Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. N 510-р
1. Утвердить прилагаемую методику формирования индекса качества городской среды (далее - методика).
2. Минстрою России ежегодно, до 1 ноября, обеспечить формирование индекса качества городской среды, определяемого в соответствии с методикой.
3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим сбор и хранение информации, предусмотренной методикой, представлять ежегодно, до 1 августа, в Минстрой России соответствующую информацию для формирования индекса качества городской среды.
4. Минэкономразвития России и Росстату совместно с Минстроем России обеспечить внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения, необходимые для формирования индекса качества городской среды.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2019 г. N 510-р
Методика
формирования индекса качества городской среды
I. Общие положения
1. Настоящая методика разработана в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект), в том числе выявления конкурентных преимуществ городов и ограничений, препятствующих их развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития городов, и предназначена для определения уровня качества городской среды городов путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды (далее - индекс городов), а также для определения уровня качества городской среды городов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах городов, присвоенных городам, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - индекс субъекта Российской Федерации).
Значения индексов субъектов Российской Федерации учитываются при определении размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, реализуемых в рамках национального проекта.
2. Понятия, используемые в настоящей методике, означают следующее:
"город" - населенный пункт, имеющий статус города;
"территория города" - территория, расположенная в границах города, установленных в соответствии с генеральным планом городского поселения и (или) городского округа.
3. Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности города на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.
4. Индекс города представляет собой цифровое значение (в баллах) состояния городской среды, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению индикаторов, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории (далее - индикаторы).
5. На основе совокупности значений индикаторов определяются следующие уровни качества городской среды:
а) благоприятная городская среда - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города;
б) неблагоприятная городская среда - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет менее 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города.
6. Целями формирования индекса города и индекса субъекта Российской Федерации являются:
а) определение текущего состояния городской среды, в том числе конкурентных преимуществ города и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем и перспективных направлений развития;
б) формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе на поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;
в) подготовка ежегодного перечня субъектов Российской Федерации на основе итоговых значений индексов субъектов Российской Федерации;
г) обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных городах и субъектах Российской Федерации;
д) повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации национального проекта;
е) стимулирование граждан и представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству городов.
7. Индекс города и индекс субъекта Российской Федерации формируются исходя из следующих основных подходов:
а) значения индикаторов рассчитываются ежегодно на основе данных за предшествующий период по состоянию на 1 января года расчета значений индикаторов;
б) информация, используемая для расчета индикаторов, является актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой;
в) свободный доступ к информации об индексах городов и индексах субъектов Российской Федерации имеет неопределенный круг лиц;
г) оценка индикаторов осуществляется на основе комплексного анализа, позволяющего получить наиболее полное представление о всех наиболее значимых составляющих городской среды;
д) используются только рассчитываемые индикаторы, исключающие субъективный характер оценки и обеспечивающие их достоверность и объективность.
8. Для расчета индикаторов используются данные, содержащиеся в следующих государственных информационных системах, а также в открытых источниках:
а) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства;
б) официальная статистическая информация;
в) информация из открытых источников (поисково-информационные картографические службы, позволяющие осуществлять поиск отдельных объектов или компаний в соответствии с их геолокационной привязкой, а также социальные сети, данные дистанционного зондирования земли и информационный портал "Реформа ЖКХ");
9. Информация, необходимая для формирования индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации, по запросу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие сбор и хранение такой информации (далее - государственный орган), предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемых данных.
10. Если запрашиваемые данные относятся к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. Если часть запрашиваемых данных относится к данным ограниченного доступа, а остальные данные являются общедоступными, государственный орган предоставляет запрашиваемые данные, за исключением информации ограниченного доступа.
11. Получение информации осуществляется также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
II. Описание структуры индекса города и индекса субъекта Российской Федерации, порядок их присвоения
12. Расчет индекса города осуществляется на основании значений индикаторов, предусмотренных перечнем индикаторов для расчета индекса городов согласно приложению N 1.
13. Индекс города определяется на основании суммы значений всех индикаторов.
14. Индикаторы оцениваются по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 балл означает минимальное значение, 10 баллов - максимальное значение. Минимальные и максимальные абсолютные значения определяются после сбора данных для каждой из размерной и климатической группы. Шаг для каждого балла определяется разницей между максимумом и минимумом, разделенной на 10 равных отрезков шкалы.
Пороговое значение вычисляемого балла (xn) определяется по формуле:
xn = ((Max - Min) : 10) + Min + (N (Max - Min) : 10),
где:
n - порядковый номер балла;
Max - максимальное значение в массиве данных;
Min - минимальное значение в массиве данных.
15. Для устранения статистических выбросов:
максимальное значение в массиве данных (Max) определяется по формуле:
Max = Q1 + 1,5 (Q3 - Q1),
где:
Q1 - значение нижнего квартиля по выбранным абсолютным значениям;
Q3 - значение верхнего квартиля по выбранным абсолютным значениям;
минимальное значение в массиве данных (Min) определяется по формуле:
Min = Q1 - 3 (Q3 - Q1).
Результаты этих формул используются как максимальные и минимальные значения для расчета баллов по группе. Любые абсолютные значения, лежащие выше значения Max, автоматически признаются максимальной оценкой по индикатору (10 баллов), а любые абсолютные значения, находящиеся ниже значения Min, автоматически признаются минимальной оценкой по индикатору (1 балл).
Нулевое значение (0 баллов) по индикатору выставляется в случаях, если отсутствуют данные либо если рассматриваемый в индикаторе объект (явление или процесс) в соответствующем городе не обнаружен.
При расчете индекса города в 2019 году определяются максимальные и минимальные абсолютные значения в массиве данных (в каждой из климатических и размерных групп) и для каждого балла определяется фиксированное абсолютное значение.
16. Города разделены на 10 климатических и размерных групп для корректного составления шкал оценки индекса города и их корректного сравнения. При отнесении города к соответствующей группе учитываются 2 показателя - географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).
Климатические группы определяются по следующим параметрам:
города, расположенные на территории условно комфортного климата;
города, расположенные на территории дискомфортного климата.
Климатические группы определяются на основе климатических показателей, оказывающих влияние на человека в городской среде, а также на городскую флору.
Размерные группы для городов, расположенных на территории условно комфортного климата, определяются по следующим параметрам:
крупнейшие города с численностью населения от 1 млн. человек;
крупные города с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн. человек;
большие города с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек;
средние города с численностью населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек;
малые города с численностью населения от 25 тыс. до 50 тыс. человек;
малые города с численностью населения от 5 тыс. до 25 тыс. человек;
малые города с численностью населения до 5 тыс. человек.
Для городов, расположенных на территориях условно дискомфортного климата, размерные группы определяются по следующим параметрам:
крупные и большие города с численностью населения от 100 тыс. до 1 млн. человек;
средние и малые города с численностью населения от 25 тыс. до 100 тыс. человек;
малые города с численностью населения до 25 тыс. человек.
17. Для индикаторов, предусмотренных позициями 11, 13 - 18, и 34 приложения N 1 к настоящей методике, абсолютные значения распределяются в климатических и размерных группах для учета влияния климатических особенностей на городскую среду.
18. Для индикаторов, предусмотренных позициями 1 - 10, 12, 19 - 33, 35 и 36 приложения N 1 к настоящей методике, абсолютные значения распределяются только в размерных группах ввиду отсутствия влияния климатических особенностей на значения показателей, оцениваемых указанными индикаторами.
19. По результатам оценки города формируется лист оценки города по форме согласно приложению N 2, отражающий конкретные цифровые показатели, присвоенные городу по соответствующим индикаторам.
20. На основании составляемых листов оценки города по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящей методике, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует лист оценки субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению N 3.
Расчет индекса субъекта Российской Федерации производится путем определения средневзвешенного значения индексов субъекта Российской Федерации относительно климатических и размерных групп.
21. На основании итоговых значений индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формируются перечни городов и перечни субъектов Российской Федерации, которые рассматриваются проектным комитетом по национальному проекту и публикуются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 1
к методике формирования
индекса качества городской среды
Перечень
индикаторов для расчета индекса качества городской среды
Индикатор |
Алгоритм формирования (формула расчета) |
Базовые показатели, используемые в формуле |
Временные характеристики |
Единицы измерения |
Метод сбора информации (источник данных) |
Дополнительные источники |
Оценка значения индикатора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Доля населения, живущего в аварийном жилье, в общей численности населения |
Nаж - численность населения, живущего в аварийном жилье |
год |
процентов |
Росстат |
- |
индикатор характеризует качество жилья, которое является одним из главных показателей комфортности проживания в городе |
|
Ni - численность населения |
год |
процентов |
Минстрой России |
- |
||||
2. |
Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения, в общем объеме жилого фонда |
удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными плитами, в общей площади жилых помещений |
- |
год |
процентов |
Росстат |
- |
индикатор характеризует уровень обеспеченности жилых помещений всеми видами коммунальных услуг, который характеризует благоустройство жилищного фонда |
3. |
Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения |
Ti - количество вывезенных твердых коммунальных отходов |
год |
тыс. тонн |
Росстат |
- |
индикатор используется для оценки экологической ситуации в жилых районах города, генерирующих основной массив твердых коммунальных отходов, а также оценивает как эффективность работы коммунальных служб, так и наличие скоплений мусора в жилых районах. Увеличение объема вывоза мусора на душу населения ведет к повышению качества среды в жилых районах и стимулирует улучшение экологической обстановки |
|
N - численность населения |
год |
человек |
Росстат |
- |
||||
4. |
Разнообразие жилой застройки |
h1 и h2 - количество жилых домов самого распространенного и второго самого распространенного типа |
год |
единиц |
информационный портал "Реформа ЖКХ" |
- |
индикатор характеризует степень монотонности городской застройки. Увеличение показателей этого индикатора стимулирует городские власти к соблюдению градостроительных регламентов в городе и повышению общего качества проектов жилой застройки |
|
h - количество жилых домов всех типов |
год |
единиц |
информационный портал "Реформа ЖКХ" |
- |
||||
5. |
Разнообразие услуг в жилой зоне |
Sfl - площадь функционально-разнообразных участков жилой зоны. Для оценки разнообразия анализируются объекты инфраструктуры с функциями назначения, отличными от жилой зоны (банк, магазин, администрация и прочее) |
год |
единиц |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
свидетельствует о наличии разнообразных услуг в преимущественно жилых зонах. Чем большая площадь жилой зоны признается разнообразной, тем меньше в ней исключительно спальных монотонных районов |
|
Stot - общая площадь жилой зоны |
год |
ед. |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
||||
6. |
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов
|
МКДзу - количество многоквартирных домов в городе, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет МКД - общее количество многоквартирных домов в городе |
год |
процентов |
Росстат |
- |
выделение и закрепление в кадастровом учете границ земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, свидетельствует об упорядоченности правоотношений в районах жилой застройки, снижает риски конфликтов по поводу использования таких территорий |
|
7. |
Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях |
Дi - количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях |
год |
единиц |
МВД России |
- |
показатель характеризует безопасность улично-дорожной сети города |
|
N - численность населения |
год |
человек |
Росстат |
- |
||||
8. |
Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети |
Пудс - общая протяженность улиц, проездов и набережных |
год |
процентов |
Росстат |
- |
наличие ливневой канализации является подтверждением качества улично-дорожной сети, ее удобства, в том числе для пешеходов. Высокий уровень обеспеченности улично-дорожной сети ливневой канализации свидетельствует о комфорте передвижения в общественных пространствах, снижает риск затопления улиц, проездов и набережных в условиях интенсивного выпадения осадков |
|
Пк - общая протяженность ливневой канализации |
год |
процентов |
Росстат |
|||||
9. |
Загруженность дорог |
медианное значение загрузки дорог в течение 4-х месяцев года (февраль, апрель, июль, ноябрь) |
|
год |
балл |
ГЛОНАСС |
GPS |
характеризует наличие транспортных проблем при передвижении в городе и свидетельствует о наличии постоянных источников выбросов вредных веществ в атмосферу и общего загрязнения города. Уменьшение числа дорожных заторов значительно улучшает экологию города, в частности состояние атмосферы вдоль дорог |
10. |
Количество улиц с развитой сферой услуг |
сумма улиц с развитой сферой услуг в городе. Под улицами с развитой сферой услуг подразумеваются те, на которых не менее 75 процентов улицы имеют плотность объектов торговли и услуг не менее 1 единицы на 100 м. Для малых городов - 50 процентов улицы. Учитываются функции в 50-метровой зоне от осевой линии улично-дорожной сети по обе стороны |
- |
год |
единиц |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
отражает наличие интересных для пешеходов пространств, разнообразие и идентичность городских улиц, повышая пешеходный поток, развитие городской экономики и общую безопасность городских улиц |
11. |
Индекс пешеходной доступности |
для каждого жилого дома рассчитывается среднее значение величин, полученных по результатам расчета отношения длины кратчайшего пешеходного маршрута к длине предельного маршрута до точек притяжения в пределах 800-метровой зоны с учетом топологии улично-дорожной сети, далее вычисляется среднее значение для всего города |
- |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
оценивает степень пешеходной доступности от жилых домов до объектов инфраструктуры, учитывая сложность геометрии улично-дорожной сети, наличие пешеходных переходов и тротуаров за 10 минут от каждого здания кратчайшим путем по улично-дорожной сети (800 м) |
12. |
Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объектов |
Пс - количество приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения
П - общее количество приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры |
год |
процентов |
Минстрой России |
- |
индикатор позволяет оценивать адаптированность городской среды для беспрепятственного передвижения и получения необходимых услуг маломобильных групп населения |
|
13. |
Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зеленых насаждений |
Ообщ - общая площадь зеленых насаждений |
год |
гектаров |
Росстат |
- |
оценивает потенциальную безопасность озелененных территорий города, выявляя долю территорий, к которым не применяются такие требования качества, как освещение, охрана, комфорт передвижения и др., в общем количестве территорий |
|
Овс - площадь всех зеленых насаждений в пределах городской черты |
год |
гектаров |
Росстат |
|
||||
14. |
Уровень озеленения |
рассчитывается с помощью дешифрирования космических снимков и определения доли площади города, покрытой растительностью, в общей площади города |
- |
год |
процентов |
данные дистанционного зондирование земли |
географическая информационная система |
помимо того, что зеленые насаждения выполняют санитарно-гигиенические функции, они активно участвуют в создании городских ландшафтов. Зеленые массивы, расположенные между отдельными районами застройки, объединяют их, придают городу целостность и законченность, оживляют городские ландшафты, являются средством индивидуализации районов и микрорайонов города |
15. |
Состояние зеленых насаждений |
рассчитывается на основе дешифрирования космических снимков и вычисления вегетационного индекса, как доля территории с озелененными насаждениями повышенной плотности биомассы, в общей площади озеленения города |
- |
год |
процентов |
данные дистанционного зондирования земли |
географическая информационная система |
оценивает биопродуктивность зеленых насаждений как прямое следствие всего состояния природной среды, непосредственно связанной с состоянием атмосферы, уровнем загрязнения почв и поверхностных вод в городе |
16. |
Привлекательность озелененных территорий |
Фi - все фотографии за год в границах озелененных территорий |
год |
единиц |
социальные сети |
- |
используется для оценки разнообразия и идентичности озелененных пространств. Чем больше создано условий и предпосылок для привлечения горожан в парки, тем больше фотографий приходится на этот тип пространств |
|
Овс - площадь озелененных территорий |
год |
кв. километров |
географическая информационная система |
|
||||
17. |
Разнообразие услуг на озелененных территориях |
Сi - все сервисы, расположенные в границах озелененных территорий
|
год |
единиц |
поисково-информационные картографические системы |
- |
используется для оценки современности среды городских озелененных территорий. Парки и скверы являются полноценным общественным пространством для удовлетворения различных потребностей разных социокультурных групп горожан |
|
Овс - площадь озелененных территорий |
год |
кв. километров |
географическая информационная система |
|
||||
18. |
Доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (парки, сады и др.), в общей численности населения |
N - численность населения |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
возможность часто и без затрат времени на транспорт посещать парки или естественный природный ландшафт для прогулок, занятий спортом, тихого отдыха или работы вне офиса, что делает жизнь удобнее |
|
19. |
Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей протяженности улиц, проездов, набережных |
Посв - общая протяженность освещенных частей улиц, проездов и набережных |
год |
километров |
Росстат |
- |
хорошо организованное освещение снижает угрозы, связанные с криминалом, способствует продлению времени социальной и коммерческой активности в городе |
|
ПМО - общая протяженность улиц, проездов и набережных |
год |
километров |
Росстат |
|
||||
20. |
Разнообразие услуг в общественно-деловых районах |
рассчитывается как доля площади города, где общественно-деловые функции составляют более 20 процентов (при этом наличие жилой функции является обязательным условием), в общей площади города |
- |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
оценивается доля пространств, которые развиваются согласно принципам многофункциональной городской среды, в общей площади. Смешанное использование городских площадей является необходимым жизненным условием оздоровления городского пространства. Это в равной мере важно как для преимущественно жилых районов, которые не должны превращаться в исключительно "спальные" районы, так и для общественно-деловых районов, из которых зачастую уходит настоящая городская жизнь вместе с жилыми пространствами |
21. |
Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города |
Умех - площадь города, убираемая механизированным способом |
год |
кв. километров |
Росстат |
- |
оценивает чистоту городского пространства. Более высокая производительность работ в более короткие сроки сокращает количество пыли, снега (как чистого, так и загрязненного продуктами переработки топлива автомашин) и мусора на территориях |
|
Пвс - площадь города |
год |
кв. километров |
Росстат |
|
||||
22. |
Концентрация объектов культурного наследия |
Кi - количество объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения
|
год |
единиц |
Минкультуры России |
- |
наделение здания подобным статусом влечет за собой наложение на него особых условий использования, препятствующих его реконструкции и разрушению, связанных с охранным законодательством Российской Федерации памятников истории и культуры. Такие объекты поддерживают уникальность облика города, рассказывают его историю и наполняют городское пространство смыслами |
|
Пвс - площадь города |
год |
кв. километров |
Росстат |
|||||
23. |
Уровень развития общественно-деловых районов города |
рассчитывается как отношение среднего количества общественно-деловых организаций в районах к площади таких районов |
- |
год |
единиц на гектар |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
используется как комплексный показатель качества общественно-деловой инфраструктуры и прилегающих пространств, оценивающий одновременно множество таких факторов, как привлекательность для горожан, доступность арендной платы и конъюнктурное окружение. Оценивается концентрация организаций, приходящихся на периметры общественно-делового пространства, учитывая также наличие жилых функций на этих территориях |
24. |
Уровень внешнего оформления городского пространства |
интегральный показатель, рассчитываемый на основании совокупной оценки 3 параметров: наличие утвержденного регламента размещения рекламных конструкций; доля жилых домов, в отношении которых осуществлен ремонт фасадов, в общем количестве домов, требующих ремонта фасада; доля зданий, оснащенных архитектурной подсветкой, в общем количестве зданий в городе |
- |
год |
единиц |
информационный портал "Реформа ЖКХ" |
- |
внешнее оформление городских зданий оказывает большое влияние на общее восприятие городского пространства |
25. |
Безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения и образования |
рассчитывается как отношение суммарного количества наземных пешеходных переходов к суммарной длине улично-дорожной сети в радиусе 500 м от учреждений здравоохранения и образования |
- |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
оценивает качество городской инфраструктуры для посещения объектов социального обслуживания |
26. |
Разнообразие культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры |
рассчитывается при помощи коэффициента вариации (разнообразия) по количеству культурных и спортивных учреждений в городе. Чем больше в городе разных видов культурно-спортивных учреждений, тем больше коэффициент и, соответственно, выше показатель. Рассчитывается количество организаций каждого типа и вычисляется отношение стандартного отклонения к среднему арифметическому значению и нормируется на численность населения |
- |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
оценивает доступность разнообразных культурно-спортивных функций для горожан. Оценивается как количество учреждений, так и разнообразие их видов |
27. |
Доступность спортивной инфраструктуры |
первые 50 процентов оценки по индикатору вычисляются как доля населения, проживающего в радиусе 800 метров от спортивных площадок, в общей численности населения, вторые 50 процентов оценки по индикатору вычисляются как отношение количества спортивных сооружений к численности населения города |
- |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система, Росстат |
оценивает наличие в городской инфраструктуре множества специально оборудованных мест, приспособленных для физической активности на открытом воздухе. В странах с высоким уровнем урбанизации 75 процентов случаев смертей обусловлены "болезнями цивилизации", одним из фактором риска которых является малоподвижный образ жизни |
28. |
Доля объектов культурного наследия, в которых размещаются объекты социально-досуговой инфраструктуры, в общем количестве объектов культурного наследия |
|
Ксоц - количество объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения |
год |
единиц |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
индикатор показывает как использование, так и отношение города к историческому наследию. Объекты культурного наследия, в которых расположены театры, музеи и библиотеки, доступны большему количеству людей, требуют высоких стандартов качества и сохранности и, как правило, находятся в лучшем состоянии, чем не эксплуатируемые объекты культурного наследия. Повышение значения показателя стимулирует повышение качества сохранности особо ценных объектов городской среды |
К - количество объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения в общем объеме объектов, в которых размещаются объекты социально-досуговой инфраструктуры |
год |
единиц |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
||||
29. |
Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения |
Ci - количество сервисов, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения, используемых в городе |
год |
единиц |
Минстрой России |
- |
отражает "дружелюбность" города по отношению к маломобильным группам населения. Примерами сервисов могут служить "социальное такси", приспособление общественного транспорта для использования маломобильными группами населения, "звуковые" светофоры и др. |
|
C - максимально возможное количество сервисов, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения |
год |
единиц |
||||||
30. |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет |
Ду - количество детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения |
год |
процентов |
Росстат |
- |
отсутствие очередей на определение в дошкольные учреждения говорит о системном развитии социальной инфраструктуры, в том числе в новой застройке. Индикатор оценивает эффективность работы муниципалитета по обеспечению жителей социально-досуговыми пространствами |
|
Д1 - 6 - общее количество детей в возрасте 1 - 6 лет | ||||||||
31. |
Количество дорожно-транспортных происшествий в городе |
Дi - количество дорожно-транспортных происшествий в городе |
год |
единиц |
МВД РФ |
- |
определяет общий уровень угрозы для жизни и здоровья людей в связи с разного рода рисками, вызванными несовершенством его инфраструктуры |
|
N - численность населения |
год |
единиц |
Росстат |
|
||||
32. |
Доступность остановок общественного транспорта |
Nмкд_от, Nижс_от - число жителей многоквартирных домов и индивидуальных домов, проживающих на расстоянии кратчайшего пешеходного пути от остановок наземного общественного транспорта (500 и 800 м соответственно)
N - численность населения |
год |
процентов |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
отражает комфорт общегородского пространства. Развитый общественный транспорт является необходимым элементом современного города, позволяет жителям отказаться от личных автомобилей и при этом комфортно и быстро перемещаться по городу |
|
33. |
Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения |
Nовгч - численность населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
год |
человек |
Роспотребнадзор |
|
отражает обеспеченность жителей города качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
|
N - численность населения |
год |
человек |
Росстат |
|
||||
34. |
Количество центров притяжения для населения |
рассчитывается как количество мест, в которых сконцентрировано наибольшее количество фотографий, но в сумме не превышающих 75 процентов всех фотографий на территории города. Полученное значение нормируется по суммарному количеству улиц в населенном пункте |
- |
год |
единиц |
поисково-информационные картографические системы |
географическая информационная система |
показатель, прямо сообщающий информацию о количестве в городе территорий, на которых находятся максимально привлекательные для горожан и туристов объекты и сервисы |
35. |
Доля населения, работающего в непроизводственном секторе экономики, в общей численности городского населения |
Ртр - среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) (разделы ОКВЭД 2: G, Н, I, J, К, L, М, N, О, Q) |
год |
процентов |
Росстат |
- |
индикатор, комплексно характеризующий разнообразие возможностей в городе. Высокая доля третичного сектора экономики в городе говорит о большом разнообразии видов деятельности и работ и большом количестве организаций, которые позитивно влияют на многие параметры городской среды |
|
Рвс - среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) по всем видам экономической деятельности | ||||||||
36. |
Доля жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет |
Ni14 - численность населения в возрасте старше 14 лет, имеющего возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий |
год |
человек |
Минстрой России |
- |
высокая степень вовлечения граждан в процесс принятия решений по вопросам городского развития свидетельствует об эффективной работе органов местного самоуправления и позволяет принимать важные для города решения с участием жителей |
|
N14 - численность населения в возрасте старше 14 лет |
год |
человек |
Росстат |
|
Приложение N 2
к методике формирования индекса
качества городской среды
(форма)
Лист оценки города
Наименование субъекта Российской Федерации _______________________
Наименование города ____________________________________________
Приложение N 3
к методике формирования индекса
качества городской среды
(форма)
Лист оценки субъекта Российской Федерации
Наименование субъекта Российской Федерации ________________________
N п/п |
Наименование города |
Размерная и климатическая группа |
Уровень качества городской среды |
Значение индекса города |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: Индекс субъекта Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минстрой ежегодно (до 1 ноября) формирует индекс качества городской среды, который влияет на размер субсидирования регионов. Утверждена методика расчета данного показателя. При оценке состояния городской среды, в частности, учитываются:
- доля населения, живущего в аварийном жилье;
- количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения;
- разнообразие жилой застройки и услуг в жилой зоне;
- загруженность дорог;
- уровень озеленения;
- безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения и образования;
- концентрация объектов культурного наследия;
- пешеходная доступность.
Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. N 510-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 марта 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 апреля 2019 г. N 13 ст. 1453
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2023 г. N 1529
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 3673-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 2019 г. N 2625-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.