Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 27.12.2018 года N 230 т "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Министерство приказом от 27.12.2018 года N 230 т "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год" утвердило единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом в 1 и 2 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по уровню напряжения ВН установлена на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 25,57-25,83%, а по уровню напряжения СН-1, на 16,58-16,81%. В 1 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по уровням напряжения СН-2 и НН установлена на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 3,89% и 3,47%, а во 2 полугодии 2019 года на 0,54% и 0,16%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установление Министерством единых (котловых) тарифов на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в установленном порядке не было согласовано с ФАС России.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год нового долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Министерством, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), представлены экспертные заключения не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг. для филиала "Мариэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования. Министерством не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый ДПР и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Министерством не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Министерством, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Министерством без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт, является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
При проведении анализа шаблона FORM15.2019.UN.FCT(v1.0) ФАС России выявлены отклонения в фактических технико-экономических показателях территориальных сетевых организаций, а именно в 2018 году в 1 и 2 полугодии выявлены необоснованное перераспределение по уровням напряжения между ВН и НН. Распределение по уровням напряжения, принятое в тарифном решении (шаблон PEREDACHA.M2019(v1.0.2)(6)) не подтверждается фактическими показателями. По фактическим показателям 2014, 2015, 2016, 2018 гг. на уровне напряжения СН-1 в шаблоне FORM15.2019.UN.FCT(v1.0) указан полезный отпуск населению, а в фактических показателях 2017 года и в плановых показателях на 2019 год (шаблон PEREDACHA.M2019(v1.0.2)(6)), отсутствует. Данные отклонения приняты Министерством без соответствующего обоснования.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Министерства по участию в процессе утверждения инвестиционной программы филиала "Мариэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
ФАС России проанализирована информация, представленная в шаблоне NET.INV по выполнению мероприятий утвержденных инвестиционных программ за 2014-2018 гг. и осуществление корректировки затрат НВВ за первый ДПР и на 2019 год.
ФАС России выявлены мероприятия, не вошедшие в состав мероприятий, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой на 2014-2018 гг. по филиалу "Мариэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья":
"Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от КТП N 201 д. Мышино ф. 1003 ПС Медведево с заменой опор и провода по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола (Снятие ограничений в пользовании земельным участком (0,2 км)" - 952,00 тыс. руб. фактические затраты.
"Реконструкция ВЛ-10 кВ ф.1005 ПС Параньга с заменой опор и провода по адресу: РМЭ, Параньгинский район, д. Мари-Сеснур (Снятие ограничений в пользовании земельным участком (0,273 км)" - 564,22 тыс. руб. фактические затраты.
"Реконструкция ВЛ-10 кВ ф. 1003 ПС Медведево с заменой опор и провода по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, СНТ "Тарханово" (Снятие ограничений в пользовании земельным участком (0,08 км)" - 202,41 тыс. руб. фактические затраты.
"Реконструкция ВЛ-10 кВ отпайка на РП-10 N 23 ф. 1014 ПС Медведево с заменой опор на кабельную вставку по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт Медведево кад. N 12:04:0210102:453 (Снятие ограничений в пользовании земельным участком)" - 7 297,34 тыс. руб. фактические затраты.
"Реконструкции ВЛ-0,4 кВ от КТО N 214 с заменой опор и провода по адресу: РМЭ, Мари-Турекский район, д. Люсинер (Снятие ограничений в пользовании земельным участком (0,144 км)" - 487,95 тыс. руб. фактические затраты.
"Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от КТП N 215 с заменой опор и провода по адресу: РМЭ, Мари-Турекский район, д. Пабайнур (Снятие ограничений в пользовании земельным участком (0,520 км)" - 513,02 тыс. руб. фактические затраты.
"Модернизация ВЛ-10 кВ ф. 1004 ПС Б. Карлыган с заменой опор по адресу: РМЭ, Мари-Турекский район, д. Люсинер (Снятие ограничений в пользовании земельным участком)" - 307,06 тыс. руб. фактические затраты.
"Реконструкция ВЛ-10 кВ ф. 1001 ПС Toктap Сола с заменой опор и провода по адресу: РМЭ, Новоторъяльский район, д. Пактеково (Снятие ограничений в пользовании земельным участком (0,250 км)" - 312,31 тыс. руб. фактические затраты.
"Модернизация ВЛ-10 кВ ф. 1006 ПС Советская с заменой опор по адресу: РМЭ, Советский район (Снятие ограничений в пользовании земельным участком)" - 552,25 тыс. руб. фактические затраты.
Министерством не проведен надлежащий анализ и не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний N 98-э по корректировке НВВ на очередной год ДПР, осуществляемый в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертном заключении не отражена информация о проводимом Министерством систематическом наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской. Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии, с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании писем Министерства от 22.12.2018 N 018-8933, от 06.02.2019 N 018-813, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл, установленных на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрический энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год", направленного заявлением Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 06.02.2019 N 018-813.
2. Отменить приказ Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 27.12.2018 года N 230 т "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год" с 1 мая 2019 года.
3. Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл установить и ввести в действие не позднее 1 мая 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Марий Эл, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2019 г. N 410/19 "Об отказе в согласовании решения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был