В целях исполнения указания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. Минпросвещения России направляет для использования в работе согласованные с Минтрудом России разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
|
Т.Ю. Синюгина |
Разъяснения
о применении требований к образованию и обучению по должности "учитель", установленных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно - СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее - профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее - ВО) или среднее профессиональное образование (далее - СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.
Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности "учитель" как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования - педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности ил
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В 2013 г. Минтруд утвердил профстандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Ведомство разъяснило порядок его применения и указало:
- требование профстандарта о наличии высшего или среднего профобразования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для ведения деятельности в должности "учитель" как для работающих учителей, так и для новых работников;
- требование получать дополнительное профобразование указанными лицами является избыточным и не соответствует профстандарту;
- необходимость получать дополнительное профобразование предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профобразования, в рамках укрупненных групп направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету;
- внедрение профстандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.
Письмо Министерства просвещения РФ от 28 марта 2019 г. N ТС-817/08 "О направлении разъяснений"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", май 2019 г., N 9, в журнале "Образование в документах", май 2019 г., N 5, в журнале "Вестник образования России", июнь 2019 г., N 12