Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Методика
определения параметров макрошероховатости дорожных покрытий
1 Измеряемые параметры макрошероховатости поверхности дорожных покрытий назначены согласно ГОСТ 2789-73 и представлены на рисунке А.1.
Частная глубина впадин макрошероховатости в пределах базовой длины - , мм.
Базовая длина - 180 мм.
Шаг местных выступов макрошероховатости в пределах базовой - , мм.
Шаг контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия в пределах базовой длины - , мм.
Количество местных выступов макрошероховатости в пределах базовой длины - , шт.
Высота выступов - , мм.
Средняя высота выступов - P, мм.
Средняя величина разброса выступов - F, мм.
Количество контактов местных выступов макрошероховатости в пределах базовой длины с шиной автомобиля - , шт.
Рисунок А.1 - Фрагмент полосы миллиметровки с очерченным контуром профиля шероховатости (профилограмма)
2 Определение параметров шероховатости осуществляется по профилограмме, полученной с помощью игольчатого профиломера (рисунок А.2) или прибором ПКШ-4 (ФГУП СоюздорНИИ), или прибором Подлиха (МАДИ(ГТУ)). В случае отсутствия приборов разрешается использовать в качестве базы метровый элемент дорожной линейки и штангенциркуль с выдвинутым щупом с дискретностью измерения по базовой длине - 2 мм.
Рисунок А.2 - Схема игольчатого профиломера
2.1 Конструкция игольчатого профиломера представляет собой набор одинаковых по длине (от 50 до 60 мм) и диаметру (от 0,7 до 0,8 мм) швейных иголок в количестве (от 225 до 257 шт.), зажатых между двумя планками (металлическими, эбонитовыми, плексигласовыми) толщиной от 4 до 5 мм и длиной по 200 мм.
Для предотвращения выпадения из закладки и вертикального перемещения игл, через их ушко продевается тонкая шелковая или капроновая нить со свободным пропуском.
2.2 Последовательность работ
На экранную планку (1) крепится полоска миллиметровой бумаги (шириной 30 мм и длиной 200 мм). Для этого крепежные болты (4) ослабляются, миллиметровая бумага пропускается между иглами (3) и экранной планкой (1) и концами крепится к торцевым сторонам экранной планки (1). Крепежные болты (4) затягивают до состояния, когда иглы могут свободно перемещаться вертикально.
Профиломер устанавливается и плотно прижимается нижней гранью на измеряемое место в пределах полосы наката. Без лишних усилий иглы погружают в шероховатую поверхность. На миллиметровке по верхним концам игл карандашом очерчивается профиль шероховатой поверхности. Миллиметровку с профилем вынимают из профиломера и на ней делают описания (наименование дороги, участок, км, пк, вдоль или поперек). На экранную планку накладывается новая полоса миллиметровки и профиль снимается на этом же месте, но перпендикулярно предыдущему измерению.
2.3 По вершинам выступов проводится линия, параллельно на 3 мм ниже проводится линия предполагаемого заглубления шин в поверхность.
На миллиметровке отмечаются точки выступов и впадин профиля (рисунок А.1), определяются частные параметры шероховатости, которые заносятся в форму таблицы А.1.
Таблица А.1 - Журнал частных параметров шероховатости по данным
профилограмм на автодороге _____________________________
наименование
Нумерация граф в таблице приводится в соответствии с источником
Место положение (дорога, км, пк +, полоса движения, вдоль или поперек) |
Глубины впадин макрошероховатости, , мм |
Шаг местных выступов макрошероховатости, , мм |
Шаг контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия, , мм |
Количество местных выступов макрошероховатости, , шт. |
Средняя высота выступов P, мм |
Средняя величина разброса выступов F, мм |
Количество контактов местных выступов макрошероховатости с шиной автомобиля, , шт. |
Относительная плотность контактов элементов макрошероховатости с шиной автомобиля, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
||||
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Расчет параметров макрошероховатости
3.1 Средняя глубина впадин макрошероховатости (раздельно вдоль и поперек) определяется по формуле
,
(А.1)
где - средняя глубина впадин макрошероховатости, мм;
i - номер впадины;
- частная глубина впадины макрошероховатости, мм;
- количество местных выступов макрошероховатости, шт.
3.2 Средний шаг местных выступов макрошероховатости (средний шаг шероховатости) определяется как среднее значение шага местных выступов в пределах базовой длины) по формуле
,
(А.2)
где - средний шаг местных выступов макрошероховатости, мм;
- шаг местных выступов макрошероховатости, мм.
3.3 Средний шаг контактов шины автомобиля с поверхностью покрытия, определяется по формуле
,
(А.3)
где - средний шаг контактов шины автомобиля с поверхностью покрытия, мм;
- шаг контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия, мм;
- количество контактов местных выступов макрошероховатости с шиной автомобиля, шт.
3.4 Средняя высота выступов P определяется как среднее из высот выступов , средняя величина разброса выступов F, мм определяется как среднее между разницей высот зерен щебня при переворачивании полосы миллиметровки с очерченным контуром профиля шероховатости, аналогично определению параметров впадин
3.5 Относительная плотность контактов элементов макрошероховатости с шиной автомобиля (плотность контактов), определяется по формуле
,
(A.4)
где - относительная плотность контактов элементов макрошероховатости с шиной автомобиля.
Считается, что если больше 2,0 - контактирование очень плотное, если больше 1,0 - плотное, меньше 1,0 - разреженное, меньше 0,5 - редкое, меньше 0,25 - очень редкое.
3.6 Активность поверхности элементов шероховатости характеризует адгезионную активность материала макрошероховатых элементов и структуры микрошероховатости (величину микровыступов и микропор) на поверхности макрошероховатых элементов. Активность поверхности элементов шероховатости оценивается в баллах согласно таблице А.2.
Таблица А.2 - Характеристика активности поверхности элементов макрошероховатости
Активность поверхности элементов макрошероховатости |
Балл активности поверхности |
Характеристика микрошероховатости элементов макрошероховатости |
Группа горных пород по генезису |
Чрезвычайно активная |
5 |
Крупнокристаллическая структура с остроганными выступами >3 мм, (1 выступ на базе 5 мм) |
Граниты, сиениты, диориты |
Очень активная |
4 |
Крупно- и среднекристаллическая структура с тупогранными выступами от 1 до 3 мм (1-2 выступов на базе 5 мм) |
Граниты, сиениты, диориты, кристаллические сланцы |
Активная |
3 |
Средне- и мелкокристаллическая структура с выступами от 0,5 до 1 мм (2-3 выступа на базе 5 мм) |
Граниты, базальты, песчаники, известняки |
Малоактивная |
2 |
Мелко- и скрытокристаллическая структура с выступами < 0,5 мм (3-4 выступа на базе 5 мм) |
Песчаники, известняки, кварциты |
Неактивная |
1 |
Скрытокристаллическая плотная структура с гладкой или слегка шероховатой поверхностью |
Песчаники, известняки, кварциты, липариты, андезиты, базальты |
Предполагается, что влияние выпуклости - вогнутости элемента макрошероховатости относится к степени неопределенности данной классификации по пяти группам и может увеличивать или уменьшать степень активности внутри группы. Для новой поверхностной обработки количество элементов с выпуклостью и вогнутостью считается одинаковым. В процессе износа (приработки) элементы макроше-роховатости приобретают сглаженную выпуклую форму и количество элементов с выпуклостью увеличивается.
3.7 Коэффициент развития профиля шероховатости () характеризует степень изломанности профиля шероховатости, численно равен отношению длины линии профиля в пределах базовой длины к базовой длине. Рассчитывается по формуле
Нумерация формул приводится в соответствии с источником
,
(А.7)
где: - длина линии профиля, мм.
Чем больше численное значение принимает коэффициент развития профиля шероховатости (), тем более шероховатой считается поверхность покрытия. Для гладких покрытий .
4 Результаты измерений параметров шероховатости на участке работ обрабатываются статистически. По полученным значениям оценивается качество шероховатого слоя путём сравнения среднего значения измеренных параметров с проектными.
5 Для автоматизации измерения и расчёта шероховатости рекомендуется использовать автоматизированный программный модуль "Шероховатость 2003".
6 Используя величины параметров шероховатости поверхности покрытий возможно устанавливать характеристики транспортно-эксплуатационных показателей дороги, динамику их изменения в процессе эксплуатации покрытия в зависимости от типа покрытия, вида используемого материала, технологии устройства и эксплуатации, погодно-климатических факторов, интенсивности и состава движения. Анализируя динамику изменения параметров шероховатости в процессе эксплуатации покрытия, можно устанавливать характеристики износа и долговечности поверхностного слоя и межремонтные сроки.
Для оценки типа шероховатости покрытий в практических целях в процессе строительства или эксплуатации автомобильных дорог достаточно определять четыре основные характеристики шероховатых структур:
- среднюю глубину впадин (высоту выступов);
- средний шаг шероховатости;
- плотность контактов;
- разброс высот выступов.
При проектировании шероховатых поверхностных обработок необходимо учитывать их зависимость от проектируемых интенсивности и состава движения с учетом обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления.
Предполагается использование инструментальных средств измерения параметров шероховатости. С помощью портативного профиломера можно определить среднюю глубину впадин макрошероховатости, шаг макрошероховатости и средний диаметр элементов макрошероховатости. С помощью отпечатка структуры шероховатости в зоне контакта шины автомобиля определяется средний диаметр элементов активной шероховатости и активность контакта элементов макрошероховатости с шиной автомобиля.
Контроль указанных параметров, в частности разброса высот зерен щебня, в процессе эксплуатации позволяет оценить динамику износа шероховатых структур поверхностей дорожных покрытий и установления сроков возобновления требуемой шероховатости.
Ориентировочная взаимосвязь транспортно-эксплуатационных характеристик при неблагоприятном состоянии покрытия по параметрам шероховатости отражена в таблице А.3. В дальнейшем предполагается ее уточнение
Таблица А.3 - Ориентировочная взаимосвязь транспортно-эксплуатационных характеристик при неблагоприятном состоянии покрытия с параметрами шероховатости
Тип шероховатости |
Активность поверхности элементов шероховатости (балл) |
Среднее значение глубины впадин, , ММ |
Транспортно-эксплуатационные характеристики при неблагоприятном состоянии покрытия |
|||
Минимальный коэффициент сцепления |
Уровень звука, дБл |
Максимальная скорость, км/ч |
Величина тормозного пути, м |
|||
1. Нешероховатые |
1 |
<1,0 |
50 |
90 |
80,0 |
|
2. Шероховатые |
2 |
1,0-3 |
60 |
100 |
86,0 |
|
3. Среднешероховатые |
3 |
3-6 |
70 |
110 |
77,0 |
|
4. Сильношероховатые |
4 |
6-9 |
80 |
120 |
77,0 |
|
5. Чрезвычайношероховатые |
5 |
>9 |
90 |
150 |
77,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.