Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 марта 2019 г. N 03-03-06/1/21939
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налога на прибыль и налога на добавленную стоимость субсидий, полученных организацией на компенсацию недополученных доходов, и сообщает следующее.
В силу статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, если субсидия выделяется в качестве компенсации стоимости реализованного по пониженной цене товара, то она учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации.
В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованного товара, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 4.1 статьи 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в целях предоставления покупателям скидки при приобретении техники, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 N 547, субсидия предоставляется производителю в размере 15 процентов цены оборудования (с учетом налога на добавленную стоимость), а в случае реализации оборудования покупателям, зарегистрированным на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области, - в размере 20 процентов цены оборудования (с учетом налога на добавленную стоимость) при выполнении определенных условий.
Таким образом, субсидия, предоставленная из федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, подлежит отражению при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации.
Что касается налога на добавленную стоимость (далее - НДС), то сообщаем, что согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета НДС), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы указанных субсидий при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
В случае, если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 марта 2019 г. N 03-03-06/1/21939
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 19 апреля 2019 г. N 15