Минпросвещения России совместно с Фондом социально-культурных инициатив под председательством Медведевой С.В. рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе "Горячее сердце", в день Торжественной церемонии награждения лауреатов 1 марта 2019 года (далее - Урок мужества).
Целью проведения Урока мужества является формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества прилагаются.
Электронная версия Почетной книги "Горячее сердце" размещена на сайте Фонда социально-культурных инициатив http://cordis.fondsci.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение: на 36 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
И.А. Михеев |
Методические рекомендации
по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце", в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лауреатов в Москве (1 марта 2019 года)
Введение
В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерства просвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитание патриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на примерах жизни настоящих, а не виртуальных героев - путь, основанный на традициях нашего народа.
Герои на Руси всегда почитались независимо от общественного строя и политической власти. В разные годы герои нашего Отечества именовались по-разному: народные герои-богатыри, Кавалеры высших орденов, Георгиевские кавалеры, герои Советского Союза, Кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы, Герои Социалистического труда, Кавалеры орденов Советского Союза, герои Российской Федерации, Кавалеры орденов современной России, но почитались и преклонялись перед ними всегда одинаково.
Всех наших героев объединяет, наряду с общей Родиной, важнейший фактор - истоки их героизма и мужества, истоки их подвигов - проявление патриотических чувств, которые всегда были и остаются национальным достоянием нашего Отечества.
Что такое героизм? Героизм - это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги, потому что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни.
За многовековую героическую историю Россия имеет такое количество подвигов, которого нет ни у одного другого государства в мире, не было и не будет такого количества Героев Отечества.
Но это были точно такие же люди, как и мы с вами, только готовые отдать жизнь ради других. И в современной России традиция проявления героизма продолжается. Мы снова и снова узнаем о случаях проявления самоотверженности и героизма среди всех слоев общества, включая детей, в основе которых - неравнодушие, добрая воля людей, самопожертвование.
Подрастающее поколение должно знать имена своих героев, в чем заключается их подвиг, равняться на них. Именно с этой целью ежегодно проводится Урок мужества в школах России.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения Урока мужества, посвященного Всероссийской общественно-государственной инициативе "Горячее сердце" (далее соответственно - Инициатива, Урок мужества).
Инициатором проведения Урока мужества является Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Фондом социально-культурных инициатив (далее - ФСКИ).
Каждый год в свет выходит Почетная книга "Горячее сердце", где описаны истории всех обладателей награды. Эта книга является незаменимым подспорьем для родителей и педагогов при проведении бесед и воспитательной работы с детьми и молодежью. Книга вручается лауреатам при награждении, а также направляется в каждый субъект РФ.
Электронная версия почетной книги опубликована на официальных сайтах ФСКИ и Инициативы, что является публичным объявлением итогов Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце".
Предлагаемые методические рекомендации направлены на расширение деятельности Инициативы через создание в каждой республике, области, городе, школе своей книги Героев. Для обеспечения доступности материалов о героях предлагаем сделать с детьми электронную версию.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников общеобразовательных организаций и направлены на формирование гражданско-патриотических компетенций обучающихся, включающих формирование гражданской позиции, развитие представлений молодежи об ответственном, нравственном поведении, сострадании к слабым и беззащитным, о возможностях спасения себя и окружающих в экстремальных ситуациях.
Методические рекомендации ориентированы на решение следующих задач:
- оказать организационно-методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций в организации и проведении Урока мужества;
- представить необходимое, достоверное содержание для проведения Урока мужества и мероприятий, сопровождающих его;
- изложить сценарный план Урока мужества с учетом использования современных технологий, в контексте требований духовно-нравственного воспитания в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Использование данных методических рекомендаций поможет педагогическим работникам в выборе достоверной официальной информации о героических примерах людей современной России, форм, методов и актуальных, в том числе информационных, технологий проведения Урока мужества, в соответствии с возрастными особенностями и запросами обучающихся.
Ожидаемым результатом использования данных методических рекомендаций должно стать качественное и глубокое по смыслу проведение Урока мужества в российских школах, который станет важной частью в системе формирования личности обучающегося как гражданина и патриота России.
Общая информация о Всероссийской
общественно-государственной инициативе "Горячее сердце"
2013 год
Старт инициативы. Сформирован организационный комитет Инициативы под председательством Светланы Владимировны Медведевой.
Инициатива поддержана Минобрнауки России, МЧС России, МВД России, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.
17 декабря 2013 года на заседании Оргкомитета утверждено Положение о Всероссийской общественно-государственной инициативе "Горячее сердце".
Проведен Всероссийский конкурс на лучший эскиз нагрудного знака "Горячее сердце".
Федеральное государственное унитарное предприятие "ГОЗНАК" представило окончательный вариант новой награды, который был утвержден единогласным решением Оргкомитета.
2014 год
В Оргкомитет поступило 1 497 представлений на награждение от государственных, общественных организаций и физических лиц из 76 субъектов Российской Федерации восьми федеральных округов.
Лауреатами стали 128 человек (2 из них посмертно) и две общественные организации. В этот список были включены все без исключения спортсмены- паралимпийцы в возрасте до 23 лет, участвовавшие в XI Зимних паралимпийских играх в Сочи и ставшие примерами упорства, трудолюбия, веры в свои силы и победу.
Издана Почетная книга "Горячее сердце" с именами лауреатов Инициативы 2014 года.
Создан официальный сайт Инициативы - www.cordis.ru, на котором размещены новости Инициативы, фото и видеоматериалы проекта.
В ФГБОУ ДО "Всероссийский детский центр "Смена" организована первая тематическая смена для "горячих сердец".
2015 год
В состав организаторов Инициативы вошло Министерство обороны Российской Федерации.
В Оргкомитет поступило 1 236 представлений на награждение из 85 субъектов Российской Федерации девяти федеральных округов.
К награде представлены 127 человек (5 из них посмертно) и 8 общественных организаций.
В 2015 году состоялась премьера гимна "Горячих сердец", написанного композитором Федором Степановым на слова Заслуженного артиста Российской Федерации Александра Михайличенко.
При поддержке Фонда социально-культурных инициатив студия "Остров" выпустила документальный фильм "Горячее сердце" о лауреатах инициативы, поднимающий вопросы патриотизма, исторической связи поколений, неравнодушного отношения к окружающим людям, готовности и способности прийти на помощь (режиссер Н. Петрова).
По инициативе Фонда социально-культурных инициатив в социальной сети "ВКонтакте" открыта официальная группа общественно-государственной инициативы "Горячее сердце" https://vk.com/responsive_heart для объединения ребят, ставших лауреатами Инициативы.
2016 год
В адрес Инициативы поступило 959 представлений на награждение из 84 субъектов Российской Федерации.
Оргкомитет утвердил решение наградной комиссии о награждении в 2016 году 120 лауреатов Инициативы - 7 детских и молодежных общественных организаций и 113 ребят (3 из них посмертно).
Министерство образования и науки Российской Федерации разработало методические рекомендации для проведения во всех образовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока мужества, посвященного лауреатам инициативы на основе материалов Почетной книги "Горячее сердце".
В ФГБОУ ДО "Всероссийский детский центр "Орленок" организована профильная смена для "горячих сердец". Ребята становятся участниками тематических занятий, переговорных площадок, акций и социально значимых мероприятий смены. Ключевым мероприятием профильной смены становится "Диалог о повседневном мужестве".
Организуются встречи "горячих сердец" с ребятами из других отрядов. Из-за доверительной и теплой атмосферы, в которой они проходят, беседы получили название "Теплые встречи".
2017 год
В адрес Оргкомитета поступило 1 115 представлений на награждение из 85 субъектов Российской Федерации.
Лауреатами Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце-2017" стали 132 человека (7 из них посмертно) и 9 общественных организаций и объединений.
Прошла третья тематическая смена "Горячее сердце" в ФГБОУ ДО "Всероссийский детский центр "Орлёнок"
2018 год
На официальный сайт Инициативы поступило 940 представлений на награждение из 85 регионов Российской Федерации. Лауреатами Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце-2018" стали 156 человек (трое из них посмертно) и 8 общественных организаций и объединений.
Прошла тематическая смена "Горячее сердце" в ФГБОУ ДО "Всероссийский детский центр "Орленок".
2019 год
В адрес Оргкомитета на награждение в 2019 году из 85 регионов Российской Федерации поступило 868 представлений. Лауреатами Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце-2019" стали 140 человек (четверо из них посмертно) и 5 общественных организаций и объединений.
К сожалению, среди молодых героев есть те, кто награжден посмертно. Это невосполнимая утрата не только для родителей, но и для всех нас, пример истинного мужества и отваги, крепости духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах спасенных людей.
Имена всех лауреатов внесены в Почетную книгу "Горячее сердце-2019", электронная версия которой размещена на официальных сайтах Фонда социально-культурных инициатив www.fondsci.ru и сайте Инициативы "Горячее сердце" www.cordis.fondsci.ru. Публикация книги является официальным объявлением итогов Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце" в 2019 году.
За шесть лет существования Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце" со всех уголков страны в Оргкомитет поступило более 6 300 представлений на награждение, награды удостоены 835 ребят и общественных организаций.
Ежегодно для лауреатов Инициативы "Горячее сердце" школьного возраста в ФГБОУ ДО "Всероссийский детский центр "Орленок" Министерством просвещения Российской Федерации организуются тематические смены. Ребята участвуют в многочисленных мероприятиях, активно общаются с ровесниками из других смен. Аналогичная профильная смена запланирована и в этом году.
Нагрудный знак "Горячее сердце" представляет собой ромбовидную четырехлучевую звезду, декорированную сиянием из центра. Штралы между лучами звезды выполнены в виде букетика ландыша, символа новой жизни, силы любви и верности. Согласно легенде, ландыши выросли на месте упавших капель крови Святого Георгия, пролитой в битве с драконом. Тычинки соцветий огранены алмазной гранью. В середине основы знака помещена накладка с изображением стилизованного сердца, в котором прорастает росток огненного цветка. Цвет знака серебристый. Накладка выполнена с применением эмалей синего и красного цвета, создающих ассоциацию с цветами российского флага.
Награждение нагрудным знаком "Горячее сердце" сопровождается вручением лацканного знака, который является копией накладки знака, и может носиться повседневно.
Символом "Горячее сердце" награждаются детские и молодежные общественные организации и объединения.
Рекомендации по проведению Урока мужества
Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Фондом социально-культурных инициатив рекомендуют провести в общеобразовательных организациях Урок мужества, посвященный лауреатам Всероссийской общественно-государственной инициативы "Горячее сердце", в день Торжественной церемонии награждения и чествования лауреатов.
Урок мужества является наиболее эффективной формой формирования у обучающихся на реальных примерах героических поступков их сверстников:
- убеждений в значимости добра и взаимопомощи в современном мире;
- умений действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке;
- умений мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели;
- готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование ради спасения жизни других людей;
Цели Урока мужества:
- формирование у обучающихся готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества, через осознание важности поступков, отражающих нравственную силу человека при преодолении страха, равнодушия, душевной "лени" на примерах отважного, высоко оцененного обществом поведения их сверстников;
- формирование у обучающихся готовности стойко преодолевать сложные семейные ситуации, ограничения в здоровье, не опускать руки даже в самых сложных ситуациях на примере лауреатов Инициативы.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
- включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры "горячих сердец" России;
- организация взаимодействия обучающихся с молодежными и детскими общественными объединениями, такими как Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников" (далее - РДШ), всероссийское военно-патриотическое общественное движение "ЮНАРМИЯ" (далее - ЮНАРМИЯ), некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;
- формирование навыков социального проектирования;
- повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, животным, нуждающимся в помощи.
Образовательная часть Урока мужества иллюстрируется героическими примерами лауреатов Инициативы и другими героическими поступками. Использование технологий социального проектирования в ходе подготовки и проведения Урока мужества позволит не только вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах детей, познакомить их с судьбами сверстников из различных субъектов Российской Федерации, но и получить новые знания и умения.
Организация Урока мужества предполагает несколько этапов.
I. Подготовительный этап
- изучение обучающимися информации об Инициативе и ее героях в рамках проектной деятельности;
- подготовка видеоряда (4-5 сюжетов) из медиа-архива Инициативы о лауреатах и их подвигах на сайте школы. Медиа-архив Инициативы http://cordis.fondsci.ru/media/videos-2018.html
- запись гимна "Горячих сердец" с официального сайта Инициативы http://cordis.fondsci.ru/documents/hymn.html;
- оформление места проведения Урока мужества: высказывания о мужестве, иллюстративный материал об Инициативе и награжденных Нагрудным знаком;
- проведение фестиваля социальных проектов среди групп старшеклассников, направленных на оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается;
- приглашение гостей из числа представителей органов исполнительной и законодательной власти, родителей (или законных представителей) и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением, региональных представителей РДШ и ЮНАРМИИ;
- подготовка оборудования: компьютер, проекционное оборудование.
Для организации и проведения урока рекомендуем активно привлекать членов РДШ и ЮНАРМИИ, органов школьного самоуправления.
Стартовым этапом проведения Фестиваля рекомендуем сделать знакомство с успешно реализованными социально значимыми проектами и инициативами, реализованными в России, вашем регионе.
II. Этап проведения общешкольных мероприятий
Примеры тематических мероприятий:
1. Общешкольная линейка с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, педагогических работников, родителей (законных представителей) и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.
2. Дебаты - дискуссия "Каждый может быть героем?", "Подлинные и ложные герои", "Альтернатива для героя?".
3. Сочинение-рассуждение "Выбор за Вами".
4. Виртуальная игра "Несекретные материалы" (что нужно знать об использовании интернет-ресурсов).
5. Веб-квест "Помощь в моем мобильном".
6. Видеочат "А все могло бы быть иначе" (просмотр и обсуждение фильма о спасенных рыбаках на льдине).
7. Круглые столы:
"Поговорим о семейных традициях и героях";
"Хорошая семья - здоровая нация".
8. Устные журналы:
"Спорт поможет стать Героем";
"Что такое "ГТО?";
"Психология Героизма".
9. Акции:
"Азбучные правила стрессоустойчивости";
"Бумеранг добра";
"Азбучные правила самозащиты".
10. Флешмобы (с целью привлечения внимания к проблеме готовности прийти на помощь другому человеку).
11. Конкурсы:
- мини-проектов "Героем можешь ты не стать, но гражданином быть обязан!";
- буклетов (с целью пропаганды гражданско-патриотических ценностей);
- агитбригад (с целью распространения знаний о современных Героях, Инициативе);
- волонтерских отрядов (с целью получения социального опыта милосердия и участия к людям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, престарелым).
Мероприятия рекомендуется сопровождать гимном Инициативы, показом видеоряда Героев. Рекомендуется старшеклассникам почтить память ребят и всех погибших при спасении и павших за защиту страны минутой молчания.
III. Этап проведения Урока мужества
Урок Мужества (для обучающихся 1-4 классов)
Цель: расширение у детей объема знаний о появлении героизма среди сверстников; формирование гражданско-патриотических ценностей; создание условий для формирования и развития гражданско-патриотической культуры личности ребенка.
Форма проведения: внеурочное занятие.
Используемые технологии: кейс-обучение, проектная деятельность, элементы проблемного обучения, тренинг.
Направление дискуссии: "Доброта спасет мир".
1. Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества, информирование об Инициативе.
2. Актуализация знаний.
2.1. Уважаемые ребята! Мы с вами начинаем социальный проект "Электронная книга Героев нашего района". Сегодня мы с вами внесем наш вклад в разработку этого проекта.
Групповая работа: группам предлагаются следующие вопросы и задания: Каких людей Вы хотели бы видеть среди своих друзей? Какими качествами они должны обладать? Что такое доброта? Из чего состоит доброта? Как можно узнать доброго человека?
Данное задание можно предъявить с помощью следующих приемов: "Согласен - Не согласен", "Да - нет", "Я беру тебя с собой", "Снежный ком", "Шаг за шагом", "До-После", стратегия ТРКМ* "Вопросительные слова" (как? что? где? почему? сколько? откуда? какой? зачем? каким образом? какая взаимосвязь? из чего состоит? каково назначение?), "Корзина идей, понятий, имен", "Видеозарисовка", "Портрет известного человека", "Визуальный ряд".
Возможна видеозарисовка о героях Инициативы и героях района, города, области, республики.
2.2. Задание-тренинг "Богатство героя".
Цель: создание условий для понимания того, что за любым героическим поступком стоит доброе отношение человека к людям, миру.
Этапы выполнения:
1. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: "Представьте, что Вы оказались на пожаре. Вам разрешают взять с собой только семь качеств личности человека, которые помогут Вам справиться с ситуацией, чтобы помочь себе и другим людям". Выбранные объекты записываются на листе бумаги.
2. Второй этап: "Через некоторое время к Вам на помощь приходит Ваш знакомый (друг). У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с Вашими, 14. Но остаться могут только семь". Организуется работа в парах. Цель: составить один список, включающий семь пунктов.
3. На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.
4. На четвертом этапе ребята оставляют только те качества, которые им пригодятся в будущем.
Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, мужество, смелость, самопожертвование, сочувствие, терпение, любовь, доброта - для того, чтобы оставаться человеком в любых условиях).
Обсуждаются вопросы:
- Какие чувства возникали по ходу упражнения?
- Что оказалось самым ценным для нашей группы?
- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?
- Какие качества являются главными для человека XXI века?
С целью проверки ответов обучающихся на вопросы и помощи в выполнении задания могут использоваться следующие определения понятий, которые выводятся на экран:
мужество - спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, проявить мужество, душевная стойкость и смелость (Толковый словарь Ушакова);
мужество - см. храбрость (словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, под. ред. Н. Абрамова, М.: русские словари, 1999); мужество смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм (Словарь синонимов);
мужество - 1. храбрость, отвага, доблесть: истягну умь крепостiю своею и поостри сердца своего мужествомъ. 5. радуяся въ уности добродтели искусъ приятова, еустафие, дти лишенъ бывая и съвьрьстьница твоея пленение престрада тьрьпньно, поносивъ (словарь-справочник "Слово о полку Игореве");
мужество - в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах (библейская энциклопедия Брокгауза);
мужество - храбрость, присутствие духа в опасности, проявить м. и стойкость (толковый словарь Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.);
мужество - см. храбрость (источник: "Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости" www.foxdesign.ru; сводная энциклопедия афоризмов);
мужество - качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели (Большая психологическая энциклопедия);
мужество - беспредельное мужество, беспримерное мужество, большое мужество, величайшее мужество, исключительное мужество, настоящее мужество, немалое мужество, необыкновенное мужество, непоколебимое мужество, несгибаемое мужество, огромное (словарь русской идиоматики);
мужество - одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси (Русская история);
смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями (Философский словарь http://slovariki.org/filosofskij-slovar/11677);
самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других (толковый словарь Ожегова) http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27759;
сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, к чужому горю (толковый словарь Ожегова) http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=СОЧУВСТВИЕ;
терпение - настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе (толковый словарь Ожегова) http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=ТЕРПЕНИЕ;
любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности к родине, к родителям, к детям, к людям (толковый словарь Ожегова) http://slovari.299.ru/word.php?id=14969&sl=oj;
доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (толковый словарь Ожегова) https://glosum.ru/Значение-слова-Доброта.
3. Содержательный этап занятия.
В группах начните разработку проекта на тему: "Калейдоскоп героических поступков и качества в их основе". Используйте кейсы.
Этапы работы:
- Изучите кейс 1. Группа 1.
- Изучите кейс 2. Группа 2.
- Изучите кейс 3. Группа 3.
- Запишите на видео выступление каждой из группы.
- Представьте Ваш видеофрагмент. Представители всех групп.
Кейс 1
Распределите роли. Прочитайте (прослушайте) в группе информацию о лауреате(-ах) Инициативы "Горячее сердце" за 2019 год. Выберите тех героев, которые приняли участие в спасении других детей в чрезвычайных ситуациях.
Два ученика создают рассказ о герое(-ях), используя материалы Инициативы и опросов ребят в классе. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.
Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).
Опросный лист
Вопрос |
Ответ |
Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя самопожертвования? |
|
Как ты думаешь, значение слов "мужество" и "героизм" - одинаковое? |
|
Для тебя важна "доброта"? |
|
Какие качества для тебя главные? |
|
Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей? |
|
Кейс 2
Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы "Горячее сердце" за 2019 год. Выберите тех героев, которые, приняли участие в волонтерской деятельности.
Два ученика создают рассказ о герое(-ях), используя материалы Инициативы и опросов ребят в классе. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.
Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).
Опросный лист
Вопрос |
Ответ |
Были ли в твоей жизни случаи участия в волонтерской деятельности? |
|
Как ты думаешь, значение слов "участие в жизни других людей" и "героизм" - одинаковое? |
|
Для тебя важна "доброта"? |
|
Духовные ценности для тебя главные? |
|
Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей? |
|
Кейс 3
Распределите роли. Прочитайте (прослушайте) в группе информацию о лауреате(-ах) Инициативы "Горячее сердце" за 2019 год. Выберите тех героев, которые умеют преодолевать свои физические ограниченные возможности и показывают пример стойкости.
Два ученика создают рассказ о герое(-ях), используя материалы Инициативы и опросов ребят в классе. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.
Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).
Опросный лист
Вопрос |
Ответ |
Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя терпения и стойкости? |
|
Как ты думаешь, значение слов "человек с инвалидностью - чемпион" и "героизм" - одинаковое? |
|
Для тебя важна "доброта"? |
|
Духовные ценности для тебя главные? |
|
Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей? |
|
Защита проектов.
Критерии оценки.
Полнота использования материала Инициативы и опросного листа.
Участие всех членов группы.
Эстетичность представления.
Аргументированность ответов и пояснений по ходу обсуждения Ваших рассказов.
4. Рефлексия учебной деятельности на занятии
Заполните таблицу
Знаю |
Не знаю |
Непонятно |
Хочу узнать подробнее |
Узнал новое |
|
|
|
|
|
- Ребята! Сегодня мы с вами обсуждали очень важную проблему, высказали разные точки зрения и пришли к одному выводу: каждый человек должен быть готовым нести ответственность за экстремальную ситуацию в жизни, для этого у него должны быть сформированы главные ценности: доброта, отзывчивость на боль другого человека, смелость и мужество для преодоления страха.
Мы записали наши рассказы о Героях, и теперь они войдут в электронную Книгу о Героях нашего района, которая будет размещена на сайте нашей школы.
Домашнее задание.
- Напишите письмо-рассуждение, сделайте рисунок для сверстника-героя, чьи героические поступки вы обсуждали на уроке, на тему "Почему люди совершают Героические поступки?"
Урок Мужества (для обучающихся 5-7 классов)
Цель: расширение у детей объема знаний о появлении героизма среди сверстников; формирование гражданско-патриотических ценностей; создание условий для формирования и развития гражданско-патриотической культуры личности ребенка.
Форма проведения: внеурочное занятие.
Используемые технологии: кейс-обучение, проектная деятельность, элементы проблемного обучения, тренинг.
Направление дискуссии: "Ценности XXI века".
1. Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества, информирование об Инициативе
2. Актуализация знаний.
Уважаемые ребята! Мы с вами начинаем социальный проект "Электронная книга Героев нашего района". Сегодня мы с вами внесем наш вклад в разработку этого проекта.
Групповая работа: группам предлагаются следующие вопросы и задания: Что такое ценности? Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?
Данное задание можно предъявить с помощью следующих приемов: "Видеозарисовка", "Портрет известного человека", "Визуальный ряд", "Логическая цепочка", "Жокей и лошадь" (поиск синонимов и антонимов словам доброта и мужество), создание проблемной ситуации "с удивлением", "с затруднением", подводящий к проблеме диалог, использование приема "Яркое пятно".
Задание-тренинг 1. "Из прошлого в будущее"
Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентация в спектре возможных ценностей.
Этапы выполнения:
1. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: "Представьте, что Вы оказались в 1941 году, под Москвой, где вам предстоит принять участие в боевых действиях. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как материальные, так и духовные ценности". Выбранные объекты записываются на листе бумаги.
2. Второй этап: "Через некоторое время к вам в часть попадает Ваш знакомый. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь". Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.
3. На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.
4. На четвертом этапе ребята оставляют только те ценности, которые им пригодятся в XXI веке.
Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях; мужество, смелость, самопожертвование, сочувствие, терпение, любовь, доброта - для того чтобы оставаться человеком в любых условиях).
Обсуждаются вопросы:
- Какие чувства возникали по ходу упражнения?
- Как проходило обсуждение в вашей группе?
- Что оказалось самым ценным для нашей группы?
- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?
- Какие духовные ценности являются главными для человека XXI века?
С целью проверки ответов обучающихся на вопросы и помощи в выполнении задания могут использоваться следующие определения понятий, которые выводятся на экран:
Ценности - это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию. Психологическое понятие "система ценностей" подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.
Виды ценностей:
Духовные - нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.
Материальные - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т.д.) и блага более высокого порядка (средства производства);
мужество - спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, проявить мужество, душевная стойкость и смелость (Толковый словарь Ушакова);
мужество - см. храбрость (словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, под. ред. Н. Абрамова, М.: русские словари, 1999; мужество смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм (Словарь синонимов);
мужество - 1. храбрость, отвага, доблесть: истягну умь крепостiю своею и поостри сердца своего мужествомъ. 5. радуяся въ уности добродтели искусъ приятова, еустафие, дти лишенъ бывая и съвьрьстьница твоея пленение престрада тьрьпньно, поносивъ (Словарь-справочник "Слово о полку Игореве");
мужество - в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах (Библейская энциклопедия Брокгауза);
мужество - храбрость, присутствие духа в опасности, проявить м. и стойкость (толковый словарь Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.);
мужество - см. храбрость (источник: "Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости." www.foxdesign.ru (Сводная энциклопедия афоризмов);
мужество - качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели (Большая психологическая энциклопедия);
мужество - беспредельное мужество, беспримерное мужество, большое мужество, величайшее мужество, исключительное мужество, настоящее мужество, немалое мужество, необыкновенное мужество, непоколебимое мужество, несгибаемое мужество, огромное (Словарь русской идиоматики);
мужество - одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси (Русская история);
смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями (Философский словарь http://slovariki.org/filosofskij-slovar/11677);
самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других (толковый словарь Ожегова) http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27759;
сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, к чужому горю (толковый словарь Ожегова) http:/ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=СОЧУВCTВИЕ;
терпение - настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе (толковый словарь Ожегова) http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=ТЕРПЕНИЕ;
любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности к родине, к родителям, к детям, к людям (толковый словарь Ожегова) http://slovari.299.ru/word.php?id=14969&sl=oj;
доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (толковый словарь Ожегова) https://glosum.ru/Значение-слова-Доброта.
3. Содержательный этап занятия.
В группах начните разработку проекта на тему: "Калейдоскоп героических поступков и духовные ценности в их основе". Используйте кейсы.
Этапы работы:
- Изучите кейс 1. Группа 1.
- Изучите кейс 2. Группа 2.
- Изучите кейс 3. Группа 3.
- Сделайте презентацию. Группы 1, 2, 3.
- Расскажите, что вы выяснили. Представители всех групп.
Кейс 1
Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы "Горячее сердце" за 2019 год. Выберите тех героев, которые приняли участие в спасении других детей в чрезвычайных ситуациях.
Два ученика создают рассказ о герое(-ях), используя материалы Инициативы и опросов ребят в классе. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.
Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).
Опросный лист
Вопрос |
Ответ |
Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя самопожертвования? |
|
Как ты думаешь, значение слов "мужество" и "героизм" - одинаковое? |
|
Для тебя важна "доброта"? |
|
Духовные ценности для тебя главные? |
|
Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей? |
|
Кейс 2
Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы "Горячее сердце" за 2019 год. Выберите тех героев, которые приняли участие в волонтерской деятельности.
Два ученика создают рассказ о герое(-ях), используя материалы Инициативы и опросов ребят в классе. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.
Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).
Опросный лист
Вопрос |
Ответ |
Были ли в твоей жизни случаи участия в волонтерской деятельности? |
|
Как ты думаешь, значение слов "участие в жизни других людей" и "героизм" одинаковое? |
|
Для тебя важна "доброта"? |
|
Духовные ценности для тебя главные? |
|
Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей? |
|
Кейс 3
Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы "Горячее сердце" за 2019 год. Выберите тех героев, которые умеют преодолевать свои физические ограниченные возможности и показывают пример стойкости.
Два ученика создают рассказ о герое(-ях), используя материалы Инициативы и опросов ребят в классе. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.
Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).
Опросный лист
Вопрос |
Ответ |
Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя терпения и стойкости? |
|
Как ты думаешь, значение слов "человек с инвалидностью - чемпион" и "героизм" - одинаковое? |
|
Для тебя важна "доброта"? |
|
Духовные ценности для тебя главные? |
|
Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей? |
|
Защита проектов.
Критерии оценки.
Полнота использования материала Инициативы и опросного листа.
Участие всех членов группы.
Эстетичность представления.
Аргументированность ответов и пояснений по ходу обсуждения Ваших рекомендаций.
4. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Заполните таблицу
Знаю |
Не знаю |
Непонятно |
Хочу узнать подробнее |
Узнал новое |
|
|
|
|
|
- Ребята! Сегодня, мы с вами обсуждали очень важную проблему, высказали разные точки зрения и пришли к одному выводу: каждый человек должен быть готов нести ответственность за экстремальную ситуацию в жизни, для этого у него должны быть сформированы главные ценности: доброта, отзывчивость на боль другого человека, смелость и мужество для преодоления страха.
Домашнее задание.
- Напишите письмо-рассуждение для сверстника-героя, чьи героические поступки вы обсуждали на уроке, на тему "Почему люди совершают Героические поступки?"
Урок мужества (для обучающихся 8-11 классов)
Уважаемые ребята! Мы с вами начинаем социальный проект "Электронная книга Героев нашего района". Сегодня мы с вами внесем наш вклад в разработку этого проекта.
Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества, информирование об Инициативе и ее героях, информация о проведении Фестиваля "Добро должно быть активным!"
Мотивационно-целевой этап:
Групповая работа.
Группам предлагаются следующие вопросы и задания:
"Какие синонимы слова "мужество" вы знаете?" Что такое "мужество"?
Содержательный этап:
1. Выступления представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.
2. Представление проектными группами социальных проектов на тему "Добро должно быть активным!" в рамках фестиваля по следующим направлениям, связанным:
- с обучением и взаимообучением методам спасения жизни на пожаре, на воде; оказания помощи пострадавшим при наводнении, лесном пожаре, автокатастрофе и техногенной аварии; защиты жизни от преступных посягательств и другими преодолениями чрезвычайных ситуаций или смертельных опасностей для окружающих (мужество);
- с преодолением трудных жизненных ситуаций, в том числе связанных с ограничениями в здоровье (преодоление);
- с реализацией инициатив и значимых для окружающих проектов, в том числе направленных на поддержку людей, нуждающихся в помощи (участие).
Награждение победителей Фестиваля "Добро должно быть активным!"
Этап подведения итогов Урока мужества
Звучит гимн "Горячих сердец". Происходит обсуждение проблемного вопроса Урока. Примерный прогнозируемый результат: мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьезных испытаниях или поворотных событиях, но и в мелочах, повседневно. Волонтером может стать каждый, добро можно делать, не отходя далеко от дома.
Рефлексивный этап
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что на данном занятии было для вас наиболее сложным в теоретическом аспекте, в практической части?
- На каких уроках обществознания и литературы вы сможете применить полученные знания?
- Какие ваши личностные качества оказались затронутыми на занятии?
- Как вы собираетесь реализовать ваш социальный проект?
Домашнее задание
Создайте игровые или мультипликационные минисюжеты о доброте, взаимовыручке; напишите сценарии рассказов о доброте, добровольчестве (волонтерстве), героях. Все они войдут в Книгу Героев нашего района.
Этап последействия
Размещение проектов и материалов об Уроке мужества на сайтах общеобразовательных организаций.
Мотивация обучающихся к совершению добрых поступков и дел, включение в волонтерскую деятельность, разработку социально значимых проектов, участия в решении проблем, затрагивающих их права и интересы через планирование цикла мероприятий, посвященных теме "Повседневное мужество".
Для проведения Урока мужества возможно использовать также следующие темы для обсуждения:
- дружба, уважительное отношение друг другу, старшим и младшим;
- неравнодушие, моральная и физическая готовность прийти на помощь, внимательное отношение к проблемам другим;
- умение действовать в команде.
Формы и методы, рекомендуемые для использования:
видеоурок, урок-викторина, диспут, дискуссия, путешествие во времени, презентация, литературная, историческая гостиная, виртуальная экскурсия, заочное путешествие с выполнением проектного задания, форум-театр.
Для обучающихся 5-9-х классов:
викторины, конкурсы, просмотры видеофрагментов о сверстниках, совершивших подвиги в мирное время;
оформление информации на школьном сайте об Уроке мужества;
подготовка обучающимися компьютерных презентаций;
проектная деятельность обучающихся;
конкурс творческих работ, обучающихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью.
Для обучающихся 10-11-х классов:
Диспуты: "Нужно ли рисковать собой ради спасения жизни других?";
виртуальные экскурсии "Горячие сердца", "Герои России", "Неравнодушные люди";
выполнение проекта;
презентации книги "Горячих сердец" 2014-2019 гг.;
просмотры видеоматериалов о "Горячих сердцах" http://cordis.fondsci.ru/media/photos-2018-god.html
Источники информации для проведения Урока мужества
1 . Официальный сайт Инициативы "Горячее сердце" http://cordis.fondsci.ru/media/videos-2018.html
2. Радио MediaMetrics https://radio.mediametrics.ru/klassnoe_detstvo/59544/
3. ТАСС https://www.youtube.com/watch?v=azqAW9bEJTc
4. ПЕРВЫЙ КАНАЛ https://www.1tv.ru/news/2018-02-15/341099-v_moskve_proshla_torzhestvennay a_tseremoniya_vrucheniya_premii_goryachee_serdtse
5. ТК "Звезда" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201802152246-4ymj.htm
6. НТВ http://www.ntv.ru/novosti/1982166/
7. ГТРК Курск http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/26102017122145_l.html
8. ГТРК Вятка http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/society/38684-shkolnik-iz-nagorskogo-rayo na-predstavlen-k-nagrade-goryachee-serdce.html
9. ГТРК Ярославия http://vesti-yaroslavl.ru/novosti/item/22373-imena-yunykh-geroev-iz-yaros lavlya-zaneseny-v-knigu-goryachee-serdtse
10. Пятый канал http://www.5-tv.ru/news/184588/
11. ОРЛЕНОК ТВ https://www.youtube.com/watch?v=ogVlA5KYn_Q
Печатные СМИ:
1. РИА НОВОСТИ https://ria.ru/society/20180215/1514735616.html
2. УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА https://ria.ru/society/20180215/1514735616.html
3. ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ http://www.ivanovoobl.ru/eventdetails.aspx?id=17158
4. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА http://express-kamchatka1.ru/novosti-korotko/25529-na-kamchatke-vyberut-l iderov-regionalnogo-etapa-vi-vserossijskoj-aktsii-dobrovoltsy-detyam.html
5. КРАСНАЯ ЗВЕЗДА http://redstar.ru/index.php/component/k2/item/36197-sluchaj-izmenivshij-v syu-zhizn
6. АиФ Алтай http://www.altai.aif.ru/society/slava_i_pochyot_yunyy_geroy_spasshiy_utop ayushchego_segodnya_sam_zhdyot_pomoshchi
Дополнительные источники
https://youtu.be/KSqJ1olhokk
Глоссарий
Альтруизм - бескорыстная помощь людям.
Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов, внутренняя убежденность в правоте своих действий.
Бескорыстие - это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами.
Бескорыстие - добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник. Краткий словарь нравственных понятий.
Великодушие - благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. Краткий словарь нравственных понятий.
Взаимопомощь - взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу.
Волонтер - любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством, как ответственность.
Волонтерство - неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность, направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества.
Воля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Одна из высших психических функций.
Герой - тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
Герой Российской Федерации - государственная награда Российской Федерации - высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия - медаль "Золотая Звезда".
Героизм - героическое свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Гражданское воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Гражданская позиция - совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении, ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.
Гражданское поведение - совокупность устойчивых стереотипов поведения, увязанных с понятием гражданства и базирующихся на гражданском сознании личности.
Гражданственность - это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
Гражданственность - это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
Гражданственность - это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
Гражданственность - это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.
Гражданственность - это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
Гражданственность - это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Доброта - стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима. Краткий словарь нравственных понятий.
Долг - обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги. Краткий словарь нравственных понятий.
Дружба - бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь. Краткий словарь нравственных понятий.
Духовное воспитание детей - важная составляющая в процессе воспитания каждого ребенка. Дело в том, что получение полноценной нравственной личности в будущем невозможно без духовного воспитания. Именно духовность закладывает в ребенка такие черты, как человеколюбие, помощь ближнему и т.д.
Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Духовность - это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.
Духовность - это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.
Духовность - это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи как тренажер духовного развития.
Духовность - это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.
Духовность - это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.
Духовность - это "устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности".
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.
Мораль - принятые в обществе представления о плохом и хорошем.
Мораль - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства.
Мораль - это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.
Мужество - одно из положительных нравственных свойств характера, отражающее силу духа при преодолении страха. Мужеством также называют способность переносить физические и нравственные страдания. Вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью в античные времена мужество являлось одной из четырех главных добродетелей. Аристотель рассматривал мужество как преодоление страха смерти - единственно достойный способ поведения в бою с риском для собственной жизни ради добродетели.
Мужество осталось основной добродетелью, связанной с понятием чести у рыцарей в средние века. Сейчас мужество часто употребляется как синоним общечеловеческой, а не только мужской нравственной ценности, например, словосочетание "мужественная женщина" не является противоречивым. Военные конфликты (в частности, Вторая мировая война), когда женщины и дети становились в один строй с мужчинами и на фронте, и в тылу, сильно повлияли на обобщение термина "мужество" вне половых и возрастных признаков.
Военные награды "За мужество" существуют во многих странах мира. Ярким примером мужества целой страны стала Великая Отечественная война, на уроках которой мы можем учиться героизму, отваге и добродетели.
Мужество - поведение человека, которое отличается ответственностью, разумностью и спокойствием при экстремальных обстоятельствах или просто в трудных ситуациях.
Мужество - сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчивости и решительности; воплощение твердости характера, верности идеалу и самому себе при столкновении с опасностью, несправедливостью.
Неравнодушие - небезразличие, заинтересованность, внимание, отзывчивость.
Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
Нравственное воспитание - единый процесс воспитания нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Ответственность - способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.
Патриот - человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Патриотизм - (от греч. - соотечественник - родина, отечество) любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.
Подвиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях.
Родина - страна, в которой человек родился и живет, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная земля; история страны, её культура, язык. Краткий словарь нравственных понятий.
Самоконтроль - способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле.
Самоотверженность - положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других.
Совесть - врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающие от зла и лжи. Краткий словарь нравственных понятий.
Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.
Сотрудничество - способность людей вместе работать для достижения общих целей.
Справедливость - соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям. Краткий словарь нравственных понятий:
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование элементарных знаний о правах человека.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Честь - достоинство, репутация; почет, уважение; знаки внимания, оказываемые кому-либо.
______________________________
* ТРКМ - технология развития критического мышления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2019 г. N 06-140 "О проведении Урока мужества"
Текст письма опубликован не был