Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(рекомендуемое,
методика принята по
Приложению 4 ВСН 38-90)
Методика
определения и назначения шероховатости по условиям удаления воды из зоны контакта шин с покрытием
(для европейской территории Российской Федерации)
Назначение макрошероховатости дорожных поверхностей по условиям удаления воды из зоны контакта шины с покрытием производится в следующей последовательности.
1 По графику на рисунке Б.1 для измеренной или назначаемой (проектной) средней глубины впадин макрошероховатости дорожной поверхности () определяется коэффициент гидравлической шероховатости (n).
Рисунок Б.1 - График определения коэффициента гидравлической шероховатости
2 Для местности соответствующей расположению автомобильной дороги по таблице В.1 определяется зона относительной аварийности на мокрых покрытиях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "таблице В.1" следует читать "таблице Б.1"
3 В зависимости от зоны относительной аварийности на мокрых покрытиях по таблице Б.1 определяется вероятность появления расчетного дождя (N).
Таблица Б.1 - Определение вероятности появления расчетного дождя
Примерные географические границы |
Зона относительной аварийности |
Вероятность появления расчетного дождя (N) |
Севернее линии, соединяющей Витебск-Вышний Волочек-Череповец |
I |
4,00 |
От границы I зоны до линии, соединяющей Киев-Курск-Воронеж-Кузнецк |
II |
2,84 |
От границы II зоны до границы III зоны |
III |
1,75 |
Южнее границы III зоны |
IV |
0,70 |
Район Северного Кавказа и Кавказское побережье в пределах России |
V |
|
Ростовская обл. (южнее г. Ростов-на Дону) и Краснодарский край (включая Черноморское побережье) |
V-1 |
2,10 |
Южная часть Ставропольского края (южнее линии Изобильный-Светлоград) |
V-2 |
2,70 |
Республики Дагестан, Ингушетия и Чечня |
V-3 |
0,80 |
4 По формуле (Б.1) или по номограммам на рисунке Б.2 подсчитывается интенсивность расчетного дождя
,
(Б.1)
где а - интенсивность расчетного дождя, мм/мин;
А - климатические параметры района проложения дороги (определяются по картограмме на рисунке Б.3);
В - климатические параметры района проложения дороги (определяются по картограмме на рисунке Б.4);
N - вероятность появления расчетного дождя (определяется по таблице Б.1).
5 По формуле (Б.2) с учетом коэффициентов приведения размерности, определяется толщина водной пленки на покрытии
(Б.2)
где h - толщина водной пленки на покрытии, мм;
а - интенсивность расчетного дождя, мм/мин;
п - коэффициент гидравлической шероховатости поверхности покрытия (определяется по графику на рисунке Б.1);
i - уклон стекания воды по покрытию;
L - длина участка стока воды по покрытию, мм, определяется по формуле (Б.3).
Рисунок Б.2 - Номограммы для определения интенсивности расчетного дождя
(Б.3)
где - ширина проезжей части в одном направлении движения;
- продольный уклон проезжей части;
- поперечный уклоны проезжей части.
6 По формуле (Б.4) определяется толщина активного слоя жидкости, оказывающего гидродинамическое подъемное действие на автомобильную шину.
,
(Б.4)
где - толщина активного слоя жидкости, м/см;
h - толщина водной пленки на покрытии, мм, определенная по формуле (Б.2);
- средняя глубина впадин макрошероховатости, мм (определенная или назначаемая), мм. При не больше 2 мм .
Рисунок Б.3 - Картограмма параметров А (а)
Рисунок Б.4 - Картограмма параметров В (б)
7 Скорость начала скольжения автомобильных шин определяется по формуле Б.5.
,
(Б.5)
где - скорость начала скольжения автомобильных шин;
- вертикальная нагрузка на колесо (с учетом его массы), Н;
- плотность жидкости, находящейся на покрытии (для воды - 102, слякоти - 80), ;
- толщина активного слоя жидкости, м/см;
b - ширина беговой дорожки шины, м;
K - промежуточный коэффициент, определяется по графику на рисунке Б.5 в зависимости от показателя , вычисляемого по формуле
,
(Б.6)
где - промежуточный показатель;
- скорость начала скольжения шин;
- толщина активного слоя жидкости, м/см;
b - ширина беговой дорожки шины, м.
К и - промежуточные расчетные коэффициенты и показатели.
Рисунок Б.5 - График для определения коэффициента К
Уравнение скорости начала скольжения решается подбором:
- задается скорость (отличие от расчетной не более чем на );
- определяется показатель ;
- определяется коэффициент К;
- подсчитывается по формуле (Б.5) скорость начала скольжения.
8 Измеренная или проектная минимально допустимая макрошероховатость дорожной поверхности должна удовлетворять условию
,
(Б.7)
где - скорость начала скольжения шин, км/час;
- скорость движения автомобилей 85%-ной обеспеченности на мокрых шероховатых покрытиях (определяется по данным натурных наблюдений, для проектируемых дорог I категории - 90 км/час, II категории - 85 км/час).
Если условие (Б.7) выполняется (не выполняется), то определенная или проектная минимально допустимая макрошероховатость дорожной поверхности соответствует (не соответствует) требованиям удаления воды из зоны контакта шины с покрытием. При проектировании минимально допустимой макрошероховатости дорожной поверхности в случае несоблюдения условия (Б.7) назначают большую величину и расчет повторяют до тех пор, пока () не станет равной скорости движения автомобилей 85%-ной обеспеченности (допускается превышение этой скорости не более чем на 5-10%). В случае если соотношение (Б.7) не выполняется при макрошероховатости до 2,5-3 мм, необходимо ограничить скорость движения при мокром покрытии на рассматриваемом участке дороги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.