Приложение 2
Общие требования
к организации рабочего места: метод 5С
Система 5С - пять принципов рациональной организации рабочего пространства, соблюдая которые можно извлечь максимальную выгоду из имеющихся ресурсов.
В основе системы лежит идея: все, что поддается оптимизации, должно быть оптимизировано, то есть организация рабочего пространства рассматривается именно как система.
Основной фактор - желание работников на всех производственных этапах изменить свою работу к лучшему, сократить количество брака и потерь времени, то есть действовать в интересах медицинской организации.
5С - система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины, которая позволяет практически без капитальных затрат повышать производительность работы, снижать уровень брака и травматизма, сокращать потери в процессе оказания медицинской услуги, такие как простои, нерациональные перемещения, излишние запасы, брак в работе. Также применение системы 5С позволяет создавать необходимые стартовые условия для внедрения в подразделении сложных и дорогостоящих производственных и организационных инноваций (например, внедрение новой медицинской технологии или новой системы мотивации работников) и обеспечивать их высокую эффективность - в первую очередь за счет радикального изменения отношения сотрудников к рабочему процессу. Система предусматривает вовлечение всего коллектива в регулярную деятельность по наведению порядка, чистоты и укреплению дисциплины на рабочем месте.
Таблица 1
Пять шагов организации и поддержания порядка на рабочих местах
Шаг
|
Описание
|
Шаг 1. Сортировка
|
Осуществляется разделение предметов на необходимые (нужные) и ненужные и удаление ненужных предметов
|
Шаг 2.
Самоорганизация (соблюдение порядка)
|
Осуществляется размещение нужных предметов на рабочем месте (рабочем пространстве) таким образом, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске персоналом организации. При хранении предметов на рабочем месте в обязательном порядке используются различные методы визуализации (оконтуривание, маркировка, разметка, цветовое кодирование и другие)
|
Шаг 3.
Систематическая уборка (содержание в чистоте)
|
Осуществляется постоянное поддержание рабочих мест, предметов в чистоте и постоянной готовности к использованию
|
Шаг 4.
Стандартизация
|
Устанавливаются стандарты по выполнению первых трех шагов (стандарты рабочего места, содержания рабочих мест и иные регламентирующие документы)
|
Шаг 5.
Совершенствование
|
Осуществляется процесс непрерывного поддержания и развития результатов, достигнутых с помощью первых четырех шагов
|
Таблица 2
Проверочный лист оценки соответствия рабочего места системе 5С для медицинской организации 5
Шаг 1. Сортировка
|
Кабинет N
|
N п/п
|
Критерий
|
Оценка (0 - нет, 1 - да)
|
Комментарий
|
1
|
Рабочее пространство (кабинет) в целом:
|
|
|
1.1
|
нет неиспользуемой мебели;
|
|
|
1.2
|
вынесена неисправная мебель;
|
|
|
1.3
|
вся офисная техника (принтер, сканер и т.п.) исправна;
|
|
|
1.4
|
вся офисная техника (принтер, сканер и т.п.) используется;
|
|
|
1.5
|
нет лишних проводов;
|
|
|
1.6
|
отсутствуют лишние личные вещи (несезонные вещи, избыточное количество посуды);
|
|
|
1.7
|
на стенах кабинета нет избыточного размещения (картин, фото, сертификатов, свидетельств, благодарственных писем и т.п.);
|
|
|
1.8
|
поврежденные предметы отсутствуют.
|
|
|
2.
|
Рабочий стол:
|
|
|
2.1
|
предметы на рабочем столе исправны;
|
|
|
2.2
|
предметы на рабочем столе используются;
|
|
|
2.3
|
техника на рабочем столе исправна;
|
|
|
2.4
|
техника на рабочем столе используется;
|
|
|
2.5
|
все канцелярские принадлежности исправны;
|
|
|
2.6
|
все канцелярские принадлежности используются.
|
|
|
3
|
Шкафы, тумбы:
|
|
|
3.1
|
справочники, которые хранятся в кабинете, актуальны;
|
|
|
3.2
|
материалы для работы в кабинете (маски, перчатки, термометры, шпателя и пр.) не повреждены
|
|
|
4
|
Зона временного хранения:
|
|
|
4.1
|
зона временного хранения создана
|
|
|
4.2
|
в зону временного хранения помещены предметы, в необходимости которых есть сомнения: на них наклеен "красный" ярлык с датой и причиной помещения в зону
|
|
|
5
|
В кабинете нет мест, которые не прошли сортировку
|
|
|
Итого:
|
0%
|
При оценке 83% (15 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу
|
Шаг 2. Соблюдение порядка
|
Кабинет N
|
N п/п
|
Критерий
|
Оценка (0 - нет, 1 - да)
|
Комментарий
|
1
|
Рабочие места персонала размещены удобно и комфортно. Расположение рабочих мест исключает/ минимизирует потери
|
|
|
2
|
Определены места для офисного оборудования
|
|
|
3
|
Полки и ящики не хранят пустоту
|
|
|
4
|
Отсутствуют ненужные предметы, информация и документация
|
|
|
5
|
Определены места хранения предметов, инструментов
|
|
|
6
|
Все материалы могут быть найдены за 30 сек.
|
|
|
7
|
Определены места хранения документации
|
|
|
8
|
Определены места хранения личных вещей
|
|
|
Итого:
|
0%
|
При оценке 83% (7 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу
|
Шаг 3. Содержание в чистоте
|
Кабинет N
|
N п/п
|
Критерий
|
Оценка (0 - нет, 1 - да)
|
Комментарий
|
1
|
Помещение содержится в чистоте:
|
|
|
1.1
|
стены
|
|
|
1.2
|
окна
|
|
|
1.3
|
подоконник
|
|
|
1.4
|
раковина
|
|
|
1.5
|
пол
|
|
|
1.6
|
дверь и дверные ручки
|
|
|
2
|
Мебель содержится в чистоте:
|
|
|
2.1
|
шкафы
|
|
|
2.2
|
столы
|
|
|
2.3
|
тумбы
|
|
|
2.4
|
кушетка
|
|
|
3
|
Оргтехника содержится в чистоте:
|
|
|
3.1
|
на мониторе нет пыли и загрязнений
|
|
|
3.2
|
на клавиатуре нет пыли и загрязнений
|
|
|
3.3
|
на процессоре нет пыли и загрязнений
|
|
|
4
|
Источники загрязнений локализованы:
|
|
|
4.1
|
свободный доступ к углам
|
|
|
4.2
|
источникам отопления
|
|
|
Итого:
|
0%
|
При оценке 83% (13 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу
|
Шаг 4. Стандартизация
|
Кабинет N
|
N
п/п
|
Критерий
|
Оценка
(0 - нет, 1 - да)
|
Комментарий
|
1
|
Места хранения предметов, документов визуализированы (таблички, надписи и пр.)
|
|
|
2
|
Указатели мест хранения предметов соответствуют их месторасположению:
|
|
|
2.1
|
содержимое тумбочек, шкафов стандартизировано (одинаково у сотрудников с одинаковыми обязанностями)
|
|
|
2.2
|
стандартизированы и подписаны тумбочки , шкафы сотрудников
|
|
|
2.3
|
промаркированы провода
|
|
|
2.4
|
утвержден перечень документов, находящихся в кабинете
|
|
|
2.5
|
использована маркировка цветом
|
|
|
3
|
Упорядочены бланки:
|
|
|
3.1
|
в кабинете хранится не более недельного запаса бланков
|
|
|
3.2
|
разработан механизм регулярного пополнения запасов бланков
|
|
|
3.3
|
визуализированы потребности пополнения запасов бланков
|
|
|
4
|
Отмечена линия минимально необходимого на прием количества бумаги в принтере
|
|
|
5
|
Отмечены места расположения:
|
|
|
5.1
|
инструментов (термометры, шпатели и т.п.) для приема
|
|
|
5.2
|
амбулаторных карт пациентов, подготовленных на прием
|
|
|
6
|
Разработан стандарт рабочего места
|
|
|
7
|
Разработан чек-лист действий по подготовке к приему и по окончанию приема
|
|
|
8
|
Все материалы в рабочей зоне легко найти (за 30 сек.) и вернуть на свое место
|
|
|
9
|
Ненужные вещи регулярно удаляются
|
|
|
10
|
Разработан и соблюдается график уборки
|
|
|
11
|
Все стандарты видимы и наглядны
|
|
|
Итого:
|
0%
|
При оценке 83% (15 баллов) и больше можно переходить к следующему шагу
|
Шаг 5. Совершенствование
|
Кабинет N
|
Шаги 5С
|
N п/п
|
Критерий
|
Оценка
|
1С
|
1
|
Рабочее пространство организовано удобно. Обеспечена возможность бесперебойной работы
|
0%
|
|
2
|
Оргтехника, предметы, канцелярские принадлежности на рабочем столе исправны, используются
|
|
|
3
|
Шкафы и тумбы содержат только необходимые для рабочего процесса материалы, предметы
|
|
|
4
|
Организована зона временного хранения
|
|
|
5
|
В кабинете нет мест, которые не прошли сортировку.
|
|
2С
|
1
|
Рабочие зоны четко распределены
|
0%
|
|
2
|
Полки и ящики не хранят пустоту
|
|
|
3
|
Все предметы на своих местах
|
|
|
4
|
Предмет в конце рабочего дня возвращается на свое место
|
|
3С
|
1
|
Помещение, мебель, оргтехника содержатся в чистоте
|
0%
|
|
2
|
Источники загрязнений локализованы, свободный доступ к ним
|
|
|
3
|
Инвентарь для дезинфекции легкодоступен, место хранения его определено и визуализировано
|
|
|
4
|
Оценка эффективности уборки проводится регулярно (не реже 1 раза в неделю)
|
|
4С
|
1
|
Места хранения предметов, документов визуализированы (таблички, надписи)
|
0%
|
|
2
|
В кабинете хранится недельный запас бланков, разработан механизм регулярного пополнения запасов бланков, визуализированы потребности пополнения запасов бланков
|
|
|
3
|
Используется стандарт/чек-лист рабочего места
|
|
|
4
|
Ненужные вещи регулярно удаляются
|
|
5С
|
1
|
Стандарты постоянно совершенствуются
|
|
|
2
|
Контрольные процедуры проводятся регулярно
|
|
|
3
|
Предлагаются и реализуются идеи по улучшению системы 5С
|
|
|
4
|
Проводится обмен опытом и тиражирование метода 5С
|
|