Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2019 г. N 409/19
"Об отказе в согласовании решения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области"
29 апреля 2019 г.
Федеральная антимонопольная служба в целях контроля за исполнением требований приказа от 21.12.2018 N 1831/18 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" (далее - приказ N 1831/18) проанализированы экспертные заключения и выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований приказа N 1831/18.
ФАС России провела анализ постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) от 27.12.2018 года N 47-6 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Департамент постановлением от 27.12.2018 года N 47-6 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" утвердил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом в 1 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по всем уровням напряжения установлена на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 0,12-0,67%, а ставка (тариф) технологического расхода во 2 полугодии 2019 года установлена на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 5,35%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установление Департаментом единых (котловых) тарифов на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в установленном порядке не было согласовано с ФАС России.
В экспертных заключениях, представленных Департаментом в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004 года N 236-э, не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Департаментом без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования).
ФАС России установлено, что Департаментом не исполнен приказ N 1831/18 по следующим основаниям:
Пунктом 23 Правил государственного регулирования, установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Экспертные заключения не обеспечивают исполнение требований пункта 23 Правил государственного регулирования.
Пунктом 29 Основ ценообразования определены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы.
При утверждении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на очередной период регулирования Департаментом не отражено надлежащее исполнение требований пункта 23 и 29 Основ ценообразования: не указаны документы, на основании которых определена величина расходов.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Департамента по участию в процессе утверждения инвестиционной программы ПАО "СУЭНКО" и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
ФАС России проанализирована информация, представленная в шаблоне NET.INV по выполнению мероприятий утвержденных инвестиционных программ 2018-2022 гг., и осуществление корректировки затрат НВВ за первый ДПР и на 2019 год.
ФАС России выявлены мероприятия, фактические затраты по которым, значительно превышают планируемые затраты, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой на 2018-2022 гг. по ПАО "СУЭНКО":
"Реконструкция РУ-10 кВ ПС 110/35/10 кВ Куртамыш. Замена КРН с МВ-10 на ВБ-10 кВ." - планируемые затраты - 683,36 тыс. руб., фактические затраты - 1 610,38 тыс. руб.
"Реконструкция ПС 110/35/10 кВ Шадринск-Р, замена МГГ - 10 кВ на ВГГ - 10 кВ. Шадринский РЭС" - планируемые затраты - 311,90 тыс. руб, фактические затраты - 4 587,61 тыс. руб.
"Реконструкция ПС Макарово с заменой выключателей Т-1, Т-2" - планируемые затраты - 136,67 тыс. руб., фактические затраты - 314,98 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ - 35 кВ "Мехонка-Барино" инв. N 205003045. Шатровский РЭС" - планируемые затраты - 274,23 тыс. руб., фактические затраты - 408,51 тыс. руб.
"Реконструкция КЛ - 10 кВ ф. "РП-72" бух. "КЛ-10 кВ РП-72, РП-ШТЗ - ТП-ШТЗ (Лит.L3)ПС Высокая" инвентарный N 205005093." - планируемые затраты - 115,35 тыс. руб., фактические затраты - 870,84 тыс. руб.
"Создание системы гарантированного питания на узле связи Шатровского РЭС, ПС Далматово-Р, ПС Уксянка, ПС Чаша-Н, Шадринского РЭС, ПС Кр. Звезда, Ольховка, ПС Шатрово" - планируемые затраты - 168,69 тыс. руб., фактические затраты - 1 482,65 тыс. руб.
"Новое строительство ВЛ 10 кВ. с. Половинное с. Сумки Половинского района" - планируемые затраты - 2 079,32 тыс. руб., фактические затраты - 2 853,74 тыс. руб.
"Проектирование ВЛ 10 кВ (строительство кольцевой перемычки между ПС Шмаково и ПС Садовое)" - планируемые затраты - 34,59 тыс. руб., фактические затраты - 250,28 тыс. руб.
"Строительство кольцевой ВЛ-10 кВ ПС Закоулово - ПС Песьяное" - планируемые затраты - 170,18 тыс. руб., фактические затраты - 588,11 тыс. руб.
"Строительство "КЛ-10 кВ от РП-4 до ТП-221" ул. Василия Черемисина, ул. Проектная, ул Вязовая, ул Мальцевский тракт, районная больница" - планируемые затраты - 146,00 тыс. руб., фактические затраты - 514,95 тыс. руб.
"Приобретение профильных объектов недвижимого имущества и прочего имущества" - планируемые затраты - 724,24 тыс. руб., фактические затраты - 1 949,97 тыс. руб.
Департаментом не проведен надлежащий анализ и не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования, пункта 42 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э) по корректировке НВВ на очередной год ДПР, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертном заключении не отражена информация о проводимом Департаментом систематическом наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ПАО "СУЭНКО" установлены с применением метода доходности инвестированного капитала.
Величина корректировки в экспертном заключении, направленном с заявлением Департамента от 06.03.2019 N 05-01/620, составила 813,98 тыс. руб. Департаментом исключены из операционных расходов: затраты на питьевую воду - 475,06 тыс. руб., расходы на приобретение продуктов питания - 393,80 тыс. руб.
Департаментом в экспертных заключениях ПАО "СУЭНКО" не отражено исполнение приказа N 1831/18, в том числе:
- не отражён расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
- не отражён анализ и расшифровка экономических обоснованных затрат на подготовку кадров и перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
- не отражён анализ и расшифровка экономических обоснованных затрат на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности и перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
- не отражён анализ и расшифровка экономических обоснованных затрат на электрическую энергию, причина роста плановых затрат на 2018 г. к фактическим затратам за 2016 г. - 116,1%, перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
- не отражен фактический уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26.10.2010 N 254-э/1.
- не отражена информация о проводимом Департаментом систематическом наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
ФАС России признаёт следующие затраты экономически необоснованными и подлежащими исключению из НВВ на 2019 год ПАО "СУЭНКО":
- затраты на необязательные виды страхования имущества - 6 707,6 тыс. руб.
- затраты на госпошлину - 4 238,72 тыс. руб.
Указанные затраты подлежат исключению из НBВ ПАО "СУЭНКО" в 2019 году. Подлежит также корректировке базовый уровень операционных расходов на 2018 год на величину указанных затрат.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "РЖД" установлены с применением метода долгосрочной индексации.
В соответствии с приказом N 1831/18 корректировка, проведенная Департаментом неподконтрольных расходов составила - 3 165,72 тыс. руб., в части сертификации электрической энергии и на проведение инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией.
Департаментом в экспертном заключении ОАО "РЖД" не отражено исполнение приказа N 1831/18, в том числе:
- не отражён анализ роста базового уровня подконтрольных расходов 2015 года в сумме 67 617,67 тыс. руб. к плану 2014 года на 65% (план 2014 года составлял 40 976,01 тыс. руб.).
- не отражён расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", не указана средняя ступень оплаты труда работников ОАО "РЖД" по регулируемой деятельности.
ФАС России признаёт следующие затраты экономически необоснованными, с учетом индекса потребительских цен, и подлежащими исключению за 2015-2018 гг. из НВВ ОАО "РЖД":
- затраты электроэнергии на хозяйственные нужды, обусловленные необоснованным завышением плановых расходов - 108 126,58 тыс. руб.,
- налог на имущество - 8 096,63 тыс. руб.,
- расходы на необязательные виды страхования - 844,75 тыс. руб.
Подлежит также корректировке базовый уровень подконтрольных расходов на величину указанных затрат.
Таким образом, Департамент не исполнил требования приказа N 1831/18, предписывающие исключить экономически необоснованные расходы из НВВ сетевых организаций Курганской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании писем Департамента от 21.02.2019 N 05-01/454 (доп. материалы 28.02.2019 N 05-01/515), от 06.03.2019 N 05-01/620, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, установленных на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрический энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год", направленного заявлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 06.03.2019 N 05-01/620.
Пункт 2 изменен. - Приказ ФАС России от 29 апреля 2019 г. N 539/19
2. Отменить постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 27.12.2018 года N 47-6 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" с 1 июня 2019 года.
Пункт 3 изменен. - Приказ ФАС России от 29 апреля 2019 г. N 539/19
3. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Курганской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Курганской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Курганской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2019 г. N 409/19 "Об отказе в согласовании решения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2019 г. N 539/19
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2019 г.