Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Л
Расчет нагрузки от навала пришвартованного судна на причальное сооружение при волнении
Л.1 Деформация отбойных устройств (и причального сооружения) , м, возникающая при навале пришвартованного судна на причал под действием волн, определяется по формуле
, (Л.1)
где - среднее значение амплитуды поперечно-горизонтальных колебаний точки контакта борта судна с отбойными устройствами, м, определяемое по формуле
; (Л.2)
; (Л.3)
где - смещение центра поперечно-горизонтальных колебаний, м; определяется по графику рисунка Л.1 в зависимости от значений параметров и Р,
; (Л.4)
; (Л.5)
- коэффициент присоединенной массы воды при качке судна, определяемый по таблице Л.1;
- коэффициент демпфирования подводной частью причального сооружения, принимаемый в зависимости от конструкции причального сооружения по таблице Л.2;
- для случая качки судна;
, - абсцисса и ордината точки приложения нагрузки от навала судна относительно его центра тяжести, отсчитываемые по продольной и вертикальной главным осям соответственно, м;
, - радиусы инерции судна относительно вертикальной и горизонтальной главных центральных осей, м;
- средняя частота, , воздействующих на судно волн, где - средний в системе период волн, с;
- приведенная частота поперечно-горизонтальных колебаний судна на отбойных устройствах, , где -коэффициент жесткости отбойного устройства, определяемый для начального, линейного, участка характеристики "сила-деформация", Н/м;
n - число отбойных устройств, одновременно деформируемых при навале; для отбойных устройств с существенно нелинейными характеристиками (конических, арочных и т.п.) приведенная частота поперечно-горизонтальных колебаний судна должна быть умножена на коэффициент 0,7;
W - водоизмещение судна, , при рассматриваемой нагрузке;
- плотность воды, ;
и - параметры, определяемые по рисункам Л.2 и Л.3 соответственно;
- коэффициент, учитывающий нефронтальный подход волн к диаметральной плоскости судна, определяется по графику рисунка Л.4, где - длина судна между перпендикулярами, м; - угол подхода волн, отсчитываемый от продольной оси судна;
и - редукционные коэффициенты поперечно-горизонтальной и бортовой качки соответственно, определяются по графикам рисунка Л.5;
- коэффициент динамичности бортовой качки; определяется по графику рисунка Л.6, где - собственная частота бортовой качки, , - собственный ее период, с;
и - соответственно средние в системе значения высот и длин волн, воздействующих на судно, м;
j - коэффициент перехода от средних значений к малообеспеченным для амплитуд поперечно-горизонтальных колебаний точки контакта борта судна с отбойными устройствами, распределенными по закону Релея; определяется по таблице Л.3, в расчетном случае следует рассматривать навал 1%-ной обеспеченности.
Нагрузка, передаваемая причальному сооружению через отбойные устройства, расположенные в средней части участка контакта судна с сооружением , определяется в предположении навала судна лагом, когда все n отбойных устройств в пределах прямолинейной части борта деформируются равномерно.
Таблица Л.1
Относительная осадка |
Значения коэффициента , при параметре , равном |
||||||
0,5 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
|
0,00 |
1,90 |
1,67 |
1,39 |
1,2З |
1,15 |
1,15 |
1,15 |
0,20 |
2,08 |
1,82 |
1,48 |
1,32 |
1,22 |
1,21 |
1,21 |
0,40 |
2,35 |
2,04 |
1,64 |
1,43 |
1,35 |
1,33 |
1,33 |
0,60 |
2,63 |
2,27 |
1,82 |
1,60 |
1,55 |
1,54 |
1,54 |
0,80 |
2,86 |
2,44 |
2,04 |
1,82 |
1,75 |
1,74 |
1,72 |
0,90 |
3,13 |
2,67 |
2,22 |
1,96 |
1,89 |
1,87 |
1,85 |
0,95 |
3,33 |
2,78 |
2,27 |
2,04 |
1,96 |
1,92 |
1,90 |
Обозначения: "В" и "" - наибольшая ширина и осадка к грузу расчетного судна, м; "d" - глубина акватории у сооружения, м; средняя частота воздействующих на судно волн, 1/с; - средний в системе период волн, с. |
Нагрузка, передаваемая причальному сооружению через отбойные устройства, расположенные на концах участка контакта, определяется в предположении неравномерного навала (под углом, при наличии рыскания), когда n = 1.
Таблица Л.2
Конструкции причальных сооружений |
Коэффициент демпфирования |
Набережные из обыкновенных или фасонных массивов, массивов-гигантов, оболочек большого диаметра и набережные на свайных опорах с передним шпунтом |
0,75 |
Набережные эстакадного или мостового типа, набережные на свайных опорах с задним шпунтом |
0,85 |
Пирсы эстакадного или мостового типа, палы причальные, в том числе головные или разворотные |
1,0 |
Таблица Л.3
Обеспеченность, % |
1 |
3 |
5 |
10 |
20 |
50 |
j |
2,42 |
2,11 |
1,95 |
1,71 |
1,43 |
0,94 |
Л.2 Нагрузка на отдельное отбойное устройство при качке пришвартованного судна на волнении (без учета ветра и течения) приближенно определяется как произведение коэффициента жесткости устройства на значение деформации отбойного устройства , вычисленное по формуле (Л.1). Полная нагрузка на отбойное устройство в условиях воздействия ветра, течения и волн определяется как сумма нагрузок от ветра и течения (без учета волнения), вычисленных по 6.7, и от навала при качке пришвартованного судна на волнении.
Л.3 Ориентировочные значения усилий в швартовных канатах при качке пришвартованного судна на волнении (без учета ветра и течения) определяется аналогично нагрузкам от навала судна на причал. Удлинение швартовных канатов при качке судна на волнении определяется по формулам (Л.1) - (Л.5). Основные отличия в определении усилий в швартовах от определения нагрузок на отбойные устройства связаны с вычислением коэффициента v по формуле (Л.5) и определением приведенной частоты поперечно-горизонтальных колебаний судна исходя из жесткости швартовных канатов.
Л.4 Для определения волновой составляющей усилия в швартовах при вычислении коэффициента v по формуле (Л.5) значения и принимаются равными абсциссе и ординате точки крепления наиболее нагруженных носовых и кормовых прижимных швартовных канатов судна относительно его центра массы. В первом приближении принимается равным половине длины судна между перпендикулярами, а - разности между высотой борта судна и возвышением его центра массы относительно основной плоскости. При определении приведенной частоты поперечно-горизонтальных колебаний судна коэффициент принимается равным линеаризованному коэффициенту жесткости швартовного каната судна , а число n - числу носовых и кормовых прижимных канатов судна.
Линеаризованный коэффициент жесткости швартовного каната приближенно определятся по формуле
,
где - разрывное усилие каната, Н;
k, m - числовые коэффициенты, принимаемые по таблице Л.4;
- допускаемое относительное удлинение каната, принимаемое по таблице Л.4.
Таблица Л.4
Тип каната |
Допускаемое относительное удлинение |
k |
m |
Стальной |
0,010 |
22,5 |
1,0 |
Капроновый |
0,252 |
1,5 |
1,46 |
Нейлоновый |
0,226 |
2,3 |
1,64 |
Териленовый |
0,156 |
4,2 |
1,64 |
Полипропиленовый |
0,163 |
4,6 |
1,73 |
Полиэтиленовый |
0,168 |
6,7 |
1,97 |
Куралоновый |
0,122 |
3,4 |
1,35 |
Манильский |
0,123 |
27,4 |
2,24 |
Сизальский |
0,112 |
28,3 |
2,16 |
Пеньковый |
0,111 |
32,0 |
2,21 |
Л.5 Максимальное усилие в швартовных канатах при качке судна на волнении определяется как произведение удлинения каната, вычисленного по формуле (Л.1) на линеаризованный коэффициент жесткости каната , а полное максимальное усилие в швартовных канатах принимается равным сумме усилий от ветра, течения, определенных по 6.12, и волн. Полная волновая составляющая швартовного усилия на швартовный пал причала принимается равной произведению волновой составляющей усилия в канате и числа канатов, заведенных на пал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.