1. Общие положения
Федеральная государственная информационная система "Автоматизированная система электронных контрольных карт" (далее - ФГИС АСЭКК или Система) предназначена для ведения и обработки данных по проверкам эксплуатантов, осуществляемым в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, зарегистрированным в Минюсте России 07.10.2015 N 39163, ред. от 27.10.2017 (далее - ФАП-246).
ФГИС АСЭКК введена в эксплуатацию приказом Росавиации от 29.09.2014 N 578 "О Федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система электронных контрольных карт, применяемых для проведения инспекционного контроля эксплуатантов".
ФГИС АСЭКК применяется уполномоченными специалистами центрального аппарата Росавиации и межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (территориальные органы Росавиации).
Предоставление (аннулирование) допуска к работе с ФГИС АСЭКК уполномоченных специалистов Росавиации и территориальных органов Росавиации осуществляется по заявкам (служебным запискам) начальников соответствующих Управлений центрального аппарата Росавиации или начальников (руководителей) территориальных органов Росавиации на основании утвержденного заместителем руководителя Росавиации Перечня лиц, допускаемых к работе с ФГИС АСЭКК.
ФГИС АСЭКК обеспечивает:
- планирование проверок на код, формирование поручений на проведение плановых проверок на месяц;
- ведение и хранение данных об утвержденных Программах и Заданиях на проведение плановых, внеплановых и инспекционных проверок;
- ведение, хранение и обработку результатов плановых, внеплановых и инспекционных проверок;
- ведение и хранение данных об устранении эксплуатантами выявленных при проведении проверок несоответствий и замечаний;
- формирование произвольных выборок и автоматизированных отчетов в электронном виде и в печатной форме.
В ФГИС АСЭКК обеспечивается хранение следующих документов:
- Планы проверок на год;
- Поручения на проведение плановых проверок на месяц;
- Программы плановых проверок базовых объектов, внеплановых проверок и инспекционных проверок эксплуатанта (заявителя);
- Задания на проведение плановых, внеплановых проверок на маршруте (в полете) и на перроне;
- Акты плановых проверок базовых объектов, инспекционных проверок, внеплановых проверок эксплуатанта (заявителя), проверок на маршруте (в полете) и проверок на перроне;
- Отчеты эксплуатантов об устранении несоответствий и замечаний, выявленных при проведении проверок.
При проведении плановых, внеплановых и инспекционных проверок эксплуатантов (заявителей) применяются контрольные карты, приведенные в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Для учета результатов проверок шаблоны контрольных карт введены (загружены) в Систему.
2. План проверок на год. Поручение на проведение плановых проверок на месяц
План проверок эксплуатантов на очередной год (далее - годовой План проверок) разрабатывается Управлением летной эксплуатации Росавиации, подписывается заместителем руководителя и утверждается руководителем Росавиации в декабре текущего года. Подготовка годового Плана проверок эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, выполняется с использованием Системы.
Утвержденный годовой План проверок сохраняется в Системе как в виде записи в базе данных, так и в виде файла (PDF).
Внесение изменений (корректировок) в утверждённый годовой План вносится ежемесячными поручениями на проведение плановых проверок (далее - Поручение на проведение плановых проверок на месяц).
Подготовка Поручений на проведение плановых проверок на очередной месяц осуществляется Управлением летной эксплуатации Росавиации с использованием Системы на основе годового Плана проверок с учетом необходимых корректировок и утверждается начальником Управления летной эксплуатации Росавиации. Утвержденные Поручения на проведение плановых проверок на очередной месяц сохраняются в Системе как в виде записи в базе данных, так и в виде файла в формате PDF. Утвержденное Поручение на проведение плановых проверок на очередной месяц через Систему доводится до территориальных органов Росавиации, а через них - до подконтрольных эксплуатантов в конце месяца, предшествующего месяцу планирования.
Утвержденный годовой План и Поручения на проведение плановых проверок на месяц доступны в ФГИС АСЭКК для просмотра специалистам центрального аппарата Росавиации и территориальных органов Росавиации.
По результатам выполнения Поручения на проведение плановых проверок на месяц в ФГИС АСЭКК формируется автоматизированный сводный отчет и отчет, содержащий информацию о несоблюдении сроков внесения в Систему следующих сведений:
о Программе (Задании) на проведение проверки;
о результатах проверки и утверждении Акта проверки;
о получении Отчета эксплуатанта об устранении выявленных несоответствий и замечаний, зафиксированных в Актах проверок;
об устранении эксплуатантом несоответствий и замечаний, зафиксированных в Акте проверки.
3. Использование Системы при подготовке к проведению плановых проверок эксплуатантов
В ФГИС АСЭКК учитываются сведения о плановых проверках эксплуатантов, предусмотренных пунктом 91 ФАП-246 (проверки базовых объектов, проверки на перроне и на маршруте (в полете)).
3.1. Подготовка к проведению плановой проверки базовых объектов
При подготовке к проведению каждой конкретной плановой проверки базовых объектов эксплуатанта разрабатывается Программа проверки.
Программа проверки базовых объектов оформляется с использованием ФГИС АСЭКК.
Для подготовки Программы проверки базовых объектов назначенный специалист, участвующий в проведении проверки, по указанию председателя комиссии вводит в Систему следующие сведения:
- период проведения проверки;
- место (места) проведения проверки (город, аэропорт и/или адрес места производственной деятельности эксплуатанта, где планируется проведение проверки);
- председатель комиссии (ФИО, должность, орган);
- члены комиссии (ФИО, должность, орган);
- объем проверки (перечень разделов/подразделов контрольных карт, по которым планируется проведение проверки) с указанием членов комиссии, ответственных за проведение проверки по соответствующим разделам/подразделам контрольных карт;
- срок представления Акта проверки на утверждение;
- перечень несоответствий и замечаний, выявленных в ходе предыдущих проверок, устранение которых планируется проверить (при необходимости).
Образец Программы плановой проверки базовых объектов эксплуатанта приведен в Приложении N 3.
Файл (PDF) с утвержденной Программой плановой проверки базовых объектов и приказом о проведении плановой проверки базовых объектов сохраняется в Системе.
Плановая проверка базовых объектов эксплуатанта проводится по следующим разделам контрольных карт (см. Приложение N 1):
1-ОРГ "Организация и управление";
2-OЛР "Организация подготовки и выполнения полетов (организация летной работы)";
3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";
4-ПЛГ "Поддержание летной годности воздушных судов";
5-КАБ "Организация подготовки и выполнения полетов (кабинный экипаж). Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна";
6-ОНО "Организация наземного обслуживания";
7-ОП "Организация пассажирских и грузовых перевозок";
8-АБ "Обеспечение авиационной безопасности";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
При подготовке программы проверки базовых объектов необходимо соблюдать условие, чтобы в ходе четырех последовательных плановых проверок базовых объектов была проведена проверка эксплуатанта по всем разделам контрольных карт. Разделы контрольных карт 1-ОРГ, 2-ОЛР, 4-ПЛГ, 9-ФЭС включаются в программу плановой проверки базовых объектов эксплуатанта при каждой проверке.
Оценка достаточности финансовых ресурсов, анализ рисков ухудшения финансового состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта, выполняемая в соответствии с пунктом 96 ФАП-246, проводится при каждой проверке базовых объектов.
Перед проведением плановой проверки базовых объектов членам комиссии целесообразно изучить:
имеющуюся в подразделениях Росавиации и территориальных органах Росавиации информацию по эксплуатанту, в том числе руководства эксплуатанта (РПП, РОТО, РОНО, РУБП, РК), а также информацию, содержащуюся в ФГИС РЭВС, ФГИС РАП и электронной заявке на подтверждение соответствия эксплуатанта;
зарегистрированные в Системе несоответствия и замечания, выявленные в ходе ранее выполненных проверок эксплуатанта.
3.2. Подготовка к проведению плановых проверок на маршруте (в полете) и на перроне
Плановые проверки на маршруте и на перроне осуществляются в соответствии с Заданиями на проведение проверок и приказом о проведении проверок.
Задание на проведение проверки содержит следующую информацию:
- период проведения;
- проверяющий (ФИО, должность, орган);
- срок представления на утверждение результатов проверки;
- перечень несоответствий и замечаний, выявленных в ходе предыдущих проверок, устранение которых планируется проверить (при необходимости).
Плановые проверки на маршруте (в полете) и на перроне осуществляются по всем пунктам контрольных карт.
Подготовка Задания на проведение проверки осуществляется с использованием Системы специалистом, которому поручено проведение проверки.
Образец Задания на проведение проверки приведен в Приложении N 2.
Файл (PDF) с утвержденным Заданием и приказом на проведение проверки сохраняется в Системе.
Перед проведением плановой проверки на маршруте или на перроне специалисту, выполняющему проверку, целесообразно ознакомиться с зарегистрированными в Системе несоответствиями и замечаниями, выявленными в ходе ранее выполненных проверок эксплуатанта на маршруте (в полете) или на перроне.
4. Подготовка к проведению инспекционной проверки эксплуатанта. Подготовка к проведению внеплановой проверки эксплуатанта
В ФГИС АСЭКК учитываются сведения об инспекционных проверках эксплуатанта, предусмотренных пунктами 69 и 85 ФАП-246: инспекционные проверки, проводимые при выдаче сертификата эксплуатанта, внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов, связанных с освоением новых типов воздушных судов, международных полетов (кроме проверки на маршруте (в полете) и на перроне), возобновлении действия сертификата эксплуатанта и снятии ограничений в действие сертификата эксплуатанта.
Кроме того, в ФГИС АСЭКК учитываются сведения о внеплановых проверках, предусмотренных пунктом 89 ФАП-246.
При подготовке к проведению инспекционной проверки или внеплановой проверки эксплуатанта разрабатывается Программа проверки.
При подготовке к проведению инспекционной проверки или внеплановой проверки на маршруте (в полете) или на перроне разрабатывается Задание на проведение проверки.
Программа инспекционной (внеплановой) проверки эксплуатанта и Задание на проведение инспекционной (внеплановой) проверки на маршруте (в полете) и на перроне оформляется с использованием ФГИС АСЭКК.
Программа инспекционной проверки или внеплановой проверки эксплуатанта содержит информацию, аналогичную Программе плановой проверки базовых объектов эксплуатанта (см. раздел 3.1).
Образец Программы инспекционной (внеплановой) проверки эксплуатанта приведен в Приложении N 3.
Подготовка Задания на проведение проверки на маршруте (в полете) и на перроне в рамках инспекционной проверки или внеплановой проверки на маршруте (в полете) и на перроне осуществляется с использованием Системы специалистом, которому поручено проведение проверки.
Задание на проведение проверки на маршруте (в полете) и на перроне в рамках инспекционной проверки или внеплановой проверки на маршруте (в полете) и на перроне содержит информацию, аналогичную Заданию на проведение плановых проверок на маршруте (в полете) и на перроне (см. раздел 3.2). Образец Задания на проведение проверки на маршруте (в полете) и на перроне в рамках инспекционной проверки или внеплановой проверки на маршруте (в полете) и на перроне приведен в Приложении N 2.
При выдаче сертификата эксплуатанта инспекционная проверка эксплуатанта осуществляется в полном объеме, т.е. по всем разделам контрольных карт.
При освоении эксплуатантом новых типов воздушных судов инспекционная проверка эксплуатанта проводится по следующим разделам:
1-ОРГ "Организация и управление";
2-ОЛР "Организация подготовки и выполнения полетов (организация летной работы)";
4-ПЛГ "Поддержание летной годности воздушных судов";
5-КАБ "Организация подготовки и выполнения полетов (кабинный экипаж). Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна";
6-ОНО "Организация наземного обслуживания";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
При допуске эксплуатанта к выполнению международных полетов инспекционная проверка эксплуатанта проводится по следующим разделам:
1-ОРГ "Организация и управление";
2-ОЛР "Организация подготовки и выполнения полетов (организация летной работы)";
3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";
4-ПЛГ "Поддержание летной годности воздушных судов";
6-ОНО "Организация наземного обслуживания";
9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".
В случаях внеплановой проверки, а также инспекционной проверки при возобновлении действия сертификата эксплуатанта и при снятии ограничений в действие сертификата эксплуатанта объем проверки может быть полным (по всем разделам контрольных карт) либо может определяться с учетом причин, повлекших проведение внеплановой проверки, приостановление действия сертификата эксплуатанта, введение ограничений в действие сертификата эксплуатанта.
Программа и Задание на проведение инспекционной или внеплановой проверки утверждаются уполномоченным должностным лицом Росавиации или руководителем территориального органа Росавиации. Файлы в формате PDF с утвержденными Программой или Заданием инспекционной (внеплановой) проверки и приказом сохраняются в Системе.
5. Проведение проверок (плановых, внеплановых, инспекционных) и оформление результатов проверок
5.1. Члены комиссии (специалисты, выполняющие проверки на маршруте и на перроне) должны подготовить для себя экземпляр шаблона контрольных карт на бумажных носителях или скопировать его на электронный носитель в формате текстового редактора (MS Word). В Системе актуальная версия контрольных карт для скачивания в формате текстового редактора (MS Word) размещена в разделе "Документация".
5.2. Эксплуатант при подготовке к проведению проверки базовых объектов в своем экземпляре контрольных карт в специальных полях по каждому пункту контрольных карт указывает ссылки на документы (внутренние нормативные акты эксплуатанта), содержащие положения, отвечающие требованиям пункта контрольных карт.
5.3. В ходе проверки базовых объектов (плановой, внеплановой, инспекционной) рассматриваются:
- наличие у эксплуатанта разработанных и введенных в действие внутренних нормативных актов, определяющих порядок реализации требований воздушного законодательства, предусмотренных пунктами контрольных карт;
- знание внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта, порядок реализации процедур доведения до сведения персонала и контроля исполнения принятых управленческих решений;
- фактическое соблюдение внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта;
- организация контроля соблюдения внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта;
- документы из состава необходимой документации, подтверждающие соответствие эксплуатанта (заявителя) требованиям федеральных авиационных правил и условиям эксплуатации воздушных судов, зафиксированным в эксплуатационных спецификациях или заявляемых эксплуатантом (заявителем);
- устранение эксплуатантом выявленных ранее и зарегистрированных в ФГИС АСЭКК несоответствий и/или замечаний (при наличии);
- устранение эксплуатантом причин, повлекших за собой введение ограничений в действие сертификата эксплуатанта, приостановление действия сертификата эксплуатанта (при необходимости).
5.4. Выявляемые в ходе проверки несоответствия и замечания по пунктам контрольных карт фиксируются проверяющим.
Председатель комиссии (проверяющий) в соответствии с пунктом 97 ФАП-246 информирует эксплуатанта о выявленных в ходе проведения проверки несоответствиях требованиям федеральных авиационных правил и замечаниях.
5.5. После завершения проверки, выявленные несоответствия и замечания по пунктам контрольных карт вносятся в Систему членами комиссии (проверяющим специалистом).
5.6. При оформлении результатов проверки, связанной с освоением эксплуатантом новых типов воздушных судов, допуском к выполнению международных полетов, в общих сведениях по разделам контрольных карт следует указывать информацию, подтверждающую соответствие эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил по заявленным изменениям условий эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов (например, при освоении эксплуатантом новых типов воздушных судов указываются перечень и краткая характеристика членов подготовленных экипажей воздушных судов осваиваемого типа, порядок организации технического обслуживания и других видов обеспечения осваиваемого типа воздушного судна и другое).
При оформлении результатов инспекционной проверки, связанной с возобновлением действия приостановленного сертификата эксплуатанта или со снятием ограничений в действие сертификата эксплуатанта, в общих сведениях по разделам контрольных карт следует указывать информацию о проведенных мероприятиях по устранению эксплуатантом несоответствий и замечаний, послуживших основанием приостановления действия сертификата эксплуатанта или введения ограничений действия сертификата эксплуатанта.
При оформлении результатов плановой проверки базовых объектов эксплуатанта общие сведения по разделам указываются по усмотрению проверяющего.
5.7. Акт проверки формируется в Системе автоматически после ввода информации о выявленных несоответствиях и/или замечаниях по пунктам контрольных карт, общих сведений по разделам контрольных карт (при необходимости) и выводов по результатам проверки (см. Приложения N 4 и N 5).
В случае выявления при проведении проверки несоответствий эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил, непосредственно влияющих на безопасность полетов, с выводами о неспособности эксплуатанта безопасно осуществлять коммерческие воздушные перевозки территориальный орган Росавиации, выполнивший проверку, незамедлительно, до утверждения Акта проверки направляет соответствующее уведомление в центральный аппарат Росавиации для согласования окончательных формулировок и предлагаемых выводов по результатам проверки.
5.8. Утвержденный Акт проверки сканируется и сохраняется в Системе в виде файла в формате PDF в срок не позднее одного рабочего дня с даты его утверждения. Один экземпляр Акта проверки на бумажном носителе направляется заявителю (эксплуатанту) не позднее одного рабочего с даты его утверждения.
Проект Отчета эксплуатанта об устранении выявленных при проведении проверки несоответствий требованиям федеральных авиационных правил и замечаний (см. Приложение N 6) формируется в ФГИС АСЭКК после заполнения результатов проверки в контрольных картах в электронном виде. Проект Отчета содержит описание выявленных при проведении проверки несоответствий требованиям федеральных авиационных правил и замечаний по пунктам контрольных карт. Проект Отчета может быть сохранен в формате текстового файла и направлен эксплуатанту на электронном носителе или по электронной почте для дальнейшей работы.
6. Рассмотрение Отчета эксплуатанта об устранении несоответствий (замечаний) и учет в ФГИС АСЭКК результатов устранения эксплуатантами выявленных при проведении проверок несоответствий требованиям федеральных авиационных правил и замечаний
Специалист, выполнивший проверку или члены комиссии, проводившие проверку, рассматривают представленный эксплуатантом Отчет (Отчеты) об устранении выявленных при проведении проверки несоответствий требованиям федеральных авиационных правил и замечаний, сохраняют отсканированную копию Отчета в ФГИС АСЭКК и вводят в ФГИС АСЭКК информацию о подтверждении (неподтверждении) фактического устранения эксплуатантом несоответствий требованиям федеральных авиационных правил и/или замечаний не позднее 10 рабочих дней с даты поступления Отчета.
7. Мониторинг устранения несоответствий и замечаний, выявленных в результате проведения проверок эксплуатантов
Управление летной эксплуатации Росавиации и территориальные органы Росавиации осуществляют постоянный мониторинг устранения несоответствий требованиям федеральных авиационных правил и замечаний, выявленных в результате проведения проверок эксплуатантов.
При неустранении в установленные сроки нарушений, не позволяющих осуществлять вид полетов, эксплуатацию типа воздушных судов, указанных в эксплуатационной спецификации, территориальные органы Росавиации направляют соответствующее уведомление в Росавиацию с конкретными рекомендациями о введении ограничений в действие сертификата эксплуатанта в соответствии с пунктом 105 ФАП-246.
Приложения:
Приложение N 1 - Контрольные карты проверок, включающие:
Часть I. Контрольные карты плановой проверки базовых объектов (инспекционной проверки, внеплановой проверки) эксплуатанта по 9-ти разделам.
Часть II. Контрольная карта плановой (инспекционной, внеплановой) проверки на маршруте (в полете).
Часть III. Контрольная карта плановой (инспекционной, внеплановой) проверки на перроне.
Приложение N 2 - Образец Задания на проведение плановой (инспекционной, внеплановой) проверки на маршруте (в полете), на перроне.
Приложение N 3 - Образец Программы плановой проверки базовых объектов (инспекционной, внеплановой проверки) эксплуатанта.
Приложение N 4 - Образцы Акта плановой проверки базовых объектов (инспекционной проверки, внеплановой проверки) эксплуатанта.
Приложение N 5 - Образец Акта плановой (инспекционной, внеплановой) проверки на маршруте (в полете), на перроне.
Приложение N 6 - Образец Отчета эксплуатанта об устранении выявленных при проведении проверки (инспекционной проверки) несоответствий и отмеченных членами комиссии (проверяющим) недостатков (замечаний).
Начальник Управления |
М.Ю. Костылев |
Заместитель руководителя Росавиации |
О.Г. Сторчевой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по порядку проведения проверок эксплуатантов (заявителей), осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, и применению автоматизированной системы электронных контрольных карт (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 27 декабря 2018 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был