Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 марта 2019 г. N 03-07-08/23438
Вопрос: Федеральное государственное унитарное предприятие (далее ФГУП) просит высказать свою позицию по следующему вопросу:
В рамках осуществляемой деятельности ФГУП приобретает у иностранных организаций услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно действующему до 01.01.2019 года порядку в отношении указанных услуг ФГУП признавался налоговым агентом - производил исчисление, удержание и перечисление НДС по полученным услугам в бюджет РФ.
С 01.01.2019 вступили в действие изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, согласно которым (п. 3 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ) иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 ст. 174.2, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязаны самостоятельно производить исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.
В связи с нововведениями просим дать разъяснения в отношении порядка применения с 01.01.2019 вычетов сумм НДС, предъявленных налогоплательщику (ФГУП) при приобретении услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 в случае, если обязанность по исчислению и уплате налога возложена на иностранную организацию в соответствии с п. 3 ст. 174.2:
1. Какие именно расчетные документы должны быть обязательно в наличие для принятия НДС к вычету?
2. Является ли необходимым условием для принятия НДС к вычету наличие документов, подтверждающих постановку иностранной организации на учет в налоговых органах Российской Федерации, и наличие документов, подтверждающих перечисление иностранной организацией в бюджет РФ суммы НДС, полученной от ФГУП в составе оплаты за оказанные с 01.01.2019 г. услуги.
Также просим высказать позицию по следующим вопросам:
1. Вправе ли ФГУП продолжать закупку услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ после 01.01.2019, если иностранная организация выразит отказ в постановке на учет в российских налоговых органах и самостоятельной уплате НДС в бюджет РФ;
2. Какая ответственность для российских организаций предусмотрена налоговым законодательством РФ в случае, если НДС не будет уплачен в бюджет иностранной организацией - поставщиком услуг в электронной форме, получившей после 01.01.2019 от организации оплату за эти услуги;
3. Вправе ли российская организация выступить в качестве налогового агента и удержать НДС из доходов иностранного поставщика услуг в электронной форме с последующей уплатой НДС в бюджет, если иностранная организация после 01.01.2019 не встала на учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ и не будет самостоятельно уплачивать НДС в бюджет РФ?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при приобретении российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию. В связи с этим и на основании пункта 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе в целях исчисления и уплаты НДС.
Таким образом, при приобретении российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме после 1 января 2019 года российская организация не должна исполнять функции налогового агента по НДС.
Согласно пункту 2.1 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные российскому налогоплательщику при приобретении услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации.
Таким образом, вычет НДС, предъявленного иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, производится российской организацией при выполнении условий, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 171 Кодекса.
Одновременно сообщается, что ответственность для российской организации за неуплату НДС иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, нормами Кодекса не предусмотрена.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 марта 2019 г. N 03-07-08/23438
Текст письма опубликован не был