Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2019 г. N 03-07-08/17231
Вопрос: В 2019 г. ООО (Российская компания) планирует заключить с иностранной компанией без присутствия в РФ лицензионный договор на предоставление доступа к базам данных через сеть интернет, ООО будет являться покупателем услуг (лицензиатом) по договору.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ пункт 2 статьи 174.2 излагается в новой редакции, согласно которой к иностранным компаниям, оказывающим услуги в электронной форме, будут относиться не только те компании, которые оказывают услуги физическим лицам на территории РФ, но и те, которые оказывают услуги юридическим лицам на территории РФ.
Российская компания - покупатель услуг в электронной форме не будет больше агентом по удержанию и уплате НДС за своего иностранного контрагента (с 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ пункт 9 статьи 174.2 признается утратившим силу). Такая иностранная компания должна встать на учет в налоговых органах РФ в срок до 15 февраля 2019 г. согласно новой редакции п. 4.6. ст. 83 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2019 года) и самостоятельно уплачивать НДС с услуг в электронной форме и подавать соответствующие декларации.
Учитывая, что наш контрагент должен будет встать на учет в налоговых органах РФ в связи с осуществлением деятельности согласно ст. 174.2 НК РФ, прошу разъяснить следующие вопросы:
1. Будет ли наша компания являться налоговым агентом по налогу у источника по выплатам вознаграждения по лицензионному договору согласно ст. 310 НК РФ? Нужно ли нам запрашивать разрешение налогового резидентства и фактического права на доход у иностранной компании?
2. В случае если такая иностранная компания помимо услуг, предусмотренных ст. 174.2 НК РФ, оказывает консультационные услуги, будет ли наша компания являться налоговым агентом по НДС с такой операции? Или иностранная компания без присутствия в РФ самостоятельно отчитывается и уплачивает НДС?
Ответ просим выдать на руки представителю компании.
Ответ: В связи с письмом о применении #на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций при оказании иностранной организацией с 1 января 2019 года услуг в электронной форме российской организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем услуг - физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации не возникает.
В случае, если иностранная организация оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, но и консультационные услуги, местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, то в части консультационных услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию.
Что касается налога на прибыль организаций, то пунктом 1 статьи 246 Кодекса установлено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставкам, установленным статьей 284 Кодекса.
На основании пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса. Исключение составляют случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного в пункте 1 статьи 312 Кодекса.
Таким образом, исходя из системного толкования статьи 310 Кодекса российская организация, осуществляющая в пользу иностранной организации выплату доходов, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса, должна исчислять и удерживать у источника выплаты налог при каждой выплате таких доходов.
Предоставление налоговому агенту подтверждения налогового резиденства и фактического права на доход иностранной организации необходимо для целей применения положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Врио директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2019 г. N 03-07-08/17231
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 5 апреля 2019 г. N 13