Рекомендации по применению механизма отказа от конфиденциальности (вейвера) при рассмотрении сделок экономической концентрации (далее - "Сделки") имеют своей целью обеспечение единообразного применения данного инструмента при взаимодействии ФАС России (далее - "Антимонопольный орган") с конкурентными ведомствами иных стран, осуществляющими контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (далее - "Конкурентные ведомства"), и сторонами Сделки (далее - "Стороны").
Международная и отечественная практика контроля Сделок подтверждает рост количества трансграничных Сделок, т.е. совершаемых глобальными компаниями (группами лиц), в результате чего такие Сделки оказывают или могут оказать влияние на состояние конкуренции сразу в нескольких юрисдикциях. В связи с этим, для повышения эффективности процесса рассмотрения ходатайств и сокращения издержек на их рассмотрение, необходимо организовать сотрудничество и взаимодействие между Конкурентными ведомствами стран, на состояние конкуренции в которых может повлиять рассматриваемая Сделка. Целью сотрудничества является получение единообразных и(или) не противоречащих друг другу результатов рассмотрения Сделки в различных юрисдикциях.
Национальное законодательство о защите конфиденциальной информации, коммерческой и иной охраняемой законом тайны и законодательство различных государств существенно ограничивает объем данных, которыми Конкурентные ведомства могут обмениваться в процессе проведения консультаций и переговоров при рассмотрении конкретной Сделки.
В случае, когда Сделка рассматривается Конкурентными ведомствами в двух и более юрисдикциях, Стороны могут добровольно отказаться от режима конфиденциальности, если посчитают, что такой отказ от конфиденциальности отвечает их интересам, в частности, будет способствовать объективному рассмотрению Сделки и позволит Антимонопольному органу и Конкурентным ведомствам принять единообразные и(или) не противоречащие друг другу решения, если иное не предусмотрено законодательством соответствующих государств.
Отказ от конфиденциальности позволяет Конкурентным ведомствам осуществлять взаимный обмен информацией и проводить всесторонний и качественный анализ влияния Сделки на состояние конкуренции в соответствующих юрисдикциях. Обмен информацией между Конкурентными ведомствами способствует получению необходимой им информации и аналитических данных без направления дублирующих запросов, что позволяет Конкурентным ведомствам в оптимальные сроки установить реальное состояние конкуренции на анализируемом рынке и принять единообразные и обоснованные решения, что, в том числе, позволит Сторонам их в полной мере исполнить.
Такой взаимный обмен также возможен и в случаях, когда Антимонопольным органом рассматривается Сделка, которая ранее уже была согласована иными Конкурентными ведомствами.
Принципы использования механизма отказа от конфиденциальности Антимонопольным органом
Использование механизма отказа от конфиденциальности рекомендуется осуществлять для взаимодействия Антимонопольного органа и конкретного Конкурентного ведомства (взаимодействие Антимонопольного органа с несколькими Конкурентными ведомствами осуществляется в рамках отказов от конфиденциальности, выданных в отношении каждого из соответствующих Конкурентных ведомств отдельно) на основании следующих принципов, если иное не предусмотрено законодательством о защите конфиденциальной информации, коммерческой и иной охраняемой законом тайны соответствующего государства:
1. Антимонопольному органу, запрашивающему отказ от конфиденциальности у Сторон, необходимо убедиться, что он и соответствующее Конкурентное ведомство рассматривают одну и ту же Сделку либо если соответствующее Конкурентное ведомство рассмотрело эту же Сделку ранее;
2. Антимонопольный орган, запрашивая отказ от конфиденциальности у Сторон, должен быть заинтересован в проведении консультаций и(или) переговоров по рассматриваемой Сделке с соответствующим Конкурентным ведомством;
3. Антимонопольному органу, запрашивающему отказ от конфиденциальности у Сторон, необходимо убедиться, что существует материальная и техническая возможность для проведения консультаций и(или) переговоров по рассматриваемой Сделке с соответствующим Конкурентным ведомством (наличие обеспечивающих сохранность и защиту информации от несанкционированного доступа специальных средств связи, отсутствие непреодолимого лингвистического барьера и пр.);
4. Антимонопольному органу, запрашивающему отказ от конфиденциальности у Сторон, необходимо убедиться, что национальное законодательство Конкурентного ведомства-получателя отказа от конфиденциальности предусматривает достаточную степень защиты конфиденциальной информации, а также коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Исходя из представленных принципов могут быть предложены следующие характер и условия предоставления отказа от конфиденциальности, если иное не предусмотрено законодательством соответствующих государств.
1. Добровольный характер предоставления отказа от конфиденциальности
Решение о предоставлении отказа от конфиденциальности принимается исключительно по собственному усмотрению Сторон и может быть отозвано ими в любой момент. При этом Антимонопольный орган не может оказывать давление на Стороны в целях получения отказа от конфиденциальности или отмены решение о его отзыве.
Отказ от конфиденциальности предоставляется Сторонами на основании собственного решения о необходимости предоставления отказа от конфиденциальности для целей рассмотрения Сделки или в связи с получением мотивированного запроса Антимонопольного органа, в котором должно быть точно и непротиворечиво указано, в связи с рассмотрением какой Сделки запрашивается отказ от конфиденциальности.
Отказ в предоставлении отказа от конфиденциальности или его отзыв не могут трактоваться Антимонопольным органом в ущерб Сторонам при дальнейшем рассмотрении Сделки. В том числе, отказ в предоставлении отказа от конфиденциальности или его отзыв не могут являться основанием для отказа в удовлетворении ходатайства в связи с непредоставлением запрошенных сведений.
2. Перечень информации, на которую распространяет действие отказ от конфиденциальности
Антимонопольному органу, рассматривающему Сделку, рекомендуется определить перечень информации, в отношении которой у Сторон запрашивается отказ от конфиденциальности. При этом, перечень информации, на которую распространяет действие отказ от конфиденциальности, определяется Сторонами по их собственному усмотрению.
Стороны могут предоставить как частичный отказ от конфиденциальности, ограничивающий объем и характер информации, которой Антимонопольный орган и Конкурентное ведомство, рассматривающее Сделку, могут обмениваться в ходе взаимных консультаций и(или) переговоров, так и полный отказ от конфиденциальности в отношении любых документов, заявлений и информации, которые Стороны передают Конкурентным ведомствам.
Перечень информации, в отношении которой действует отказ от конфиденциальности, может быть изменен выдавшими отказ от конфиденциальности Сторонами в любой момент до истечения срока действия отказа от конфиденциальности.
3. Срок действия отказа от конфиденциальности
Срок действия отказа от конфиденциальности может быть определен Сторонами непосредственно в тексте отказа от конфиденциальности.
В соответствии с международной правоприменительной практикой отказ от конфиденциальности предоставляется на срок рассмотрения соответствующей Сделки (до принятия окончательного решения по ней как Антимонопольным органом и/или иным Конкурентным ведомством-получателем отказа от конфиденциальности).
Стороны вправе указать иной срок, в рамках которого будет действовать отказ от конфиденциальности, который при этом не может превышать срок рассмотрения Сделки (т.е. до принятия окончательного решения по ней как Антимонопольным органом, так и иным Конкурентным ведомством).
При отсутствии в отказе от конфиденциальности определенного или определимого срока, отказ от конфиденциальности считается предоставленным до принятия окончательного решения по Сделке как Антимонопольным органом, так и Конкурентным ведомством, участвующим в консультациях и (или) переговорах по Сделке.
4. Сохранение режима конфиденциальности за пределами перечня информации, на которую распространяет действие отказ от конфиденциальности
При применении механизма отказа от конфиденциальности Антимонопольному органу рекомендуется учитывать, что Стороны вправе отказаться от конфиденциальности информации только в той мере, в которой такой отказ от конфиденциальности позволит Антимонопольному органу, обладающему информацией, подлежащей передаче, обмениваться ею с другим, прямо указанным в отказе от конфиденциальности, Конкурентным ведомством.
Отказ от конфиденциальности не означает согласия Сторон на раскрытие информации, подлежащей отказу от конфиденциальности, иным Конкурентным ведомствам и(или) третьим лицам.
Антимонопольный орган не вправе разглашать или передавать третьим лицам информацию, полученную в рамках консультаций и(или) переговоров с иным Конкурентным ведомством, на которую был выдан отказ от конфиденциальности, без специального согласия Сторон, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством о конфиденциальности информации, защите коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Запрос о даче согласия на разглашение или передачу информации третьим лицам направляется Сторонам Конкурентным ведомством, предоставившим информацию, на основании соответствующего обращения Антимонопольного органа.
Нарушение режима конфиденциальности информации, полученной в рамках консультаций и(или) переговоров с иным Конкурентным ведомством, на которую был выдан отказ от конфиденциальности, влечет ответственность в соответствии с национальным законодательством о конфиденциальности информации, защите коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Сведения, полученные в нарушение установленного режима конфиденциальности, не могут использоваться при анализе вл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательство о защите конфиденциальной информации, коммерческой и иной охраняемой законом тайны существенно ограничивает объем данных, которыми зарубежные антимонопольные ведомства могут обмениваться в процессе консультаций и переговоров при рассмотрении конкретной сделки экономической концентрации.
В связи с этим ФАС разработала рекомендации по применению механизма отказа от конфиденциальности (вейвера) при рассмотрении указанных сделок.
Стороны сделки могут добровольно отказаться от режима конфиденциальности, если посчитают, что это отвечает их интересам, в частности, будет способствовать объективному рассмотрению сделки и позволит российскому и зарубежным антимонопольным ведомствам принять единообразные решения.
Приведена форма отказа.
Рекомендации Федеральной антимонопольной службы "По применению механизма отказа от конфиденциальности (вейвера) при рассмотрении сделок экономической концентрации" (одобрено протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2019 г. N 2)
Текст рекомендаций опубликован не был