Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 56-АПГ18-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Производственного кооператива "Восход", акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" о признании недействующими Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 (в редакции от 28 марта 2018 г. N 14) в части по апелляционной жалобе Производственного кооператива "Восход" на решение Приморского краевого суда от 9 октября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Производственного кооператива "Восход" по доверенности Хвалько О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Департамента градостроительства Приморского края по доверенности Мазурова М.А. и Янковой А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила
решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 (далее - Решение) утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки).
Производственный кооператив "Восход" (далее - ПК "Восход"), акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (далее - акционерное общество, АО "Корпорация развития Дальнего Востока") обратились в Приморский краевой суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующими с 4 апреля 2018 г. Правила землепользования и застройки (в редакции от 28 марта 2018 г.) в части установления в границах находящегося у ПК "Восход" в аренде земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:6356 территориальной зоны Ж3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами от 5 до 8 этажей, включая мансардный), а также территории, в границах которой предусматривается деятельность по ее комплексному и устойчивому развитию.
В обоснование заявленных требований ПК "Восход" указал, что на основании соглашения от 14 марта 2018 года N СПВ-523/18 (далее - Соглашение) об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток ПК "Восход" является резидентом свободного порта Владивосток, согласно которому взял на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта "Строительство жилого комплекса во Владивостоке", состоящего из двух 25-этажных домов и автопарковки в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:6356. На момент заключения оглашения действовали Правила землепользования и застройки в предыдущей редакции, согласно которой земельный участок располагался в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (свыше 5-ти этажей). Максимальное количество этажей не регламентировалось. Отнесение спорного участка к территориальной зоне среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) противоречит положениям статей 31 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы истца, поскольку исключает возможность реализации инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса.
Решением Приморского краевого суда от 9 октября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПК "Восход" просит отменить решение суда. В обоснование указывает на несоответствие выводов суда нормам материального права и обстоятельствам дела. В частности, не соглашается с выводом суда о первичности Генерального плана перед Правилами землепользования и застройки.
Департаментом градостроительства Приморского края представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию регулируются законодательством о градостроительной деятельности, которое состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 4 и часть 1 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки в силу пункта 8 части 1 ГрК РФ - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 8 части 1 ГрК РФ" имеется в виду "пункта 8 статьи 1 ГрК РФ"
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Уставом города Владивостока, принятым решением Думы г. Владивостока 3 марта 2005 г. N 49 (в редакции от 28 августа 2009 г.), утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения города Владивостока (пункт 26 части 1 статьи 5).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 г. N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний, переданы Администрации Приморского края или уполномоченным ею органам исполнительной власти Приморского края (пункт 4 части 1 статьи 2).
Абзацем третьим подпункта 2.1.7.1 пункта 2.1.7 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 196-па (в редакции от 27 июня 2017 г.), установлено, что Департамент в области территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий осуществляет полномочия Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Распоряжением Департамента от 28 марта 2018 г. N 14 внесены изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, включающее в себя карту градостроительного зонирования. Данный правовой акт для всеобщего сведения размещен 4 апреля 2018 г. на официальном портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.pravo.gov.ru) и опубликован 11 апреля 2018 г. в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 43(1537).
Как правильно указано судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки, а также внесенные в них изменения в соответствующие периоды времени приняты уполномоченными органами в пределах установленной компетенции с соблюдением требований к форме акта, процедуре принятия и порядку введения их в действие и по этим основаниям не обжалуются.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, что следует из части 1 статьи 33 названного кодекса.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ в редакции от 29 декабря 2017 г.).
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования, которые обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Судом установлено, что решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 г. N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 25:28:010020:6356 отнесен к функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами.
В свою очередь, из материалов дела следует, что согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа Правил землепользования и застройки (в оспариваемой редакции) указанный земельный участок относится к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный).
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии оспариваемого нормативного акта соблюдены нормы статей 1, 9, 31, 34 ГрК РФ, 35 ГрК РФ, и отнесение на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа Правил землепользования и застройки земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:6356 к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами соответствует функциональной жилой зоне, установленной для этого земельного участка Генеральным планом.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у административного истца статуса резидента свободного порта Владивосток не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку установленные статьей 28 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток не изменяют определенный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований, относящихся к свободному порту Владивосток.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 9 октября 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Производственного кооператива "Восход" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 56-АПГ18-19
Текст определения опубликован не был