Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 марта 2019 г. N 03-07-11/13786
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при погашении или частичном погашении облигаций эмитентов - третьих лиц Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
На основании пункта 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации облигация является ценной бумагой.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 данной статьи.
На основании пункта 4.1 пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 статьи 170 Кодекса, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом определение пропорции осуществляется с учетом особенностей, установленных данным пунктом.
Так, подпунктом 5 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса установлено, что при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения учитывается сумма дохода от такой реализации, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений статьи 280 Кодекса, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми с учетом положений статьи 280 Кодекса, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода.
Согласно пункту 2 статьи 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Таким образом, доход налогоплательщика от реализации ценных бумаг определяется исходя из цены их реализации, а доход от иного выбытия (в том числе выбытия в виде погашения) ценных бумаг определяется исходя из цены их выбытия (цены погашения). При этом погашение или частичное погашение ценных бумаг признается иным выбытием ценных бумаг.
Поскольку подпунктом 5 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса установлен порядок расчета пропорции только исходя из операций по реализации ценных бумаг, то операции по выбытию облигаций в целях их полного (либо частичного) погашения и связанные с таким выбытием поступления (включая проценты, полученные держателем), не учитываются при расчете пропорции в целях применения положений пунктов 4 и 4.1 статьи 170 Кодекса и, соответственно, в разделе 7 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@, налогоплательщиком (владельцем) не отражаются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 марта 2019 г. N 03-07-11/13786
Текст письма опубликован не был