Настоящая методика применяется при оценке предложений заинтересованных федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей бизнес-, научного и экспертного сообщества, общественных и иных организаций по включению отдельных мероприятий в федеральные проекты комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - Комплексный план), а также пересмотру параметров ранее включенных мероприятий в федеральные проекты Комплексного плана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (вместе с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации) и Методическими указаниями по мониторингу и внесению изменений в Комплексный план, утвержденными Правительственной комиссией по транспорту.
Рассмотрение и оценка предложений по включению отдельных мероприятий в федеральные проекты Комплексного плана или пересмотру параметров ранее включенных мероприятий производится в соответствии с алгоритмом, представленным в приложении 1 к настоящей методике.
I. Основные положения
Оценка мероприятий проводится на основе типовой карточки мероприятия, заполняемой по форме согласно приложению 2 к настоящей методике, а также (при наличии) дополнительных и обосновывающих материалов.
В основе методики ранжирования отдельных мероприятий лежит определение вклада мероприятий в достижение целей, установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) для последующего включения их в федеральные проекты комплексного плана, а также оценки возможности и объемов государственной поддержки для их реализации.
Для возможности проведения оценки фактического вклада мероприятия в достижение целей Указа N 204 в федеральные проекты Комплексного плана включаются мероприятия, в рамках которых планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов до конца 2024 года. При этом к ранжированию также допускаются мероприятия, в результате реализации которых ввод в эксплуатацию объектов осуществляется позднее 2024 года. В случае успешного прохождения ранжирования данные мероприятия рекомендуются к реализации в рамках Стратегии пространственного развития, а также в составе иных документов стратегического планирования.
В федеральные проекты Комплексного плана могут быть включены мероприятия двух видов:
- "мероприятия развития", реализация которых вносит прямой количественно измеримый вклад в достижение целей Указа N 204, приводит к существенным изменениям транспортной доступности городов и регионов страны;
- "мероприятия жизнеобеспечения", к которым относятся следующие мероприятия:
мероприятия, в случае не реализации которых функционирующие транспортные объекты подлежат выводу из эксплуатации и (или) консервации ввиду нарушений требований безопасности, поскольку их эксплуатация технически невозможна или создает высокие риски возникновения аварийных ситуаций и происшествий;
социально значимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности на территориях в зоне тяготения мероприятия, поддержанию и улучшению условий транспортного сообщения с удаленными и труднодоступными территориями, в том числе мероприятия, обеспечивающие безальтернативные транспортные маршруты;
социально значимые мероприятия, направленные на гарантированное обеспечение снабжения регионов Крайнего Севера, восстановления транспортной инфраструктуры ввиду чрезвычайных ситуаций, не реализация которых гарантированно повлечет негативные последствия для сохранения уровня жизни населения.
В процессе ранжирования осуществляется сравнение мероприятий, относящихся к одному виду транспорта, при этом сравнение мероприятий, относящихся к разным видам транспорта, не производится. Мероприятия развития обладают значительными прямыми и косвенными социально-экономическими и бюджетными эффектами. Перечень мероприятий данного вида формируется таким образом, чтобы выполнить все поставленные задачи, достичь целевых показателей, определенных в пункте 15 Указа N 204, и максимизировать величину социально-экономических эффектов на 1 рубль государственной поддержки. Перечень мероприятий жизнеобеспечения определяется исходя из бюджетных лимитов и направлен на устранение критических проблем транспортной инфраструктуры, реконструкцию объектов, состояние которых угрожает жизни и здоровью людей, характеризуется значительными социальными эффектами.
Если мероприятие относится к жизнеобеспечивающему и одновременно обладает существенными экономическими эффектами, оно считается "мероприятием жизнеобеспечения".
Оценка и ранжирование мероприятий проводится в два этапа с учетом сложного и многопланового характера взаимосвязей между развитием транспорта и социально-экономическим развитием.
II. Предварительный отбор мероприятий
На первом этапе проводится экспресс-оценка (фильтрация) мероприятий развития на предмет соответствия целям Указа N 204, задачам экономического роста и достаточной степени проработанности (всего 4 группы критериев). За соответствие каждому критерию мероприятию начисляются баллы. Мероприятия, набравшие более половины максимально возможного количества баллов, проходят на второй этап оценки. Перечень критериев для первого этапа и их веса представлены в таблице 1.
Критерии группы 1 имеют наибольший вес (3 балла), поскольку отражают прямой вклад в достижение целей Указа N 204. Максимальное количество баллов, которое может быть присвоено мероприятию по критериям данной группы, составляет 9 баллов. В случае если мероприятие набрало больше баллов, в оценке учитываются только 9 баллов.
Критерии группы 2 направлены на учет влияния мероприятий на достижение целей и задач пространственного развития. Эти критерии позволяют оценить, возникают ли существенные социально-экономические эффекты от реализации того или иного мероприятия. Максимальный балл по критериям данной группы присваивается мероприятиям, которые вносят наибольший вклад в улучшение транспортной связанности страны.
Критерии группы 3 направлены на оценку привлекательности мероприятия для участия частных инвесторов в его финансировании.
Критерии группы 4 направлены на учет текущей проработанности мероприятия в части различной проектной документации, а также наличия благоприятных административных условий для его реализации. Максимальную оценку получат мероприятия, которые можно начать реализовывать в текущем или следующем году.
Предварительный отбор мероприятий стоимостью менее 1,5 млрд. рублей, соответствующих хотя бы одному критерию первой группы, и мероприятий, для реализации которых не требуются средства федерального бюджета, не проводится. Данные мероприятия признаются автоматически прошедшими предварительный отбор и проходят оценку только в рамках второго этапа.
Результаты предварительного отбора оформляются в табличной форме. В таблицах отражается перечень мероприятий, сгруппированных по степени готовности:
- первая группа - ведутся строительно-монтажные работы (далее - СМР);
- вторая группа - есть актуальная проектная документация;
- третья группа - стадия проектирования;
- четвертая группа - проекты-идеи (документация отсутствует).
В таблицах указываются все мероприятия, включая те, по которым баллы не начислялись (предварительный отбор был пройден автоматически (мероприятия стоимостью менее 1,5 млрд. рублей; мероприятия, не требующие финансирования за счет средств федерального бюджета; мероприятия жизнеобеспечения).
Результатом первого этапа оценки является перечень мероприятий развития с указанием количества набранных баллов по каждому мероприятию и перечень мероприятий жизнеобеспечения.
Таблица 1. Критерии первого этапа оценки
III. Ранжирование мероприятий по величине социально-экономических эффектов
На втором этапе мероприятия, прошедшие предварительный отбор, ранжируются на основе метода анализа затрат и выгод по величине 7 видов социально-экономических эффектов, которые определяются через специальные индикаторы, указанные в таблице 2.
В рамках второго этапа ранжирование мероприятий осуществляется последовательно:
Шаг 1. Определение значений индикаторов 7 видов эффектов для каждого мероприятия.
Шаг 2. Приведение индикаторов к масштабу от 0 до 1 по следующей формуле (нормирование проводится относительно максимального значения внутри видов транспорта):
,
где - нормированное значение j-го индикатора;
- исходное (ненормированное) значение j-го индикатора;
и
- минимальное и максимальное значение индикатора среди рассматриваемых мероприятий.
Шаг 3. Расчет итогового индекса социально-экономических эффектов:
где - Benefit ratio, индекс социально-экономических эффектов инфраструктурного мероприятия j.
Шаг 4. Типология мероприятий по соотношению выгод и затрат для государства.
Также на втором этапе силами Российского Фонда Прямых Инвестиций (РФПИ) и Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" по запросам Аналитического центра и (или) Минтранса России осуществляется оценка возможности привлечения внебюджетного финансирования в мероприятия федеральных проектов Комплексного плана.
Результатом второго этапа оценки являются группы мероприятий, выделенные по соотношению индекса экономических эффектов и величины требуемой государственной поддержки мероприятия. Решение о включении мероприятия из определенной группы в федеральные проекты Комплексного плана принимается на основе наиболее оптимального соотношения указанных параметров.
IV. Принятие решения о включении мероприятий в федеральные проекты Комплексного плана, корректировке перечня мероприятий федеральных проектов Комплексного плана и их финансировании за счет средств федерального бюджета
Перечень мероприятий, которые могут претендовать на финансирование из федерального бюджета в рамках федеральных проектов Комплексного плана, должен обеспечивать выполнение задач и целевых показателей, определенных в пункте 15 Указа N 204, и вносить максимальный вклад в экономическое развитие России наиболее оптимальным способом с точки зрения объема государственной поддержки. При этом необходимо придерживаться следующих принципов:
1) мероприятия жизнеобеспечения и мероприятия на стадии реализации получают первый приоритет;
2) среди всех возможных вариантов перечней мероприятий, выполняющих задачи Указа N 204, оптимальным считается тот, который обеспечивает наибольшую величину индекса социально-экономических эффектов для государства с учетом бюджетных ограничений;
3) сформированный перечень мероприятий должен быть достаточным для выполнения каждой задачи, определенной в пункте 15 Указа N 204;
4) при формировании перечня мероприятий учитываются приоритеты пространственного развития России, определенные в Стратегии пространственного развития России.
Следует сопоставлять суммарно возможный дополнительный объем финансирования федерального проекта Комплексного плана и заявленный объем средств на реализацию отдельного мероприятия.
Также необходимо учитывать наличие синергетического эффекта, при котором реализация перечня взаимосвязанных мероприятий может дать больший суммарный эффект, чем реализация нескольких независимых мероприятий.
Сокращение общего объема средств, выделенного на реализацию федеральных проектов Комплексного плана, производится путем приостановки финансирования мероприятия, имеющего наименьший BR из числа финансируемых, или сокращения финансирования отдельных мероприятий при условии, что данная корректировка окажет минимальное влияние на возможность достижения целей Указа N 204.
Объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятия, изначально учтенный при проведении оценки, может быть изменен в результате разработки/уточнения ТЭО и (или) модели финансирования мероприятия. В данном случае индекс BR повторно рассчитывается, что может изменить место указанного мероприятия в рейтинге и повлиять на возможность включения данного мероприятия в соответствующий федеральный проект Комплексного плана.
При появлении нового, ранее не рассматриваемого мероприятия с вводом в эксплуатацию в период до 2024 года и успешного прохождения им процесса ранжирования данное мероприятие может быть интегрировано в федеральный проект Комплексного плана во время актуализации федеральных проектов Комплексного плана при формировании бюджета на очередной плановый период. Это может повлечь за собой исключение из федерального проекта Комплексного плана мероприятий, имеющих меньший BR с учетом дальнейших их исключения.
Таблица 2. Индикаторы социально-экономических эффектов от мероприятия
N |
Эффект |
Виды транспорта/ направление/ сектор |
Влияние на экономику |
Индикаторы |
Источник данных |
Краткосрочные эффекты (этап строительства) | |||||
1. |
Эффект инвестиционного спроса на этапе строительства1 |
Дорожное хозяйство, железнодорожный, внутре |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика ранжирования отдельных мероприятий, включаемых в федеральные проекты комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года (утв. Правительственной комиссией по транспорту (протокол от 29 января 2019 г. N 1))
Текст методики опубликован не был