Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 января 2019 г. N 03-08-05/1331
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом в отношении формы уведомления в рамках подпункта 1 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогового агента о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации, сообщает следующее.
Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации иностранной организации в целях налогообложения определяется с учетом положений статьи 306 Кодекса, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения исходя из фактически осуществляемой на территории Российской Федерации деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:
доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 Кодекса;
доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;
другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.
Пунктом 9 статьи 307 Кодекса установлено, что если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Указанные в настоящем пункте обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.
Учитывая изложенное, наличие уведомления о том, что выплачиваемый доход фактически относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, а также нотариально заверенной копии свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленного не ранее чем в предшествующем налоговом периоде, является обязательным для организации выплачивающей доход, в целях неисчисления и неудержания ею налога на прибыль организаций с суммы этого дохода, относящегося к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации.
При этом Кодексом не определено, по какой форме получатель дохода должен уведомить организацию, выплачивающую доход (налогового агента), о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации.
Таким образом, в случае если в самом договоре займа указывается о том, что выплачиваемый доход (проценты по займу) относится к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации, то такой договор может быть рассмотрен как достаточное уведомление налогового агента. При этом в распоряжении налогового агента должна быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Одновременно, необходимо отметить, что указанные в письме ООО взаимоотношения с Международной Корпорацией (далее - Корпорация) в рамках договора займа через расчетный счет Корпорации, открытый в банке, расположенном в Российской Федерации, не могут напрямую свидетельствовать о том, что доход в виде процентов по договору займа фактически относится к постоянному представительству Корпорации в Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 января 2019 г. N 03-08-05/1331
Текст письма опубликован не был