалификации должен быть обеспечен обмен опытом между специалистами системы среднего профессионального образования, представляющими образовательные организации из разных субъектов Российской Федерации. В ходе участия преподавателей и мастеров производственного обучения в повышении квалификации может быть сформировано межрегиональное сетевое взаимодействие, намечена реализация совместных образовательных программ, в том числе программ опережающей профессиональной подготовки.
Повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, осуществляется за счет средств субсидии Министерства просвещения Российской Федерации. Расходы, связанные с командированием преподавателей и мастеров производственного обучения на повышение квалификации, оплачиваются командирующей стороной (образовательной организацией).
Оператором по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, в соответствии с Соглашением с Министерством просвещения Российской Федерации в 2019 году является Союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее по тексту - Союз Ворлдскиллс Россия).
3. Нормативно-правовое обеспечение
Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
статьей 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р "Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы";
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования";
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. N 831 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования";
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
Участниками повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, могут быть педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения) образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
К участию в повышении квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, допускаются педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.
4. Понятия, определения и базовые принципы, используемые в некоммерческом движении Worldskills Russia (Ворлдскиллс Россия)
Термины и определения настоящего раздела формируются в соответствии со словарем понятий и терминов (глоссарием), утвержденным приказом генерального директора Союза Ворлдскиллс Россия и размещаемым на сайте Союза Ворлдскиллс Россия в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Понятия и определения направлены на применение стандартов Ворлдскиллс как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования.
Глоссарий разработан в целях перевода и описания англоязычных названий, применяемых международной организацией WorldSkills International. Союз Ворлдскиллс Россия в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. N 1987-р является организацией, представляющей Российскую Федерацию в международной организации WorldSkills International.
Единая система актуальных требований к компетенциям www.esat.worldskills.ru - электронный ресурс Союза, предназначенный для размещения в общем доступе оценочных материалов и документов, устанавливающих порядок и условия организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс.
Компетенция - набор знаний и навыков в рамках спецификации стандартов Ворлдскиллс, присущих специалисту и проверяемых в рамках конкурсного задания (задания для демонстрационного экзамена).
Комплект оценочной документации (далее - КОД) - комплекс требований стандартизированной формы к выполнению заданий демонстрационного экзамена определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу экспертных групп. В составе КОД включается демонстрационный вариант задания (образец).
Конкурсное задание (задание для демонстрационного экзамена) - задание практического характера, в процессе и по результатам выполнения которого конкурсанты (участники демонстрационного экзамена) демонстрируют степень освоения навыков по компетенции в соответствии со спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции.
Модуль конкурсного задания - часть конкурсного задания, проверяющая определенную группу навыков в рамках конкретной компетенции и моделирующая определенную задачу, возникающую перед специалистом в практической деятельности.
Независимая экспертная оценка выполнения заданий - оценка выполнения заданий демонстрационного экзамена, которую осуществляют эксперты, владеющие методикой оценки по стандартам Ворлдскиллс и прошедшие подтверждение в электронной базе eSim (сертифицированные эксперты Ворлдскиллс, а также эксперты, прошедшие обучение в Союзе Ворлдскиллс Россия и имеющие свидетельства о праве проведения чемпионатов или о праве участия в оценке выполнения заданий демонстрационного экзамена).
Перечень компетенций Ворлдскиллс - перечень областей профессиональной деятельности, сгруппированный по направлениям (блокам компетенций), ежегодно актуализируемый и утверждаемый Союзом Ворлдскиллс Россия и публикуемый в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по которым проводятся мероприятия по проверке и оценке способностей успешно действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта при решении профессиональных задач по стандартам Ворлдскиллс.
Платформа Академии Ворлдскиллс Россия www.worldskillsacademy.ru - общедоступный электронный ресурс Союза Ворлдскиллс Россия, предназначенный для проведения повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, включая сбор заявок от субъектов Российской Федерации, установление перечня компетенций и квот, личную регистрацию участников программ, организацию, сопровождение и информационно-аналитическое обеспечение повышения квалификации, а также формирование необходимой отчетности по программам.
Программа повышения квалификации, основанная на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, - это программа, направленная на практическое освоение преподавателями (мастерами производственного обучения) стандартов Ворлдскиллс и Спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции, а также на обучение преподавателей (мастеров производственного обучения) методике подготовки и объективной оценки студентов (слушателей) в соответствии со стандартом Ворлдскиллс и Спецификацией стандартов Ворлдскиллс по определенной компетенции.
Сертифицированный эксперт - эксперт, которому в установленном Положением о сертификации порядке выдан сертификат эксперта Ворлдскиллс, действие которого не прекращено, данные о котором внесены в реестр сертифицированных экспертов.
Специализированный центр компетенций - аккредитованный Союзом Ворлдскиллс Россия центр развития профессий и профессиональных сообществ, обладающий современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям Ворлдскиллс, а также экспертами для осуществления обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам Ворлдскиллс.
Спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции - перечень умений и навыков, которыми должен обладать специалист по соответствующей компетенции, с указанием веса их использования и важности (в процентах) в профиле специалиста.
Стандарт Ворлдскиллс - совокупность установленных Союзом Ворлдскиллс Россия обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий по оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов Ворлдскиллс по компетенции.
Техническое описание компетенции - документ, определяющий название компетенции, связанные с ней типы работ и профессий, спецификацию стандартов Ворлдскиллс, схему оценки, процедуры подготовки, выбора, одобрения, изменения, публикацию конкурсного задания, порядок проведения соревнований по компетенции, а также правила техники безопасности и нормы охраны здоровья и окружающей среды, применимые для конкретной компетенции.
Эксперт - лицо, имеющее высокий уровень квалификаций (знаний и навыков) по соответствующей компетенции, согласно спецификации стандартов Ворлдскиллс, и участвующее в мероприятиях по стандартам Ворлдскиллс.
Экспертное сообщество - профессиональное сообщество по определенной компетенции Ворлдскиллс, представители которого обладают признанной квалификацией в своей компетенции и участвуют в мероприятиях по стандартам Ворлдскиллс в качестве экспертов.
5. Механизм формирования перечня компетенций и квот для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
Для проведения повышения квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, в том числе сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс, ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации формируется перечень компетенций и квот для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Ежегодная суммарная квота на повышение квалификации формируется, исходя из определенного федеральным проектом "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" результата, который в соответствии с паспортом национального проекта "Образование" должен быть достигнут 31 декабря 2024 года: "35 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, из них не менее 10 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) сертифицированы в качестве экспертов Ворлдскиллс".
В формировании заявок на участие в программах повышения квалификации участвуют органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Сбор заявок осуществляется ежегодно. Сбор заявок на участие в реализации программ начинается не позднее 1 декабря года, предшествующего году реализации программы.
Информация о планировании программ повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) и сборе заявок на участие в повышении квалификации в соответствии с прилагаемым перечнем компетенций направляется Союзом руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Информация о сборе заявок размещается на сайте Союза Ворлдскиллс Россия в информационно-коммуникационной сети Интернет. Период сбора заявок устанавливается продолжительностью не менее 15 рабочих дней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, формируют сводные заявки на участие в повышении квалификации путем выбора компетенций из предложенного перечня, учитывая следующее:
приоритетные направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
перечень наиболее востребованных, новых и перспективных профессий на рынке труда субъекта Российской Федерации (топ-регион);
планы и приоритеты развития региональной системы профессионального образования;
номенклатуру профессий, специальностей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
проведенные и планируемые мероприятия по оценке профессионального мастерства (чемпионаты, демонстрационный экзамен) по стандартам Ворлдскиллс.
Размещение сводных заявок на участие в повышении квалификации осуществляется в региональном кабинете субъекта Российской Федерации на платформе Академии Ворлдскиллс Россия https://worldskillsacademy.ru/admin. Ответственный исполнитель, имеющий право доступа и внесения информации в региональный кабинет, определяется органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Ответственный исполнитель в региональном кабинете на платформе Академии Ворлдскиллс Россия https://worldskillsacademy.ru/admin размещает количественную заявку по компетенциям и прикрепляет скан-копию официального письма с приложенной заявкой за подписью руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.
Если в субъекте Российской Федерации функционирует центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), то он может участвовать в процессе формирования заявок от субъекта Российской Федерации следующим образом:
проводить аналитические работы по определению перечня новых и перспективных для региона компетенций (в том числе компетенций "цифровой экономики");
инициировать на основе проведенных аналитических работ включение компетенции в перечень компетенций для формирования заявки субъекта Российской Федерации на повышение квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения);
организовывать сбор и формирование заявок образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на участие в программах повышения квалификации.
С целью формирования перечня компетенций для проведения повышения квалификации Союз Ворлдскиллс Россия:
не реже одного раза в год актуализирует и утверждает Перечень компетенций Ворлдскиллс (Приложение 1 к методическим рекомендациям);
организует сбор заявок на электронном ресурсе www.worldskillsacademy.ru от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, на участие преподавателей (мастеров производственного обучения) организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в повышении квалификации по компетенциям в соответствии с прилагаемым Перечнем;
формирует проект сводного перечня компетенций с учетом суммарных заявок по каждой компетенции, исключая из данного перечня компетенции, по которым не поступило заявок ни от одного из субъектов Российской Федерации, или по которым, исходя из количества поступивших суммарно заявок, невозможно сформировать учебные группы для повышения квалификации.
С целью формирования квот по перечню компетенций для проведения повышения квалификации Союз Ворлдскиллс Россия:
распределяет по согласованию с Минпросвещения России ежегодную суммарную квоту на повышение квалификации по сводному перечню компетенций пропорционально суммарной заявке по каждой компетенции;
при распределении ежегодной суммарной квоты учитывает общую численность преподавателей (мастеров производственного обучения), прошедших повышение квалификации по соответствующим компетенциям (накопительным итогом);
при распределении ежегодной суммарной квоты учитывает новые и перспективные компетенции (в том числе компетенции цифровой экономики), потребность в повышении квалификации по которым у субъектов Российской Федерации находится на этапе формирования;
формирует итоговый проект распределения квот по компетенциям, при этом сумма квот должна соответствовать установленной на год проведения повышения квалификации суммарной квоте.
Сформированный перечень компетенций и квот Союз Ворлдскиллс Россия направляет на согласование в Министерство просвещения Российской Федерации. Согласованный перечень компетенций и квот утверждается приказом генерального директора Союза Ворлдскиллс Россия, размещается на сайте Союза Ворлдскиллс Россия в информационно-коммуникационной сети Интернет (Приложение 2 к методическим рекомендациям).
Список компетенций для регистрации преподавателей (мастеров производственного обучения) на участие в повышении квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, на основании утвержденного перечня компетенций и квот размещается на платформе Академии Ворлдскиллс Россия www.worldskillsacademy.ru и на сайте Союза Ворлдскиллс Россия в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, информируют образовательные организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации об утвержденном перечне компетенций и квотах для участия преподавателей (мастеров производственного обучения) в повышении квалификации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, координируют участие преподавателей (мастеров производственного обучения) организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в повышении квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, на основании утвержденного перечня компетенций и квот.
Преподаватели (мастера производственного обучения), успешно завершившие обучение по программам повышения квалификации, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, принимают на себя обязательства по внедрению эффективных методик профессионального образования и подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, с учетом стандартов Ворлдскиллс, в практику деятельности образовательной организации, направившей их на повышение квалификации.
Мероприятия по разработке и реализации программ с использованием эффективных методик профессионального образования и подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, с учетом стандартов Ворлдскиллс, должны быть предусмотрены в программе развития соответствующей образовательной организации, направляющей педагогические кадры на повышение квалификации. Для этого организация-работодатель, направившая преподавателя (мастера производственного обучения) на повышение квалификации, запрашивает у участника программы, успешно прошедшего итоговую аттестацию, предложения (в виде плана или аналитической записки) по внедрению эффективных методик профессионального образования и подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям с учетом стандартов Ворлдскиллс в практику деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Установленные квоты по перечню компетенций могут быть скорректированы в течение года, но не более двух раз в год, на основании фактической регистрации преподавателей (мастеров производственного обучения) на участие в повышении квалификации. Первая корректировка квот осуществляется в течение первого полугодия реализации программ повышения квалификации, но не позднее 25 июля текущего года. Вторая корректировка квот осуществляется в течение второго полугодия реализации программ повышения квалификации, но не позднее 25 ноября текущего года.
Союз Ворлдскиллс Россия направляет скорректированные квоты на согласование в Министерство просвещения Российской Федерации. Информация о скорректированных квотах доводится до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и размещается на платформе Академии Ворлдскиллс Россия www.worldskillsacademy.ru.
6. Механизм отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
В целях от
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.