Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 января 2019 г. N 03-15-06/5260
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов с сумм возмещения работникам расходов по проведению предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров, и с учетом мнения Департамента условий и охраны труда Минтруда России и Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России, сообщает следующее.
Исходя из положений статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, к которым, в частности, относятся работники медицинских организаций.
Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (далее - Порядок).
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Пунктом 8 Порядка определено, что направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов, в котором, в частности, указывается: наименование медицинской организации (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров); наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) медицинским осмотрам.
С учетом вышеизложенного, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работника при устройстве его на работу, должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.
Иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что Порядок не предусматривает в рамках проведения медицинского осмотра психиатрического освидетельствования. Данный Порядок предусматривает "скрининговый" осмотр одним врачом-психиатром и одним врачом-наркологом с целью выявления общих медицинских противопоказаний (алкоголизм, токсикомания, наркомания) к допуску к работам, предусмотренных пунктом 48 приложения N 3 Порядка.
При этом Порядок не устанавливает требований прохождения медицинского осмотра по месту регистрации или по месту пребывания, кроме случаев представления заключения о проведении обязательного психиатрического освидетельствования, в соответствии с пунктом 9 приложения N 3 Порядка.
Таким образом, работники, в отношении которых врачом-психиатром и (или) наркологом установлено подозрение на наличие медицинских противопоказаний, направляются на освидетельствование в специализированные врачебные комиссии, уполномоченные на то органом здравоохранения субъекта Российской Федерации, для уточнения клинической ситуации и подтверждения (исключения) подозрения на наличие медицинских противопоказаний.
1. Налог на доходы физических лиц
Из письма учреждения следует, что оплата предварительного медицинского осмотра в нарушение статьи 213 Трудового кодекса осуществляется за счет собственных средств работников. При этом учреждение возмещает работникам расходы путем выплаты компенсации стоимости медицинских осмотров, которые должны осуществляться за счет средств работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статья 41 Налогового кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса.
С учетом вышеизложенного, суммы возмещения налогоплательщикам понесенных ими расходов на оплату обязательных медицинских осмотров, необходимость прохождения которых обусловлена требованиями статьи 213 Трудового кодекса, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков, соответственно, доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.
2. Страховые взносы
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
При этом перечень, не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 422 Налогового кодекса является исчерпывающим, и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.
Следовательно, возмещаемые учреждением работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров облагаются страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового Кодекса.
При этом считаем необходимым за разъяснениями трудового законодательства Российской Федерации в части вопросов, связанных о организацией проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, а также правомерности возмещения работодателем сумм расходов работников по прохождению ими указанных медосмотров, обратиться в Минтруд России и Минздрав России.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 января 2019 г. N 03-15-06/5260
Текст письма опубликован не был