Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-05-06-04/3035
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
О транспортном налоге.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
В целях финансового обеспечения дорожной деятельности Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года предусмотрено образование Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Пунктом 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса установлено, что дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации. Источниками образования дорожных фондов субъектов Российской Федерации являются доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, транспортного налога и иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации.
Решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования (пункт 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса). Источниками образования муниципальных дорожных фондов являются доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в местный бюджет, а также иных поступлений в местный бюджет.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального дорожного фонда) устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования).
О земельном налоге.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31.05.2005 N 6-П, определение от 16.04.2009 N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N ГКПИ08-1495, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N КАС08-648).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В соответствии со статьей 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам, устанавливается главой 31 "Земельный налог" Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Согласно статье 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.
Таким образом, формирование налоговой базы исходя из стоимости земельного участка, находящегося в собственности, соответствует принципу справедливости и положено в основу налоговых систем большинства государств.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего земельного участка.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-05-06-04/3035
Текст письма опубликован не был