Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2019 г. N 301-ЭС19-157
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ковровский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.04.2018 по делу N А11-14919/2017, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.11.2018 по тому же делу
по заявлению Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган, таможня) к открытому акционерному обществу "Ковровский электромеханический завод" (далее - ОАО "КЭМЗ", общество) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора, установила:
решением Арбитражного суда Владимирской области от 09.04.2018, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.11.2018, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с допущенными существенными нарушениями судами норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По результатам изучения материалов дела, истребованного из Арбитражного суда Владимирской области, и доводов кассационной жалобы общества установлены основания для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "КЭМЗ" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и задекларировало на Владимирском акцизном таможенном посту по декларации N 10009170/261216/0003490 три трактора колесных для сельскохозяйственных работ, марка - ZETOR, модель - FORTERRA 135 в виде машинокомплектов.
В письме от 28.12.2016 таможенный орган направил обществу уведомление об уплате утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения уведомления.
ОАО "КЭМЗ" не произвело уплату утилизационного сбора в добровольном порядке, поэтому таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, пришли к выводу о наличии у ОАО "КЭМЗ" обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных товаров.
При этом суды исходили из того, что товар классифицирован обществом по коду 8701 90 390 9 ТН ВЭД, предусмотренному для тракторов сельскохозяйственных колесных, а указание в декларации на ввоз машинокомплектов не лишает его свойств комплектного и завершенного товара.
Проверив и признав верным произведенный таможенным органом расчет размера утилизационного сбора, суды удовлетворили требование таможни о взыскании с ОАО "КЭМЗ" 1 125 000 рублей утилизационного сбора.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, общество приводит в жалобе следующие доводы в обоснование своей позиции по рассматриваемому спору.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
В пункте 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления в качестве плательщиков утилизационного сбора поименованы в числе прочих лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании договора от 12.12.2016 N RU 2016/1К, заключенного с ZETOR TRACTORS a.s. (Чешская республика), ОАО "КЭМЗ" приобрело три машинокомплекта трактора ZETOR Forterra 135 для собственного использования с целью реализации проекта по освоению производства, проведения локализации, выпуска тракторов и проведения сертификации данной продукции. Согласно приложению к договору от 12.12.2016 N RU 2016/1К машинокомплект трактора ZETOR Forterra 135 состоит из составных частей: кабина в сборе, колеса передние, колеса задние, основание в сборе, капот.
В декларации на товары N 10009170/261216/0003490 приведена информация о ввозе тракторов для сельскохозяйственных работ, колесных с дизельным двигателем в виде машинокомплектов.
Общество указывает, что осуществляло ввоз машинокомплектов, то есть наборов компонентов и составных частей, необходимых для производства одной единицы транспортного средства в виде трактора для сельскохозяйственных работ, и является лицом, осуществляющим производство и изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.
Тракторы сельскохозяйственные колесные мощностью силовой установки более 130 лошадиных сил и не более 180 лошадиных сил, классифицируемые по коду 8701 90 ТН ВЭД, включены в Перечень N 81.
Правилами N 81 для лиц, осуществляющих производство и изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, признанных, кроме того, организациями - крупнейшими производителями самоходных машин и (или) прицепов, определен особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора (пункты 21-25 Правил N 81).
Особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора (пункты 21-25 Правил N 81) предполагает представление производителем транспортных средств расчета утилизационного сбора, копий сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, иных документов в налоговый орган по месту своего нахождения и уплату утилизационного сбора в установленные сроки после представления расчета утилизационного сбора.
ОАО "КЭМЗ" утверждает, что прошло процедуру сертификации как изготовитель продукции в виде тракторов сельскохозяйственных колесных марки ANT-ZETOR и включено в перечень организаций - крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов, в связи с чем, в силу положений Правил N 81 обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у него соответственно после производства и сборки транспортных средств.
Кроме того, общество полагает, что факт декларирования машинокомплектов по коду 8701 90 390 9 ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, не влияет на вышеуказанные обстоятельства.
Доводы заявителя заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу ОАО "КЭМЗ" следует передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
передать кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ковровский электромеханический завод" с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2019 г. N 301-ЭС19-157 по делу N А11-14919/2017
Текст определения опубликован не был