Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
(справочное)
Примеры
критериев оценки услуги, связанных с целями системы питьевого водоснабжения, показателей деятельности, связанных с критериями оценки, и критериев оценки услуги, связанных с компонентами системы питьевого водоснабжения
Е.1 Примеры критериев оценки услуги, связанных с целями системы питьевого водоснабжения
Следует указать цели системы питьевого водоснабжения из раздела 4, за которыми следуют критерии оценки услуги. Многие критерии оценки услуги могут применяться к нескольким целям одновременно. Предполагается, что примеры, приведенные в данном приложении, отражают прямую связь между целями и критериями оценки.
a) Охрана здоровья человека
Цель системы питьевого водоснабжения должна заключаться в обеспечении поставки в достаточном объеме безопасной питьевой воды, отвечающей требованиям (см. 4.2).
Возможные критерии оценки:
- соблюдение стандартов здравоохранения и качества питьевой воды;
- соблюдение пороговых или минимальных микробиологических, химических или радиологических показателей;
- поддержание целостности системы;
- поддержание приемлемых эстетических характеристик (вкус, запах и цвет).
b) Удовлетворение нужд и ожиданий потребителей
Цель системы питьевого водоснабжения должна заключаться в обеспечении мероприятий по удовлетворению разумных нужд и ожиданий потребителей (см. 4.3).
Возможные критерии оценки: руководящие указания даны в стандарте ИСО 24510:2007.
c) Предоставление услуг в нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях
Цель системы питьевого водоснабжения должна заключаться в обеспечении постоянной доступности питьевой воды в нормальных условиях (см. 4.4).
Также целью должно являться предоставление питьевой воды потребителям и зонам обслуживания, имеющим критическое значение во время чрезвычайной ситуации, и восстановление обслуживания как можно скорее при возникновении прерывания (см. 4.4).
Возможные критерии оценки:
- доступ к услуге;
- поддержание положительного давления в распределительной системе;
- поддержание положительного давления, превышающего минимальные требования;
- поддержание соответствующего объема питьевой воды в распределительной системе, превышающего минимальные требования;
- соблюдение уровней рисков;
- разработка плана поставок для потребителей, имеющих критическое значение;
- хранение резервных активов (подсоединенных трубопроводов/сетей).
d) Устойчивость системы коммунального водоснабжения
Цель системы питьевого водоснабжения должна заключаться в обеспечении сохранения активов и поддержании уровня мощностей, позволяющего удовлетворить текущие и будущие потребности (см. 4.5).
Возможные критерии оценки:
- законный доступ к источникам воды;
- расчетная мощность водозаборного устройства, расчетная мощность очистных сооружений;
- расчетная мощность распределительной системы;
- поддержание хорошего состояния активов и их постоянная оптимизация.
e) Содействие устойчивому развитию местного сообщества
Цель системы питьевого водоснабжения должна заключаться в поддержании устойчивого развития местного сообщества (см. 4.6).
Возможные критерии оценки:
- регулирование спроса на питьевую воду;
- участие в планировании развития;
- предоставление программ обучения и повышения осведомленности.
f) Защита окружающей среды
Цель системы питьевого водоснабжения должна заключаться в минимизации неблагоприятного воздействия на окружающую среду и устранении заметного неблагоприятного воздействия на окружающую среду системы водоснабжения (см. 4.7).
Возможные критерии оценки:
- минимизация извлечения естественных водных ресурсов;
- минимизация потребления энергии;
- минимизация генерации загрязнителей;
- восстановление загрязненного дна рек или озер.
В таблице Е.1 показано, как можно использовать критерии оценки услуги относительно нескольких целей.
Таблица Е.1 - Примеры целей и напрямую связанных с ними критериев оценки услуги для системы питьевого водоснабжения
Критерии оценки |
Цель |
||
Охрана здоровья человека |
Удовлетворение нужд и ожиданий потребителей |
Предоставление услуги (в нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях) |
|
Соблюдение стандартов здравоохранения и качества питьевой воды |
x |
x |
x |
Поддержание достаточного объема питьевой воды в системе |
x |
x |
x |
Поддержание положительного давления в распределительной системе |
x |
x |
x |
Законный доступ к источнику воды |
|
x |
x |
Управление спросом на питьевую воду |
|
x |
x |
Минимизация генерации загрязнителей |
x |
x |
|
Минимизация используемой энергии |
|
x |
|
и т.д. |
|
|
|
Е.2 Примеры показателей деятельности, связанных с критериями оценки
Е.2.1 Общие положения
Оценка услуги обеспечения питьевого водоснабжения и улучшение менеджмента системы может проводиться в соответствии с целями, определенными в разделе 4.
Достижение этих целей может измеряться в соответствии с подходящими критериями оценки услуги посредством связанных показателей деятельности, но показатели деятельности часто являются не единственным методом измерения.
Примеры показателей деятельности, представленные в этом приложении, взяты из документа "Показатели деятельности для систем питьевого водоснабжения IWA" [12]. Указаны соответствующие показатели деятельности IWA и даны указания, а также цели и критерии оценки, к которым они относятся. Следует отметить, что показатели деятельности и руководящие указания зависят от местных условий, поэтому представленные в настоящем приложении показатели и указания могут выступать только в качестве примеров.
Е.2.2 Цель: охрана здоровья человека
Возможные критерии оценки услуги: безопасная питьевая вода, соблюдение или превышение требований к качеству питьевой воды.
Пример возможного показателя деятельности, связанного с этим критерием оценки:
Показатель деятельности: качество поставляемой воды (%). Определение: процентная доля от общего количества проб очищенной воды, соответствующая применимым стандартам или законодательным требованиям. Правило обработки данных: [соответствующие эстетическим требованиям пробы (количество) + соответствующие микробиологическим показателям пробы (количество) + соответствующие физико-химическим показателям пробы (количество) + соответствующие радиоактивным показателям пробы (количество)] х 100/[количество взятых проб очищенной воды, проверенных на качество (число)]. Комментарий: в рамках каждой юрисдикции могут быть установлены законодательные требования или указания по безопасной питьевой воде и могут использоваться приемлемые методы измерения. Этот показатель деятельности может также применяться к отдельным параметрам, включая микробиологические, химические, радиоактивные и эстетические требования или указания. Оценка этого показателя проводится ежегодно. Он может оцениваться за период менее одного года, но особое внимание требуется в процессе толкования результатов при внутренних или внешних сравнениях. Код IWA: QS18 |
Примечание - Возможно установить другие показатели деятельности, которые могут включать (без ограничения) следующие: "Соответствие эстетическим требованиям" (%, код IWA: QS19); "Соответствие микробиологическим требованиям" (%, код IWA: QS20).
Е.2.3 Цель: удовлетворение нужд и ожиданий потребителей
Пример возможного критерия оценки услуги и показателя деятельности, связанного с ним:
Показатель деятельности: руководящие указания приведены в ИСО 24510:2007. |
ъЕ.2.4 Цель: предоставление услуги в нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях
Возможный критерий оценки услуги: доступ к услуге.
Пример возможного показателя деятельности, связанного с этим критерием оценки:
Показатель деятельности: охват населения (%). Описание: процентная доля населения от числа постоянно проживающего населения, обслуживаемая системой коммунального водоснабжения. Правило обработки данных: [постоянно проживающее население, обслуживаемое системой коммунального водоснабжения (количество человек)]/[общее число постоянно проживающего населения (количество человек)] х 100. Комментарий: этот показатель деятельности определяет степень, в которой постоянно проживающее население имеет доступ к воде. Важно отметить, что система питьевого водоснабжения обеспечивает поставки воды, которые являются постоянными в нормальных условиях, и поставки воды потребителям и зонам обслуживания, имеющим критическое значение, - в чрезвычайных ситуациях. Этот показатель должен относиться к предварительно установленной контрольной дате. Код IWA: QS3 |
Примечание - Возможно установить другие показатели деятельности, которые могут включать (без ограничения) следующее:
- охват населения может оцениваться по-разному, например: "Охват поставками домашних хозяйств и фирм" (%, QS1), "Охват населения кранами или водозаборными колонками общего пользования" (%, QS5);
- в случае развивающихся регионов другими примерами показателей деятельности, связанных с предоставлением услуг, могут быть следующие: "Среднее расстояние от пункта водоснабжения до домашних хозяйств" (м, QS7), "Действующие пункты водоснабжения" (%, QS6), "Потребление воды на душу населения посредством кранов и водозаборных колонок общего пользования" (л/чел./день, QS8), "количество населения на один кран или водозаборную колонку общего пользования" (чел./кран, QS9).
Е.2.5 Цель: устойчивость системы коммунального водоснабжения
Возможный критерий оценки услуги: расчетная мощность распределительной системы.
Пример возможного показателя деятельности, связанного с данным критерием оценки:
Показатель деятельности: вместимость резервуаров для хранения очищенной воды (количество дней). Определение: общий объем расходных резервуаров для очищенной воды на единицу объема забора воды. Правило обработки данных: [общий объем расходных резервуаров для передачи и распределения (за исключением частных резервуаров-хранилищ) (куб. м)/объем забора в систему в течение периода оценки (куб. м)] х период оценки (дней). Комментарий: этот показатель деятельности отражает надежность системы поставок. Аналогичные показатели деятельности могут использоваться для характеристики сбоев в соединениях, в работе гидрантов и в энергоснабжении. Оценку этого показателя не следует проводить за период менее одного года, поскольку это может привести к ошибочным выводам. Если период оценки все же составляет менее года, следует толковать результаты с особым вниманием. Следует избегать внешних сравнений на основе таких временных периодов. В случае поставок крупными объемами, если пунктом доставки является резервуар-хранилище, можно принять во внимание его объем независимо от того, находится ли он в собственности или эксплуатации системы водоснабжения или нет. При толковании значений этого показателя следует учитывать факторы сезонной, месячной, суточной и часовой пиковой нагрузки. Код IWA: Ph3 |
Примечание - Возможно установить другие показатели деятельности, которые могут включать (без ограничения) следующее: "Вместимость емкостей для хранения сырой воды" (дней, Ph2); "Сбои в работе водопроводных магистралей" (количество/100 км/год, Ор31); "Общие затраты на единицу" (долл. США/куб. м, Fi4).
Е.2.6 Цель: содействие устойчивому развитию местного сообщества
Возможный критерий оценки услуги: регулирование спроса на питьевую воду.
Пример возможного показателя деятельности, связанного с этим критерием оценки:
Показатель деятельности: неэффективность использования водных ресурсов (%). Определение: процентная доля воды, входящей в систему и потерянной по причине утечек и переливов до точки замеров, проводимых заказчиком. Правило обработки данных: [реальные потери в течение периода оценки (куб. м)/ объем забора в систему (куб. м)] х 100. Комментарий: оценку этого показателя не следует провод |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.