Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 635570-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в целях повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций),
внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 12 марта 2019 г. N 92/5)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 февраля 2019 года (протокол N 173, пункт 53) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 635570-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в целях повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение комплексных изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), направленных на повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также предлагается внести ряд корреспондирующих и уточняющих изменений в Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Прежде всего, следует отметить, что решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах и на территориях соответствующих муниципальных образований, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их осуществления на территориях сельских поселений) (пункты 8 и 23 части 1, часть 3 и 4 статьи 14, пункты 7 и 21 части 1 статьи 15 и пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Конкретизация указанных полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлена отраслевыми законодательными актами, в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Кроме того следует отметить, что законопроектом предусматривается возложение функций председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций соответственно (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Также законопроектом устанавливается, что при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, местный уровень реагирования устанавливается решением главы местной администрации соответствующего муниципального образования (подпункт "г" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. При этом необходимо учитывать, что именно местные администрации являются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяются уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Тем самым, по мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения в целом соотносятся с действующими положениями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и разграничения соответствующих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Комитетом обращается внимание, что поскольку проект федерального закона предполагает существенную корректировку подзаконных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, при его подготовке к рассмотрению во втором чтении следует предусмотреть отлагательный срок вступления в силу Федерального закона.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 635570-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в целях повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.