Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 января 2019 г. N 03-05-04-02/4228
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение об уплате земельного налога санаторно-курортными учреждениями Росгвардии, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень таких земельных участков определен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В частности подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
На основании пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" к обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (другие войска).
Таким образом, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности войска национальной гвардии, относятся к землям, изъятым из оборота.
Статьей 27 Земельного кодекса установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Содержание ограничения оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами.
Следовательно, вопрос применения пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении налогообложения земель, изъятых из оборота, в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм Земельного кодекса.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, является Министерство экономического развития Российской Федерации, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437.
Таким образом, вопросы применения Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Минэкономразвития России на запрос Минфина России по вопросу об отнесении земельных участков, предоставленных санаторно-курортным учреждениям Росгвардии, к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте сообщило, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка для обеспечения обороны и безопасности в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
С учетом того, что рассматриваемые земельные участки относятся к землям населенных пунктов и землям особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования - "для туристско-рекреационной деятельности", "под санаторий", "под производственно-хозяйственную базу", "для санатория-профилактория", "под очистными сооружениями", по мнению Минэкономразвития России, не представляется возможным сделать однозначный вывод об изъятии из оборота данных земельных участков либо ограничении их в обороте, поскольку такой правовой режим земельных участков не обеспечивает полное соответствие критериям, установленным пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса.
Кроме того, Минэкономразвития России письмом от 09.01.2013 N Д23и-1 разъяснило, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте или изъятым из оборота. В то же время обстоятельства, из которых следует, что земельный участок является ограниченным или изъятым из оборота, могут подтверждаться целым рядом документов, подтверждающих как юридическое, так и фактическое его использование для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, В этом случае важным обстоятельством является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности".
По мнению Департамента, для подтверждения факта отнесения земельного участка к изъятым из оборота, необходимо представить документы, свидетельствующие о размещении в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на земельном участке, войск, воинских формирований и органов.
Вместе с этим, в целях недопущения возникновения спорных ситуаций с налоговыми органами рекомендуем согласовать с Минэкономразвития России вопрос о критериях отнесения земельных участков, предоставленных санаторно-курортным учреждениям Росгвардии, к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, с учетом фактического использования земельных участков.
С уважением,
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 января 2019 г. N 03-05-04-02/4228
Текст письма опубликован не был