1. Неправомерным является объединение в один предмет закупки работ (услуг), которые не связаны между собой, не связаны единым технологическим процессом, что ограничивает количество участников закупки.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение участника рынка, который полагал неправомерность объединения в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по ремонту автомобильных дорог, находящихся в разных районах области, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что, по мнению обратившегося, ограничивает количество участников закупки
Указанные обстоятельства послужили основанием в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведения ФАС России внеплановой проверки действий организаторов электронного аукциона.
По результатам проведенной комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок внеплановой проверки, довод заявителя признан не нашедшим своего подтверждения, поскольку, как пояснил заказчик, объединение в один лот приведенных в документации об электронном аукционе работ обусловлено его потребностью, а также, что работы по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в разных районах области, функционально и технологически связаны между собой. Обратного общество ни в составе жалобы, ни на заседании комиссии не представлено.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 28.03.2019 N 19/44/99/114 (полный текст изготовлен 02.04.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно объединившего в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по ремонту автомобильных дорог, находящихся в разных районах *** области, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -29.03.2019;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 29.03.2019;
5) источник финансирования - федеральный бюджет и бюджет *** области, КБК - ****.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по ремонту автомобильных дорог, находящихся в разных районах *** области, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в *** области.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе необходимо выполнить следующие виды работ: разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом, перевозка грузов i класса автомобилями-самосвалами, уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу, полив водой уплотняемого грунта насыпей. планировка площадей механизированным способом, укрепление обочин щебнем.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объединение в один лот вышеуказанных работ обусловлено потребностью Заказчика, а также, что работы по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в разных районах *** области, функционально и технологически связаны между собой.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия решила:
Признать доводы ООО "***" не нашедшими своего подтверждения.
2. Инструкция по заполнению заявок на участие в закупке не должна содержать положений, вводящих потенциальных участников закупки в заблуждение.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России проведена внеплановая проверка действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона.
Как утверждал заявитель, заказчик в документации об аукционе установил ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предписывает, что документация об электронном аукционе, в числе прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вопреки указанному положению Закона о контрактной системе, инструкция, установленная в документации об аукционе, содержит положения, вводящие потенциальных участников закупки в заблуждение, и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 18.03.2019 N 19/44/99/96 (полный текст изготовлен 21.03.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.02.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.03.2019;
5) источник финансирования - федеральный дорожный фонд, Бюджетная классификация - ****;
6) на участие в закупке подана одна заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, вводящая участников закупки в заблуждение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "В приложение N 4 к документации об аукционе, показатели, отмеченные знаком "*", определяются расчетным путем по формулам, ссылки на которые приведены в обосновании к каждому разделу Требований. При выполнении расчетов и заполнении заявки участником допускается округление значений до сотых долей. Допустимая погрешность показателей может составлять 1%.
При формировании первой части заявки участником, значения показателей материала, требования к которым в приложении N 4 к аукционной документации отмечены знаком "1", должны соответствовать другим показателям материала, указанных участником закупки в заявке, при этом участник должен руководствоваться нормативно - технической документацией, указанной в обосновании приложения N 4 к документации об аукционе".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Инструкция, установленная в документации об Аукционе, содержит положения, вводящие потенциальных участников закупки в заблуждение, и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, Заказчиком в составе письменных возражений не представлено документов и сведений, позволяющих определить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе с учетом вышеуказанных положений Инструкции.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "По гранулометрическому составу крупнообломочные грунты и пески: содержание частиц % по массе: "Крупнообломочные: - галечниковый (при неокатанных гранях - щебенистый) >50; - гравийный (при неокатанных гранях - дресвяный) >50. Пески: - гравелистый >25, - крупный >50, - средней крупности >50 - мелкий >75
- пылеватый >75; Разновидность глинистых грунтов Содержание частиц размером более 2 мм, % по массе: Супесь, суглинок, глина с галькой (щебнем), с гравием (дресвой) или с ракушкой От 15 до 25 включ. Супесь, суглинок, глина галечниковые (щебенистые), гравелистые (дресвяные) или ракушечные Св. 25 до 50 включ; Прочность на сжатие цемента в возрасте 28 сут, МПа, не менее 32,5, Прочность на растяжение при изгибе в возрасте 28 сут, МПа, не менее 5,5, Начало схватывания, мин, не ранее 45, Равномерность изменения объема (расширение), мм, не более 10; Цементно-грунтовая смесь: Предел прочности на сжатие укрепленного грунта, МПа (кгс/см ), не менее 2,0 (20), Предел прочности цемента при изгибе в возрасте 281, сут, МПа (кгс/см2), не менее 4,4 (45), Предел прочности цемента при сжатии в возрасте 281, сут, МПа (кгс/см2), не менее 29,4 (300), Содержание зерен крупностью св. 10 мм, % по массе, не должно превышать 5, Содержание зерен крупностью св. 5 мм, % по массе, не должно превышать 20, Содержание зерен крупностью менее 0,161 мм, % по массе, не должно превышать 20, Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не должно превышать 5, Содержание глины в комках, % по массе, не должно превышать 0,5; Смеси растворные и растворы: Расслаиваемость свежеприготовленных смесей, %, не должна превышать 10, Влажность сухих растворных смесей, % по массе, не должна превышать 0,1, Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более, мм 2,5; Предел прочности цемента при изгибе в возрасте 281 сут, МПа (кгс/см2), не менее 4,4 (45), Предел прочности цемента при сжатии в возрасте 281 сут, МПа (кгс/см2), не менее 29,4 (300), Начало схватывания цемента должно наступать, не ранее, мин 45, Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой 008 проходило не менее % массы просеиваемой пробы 85".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подана 1 заявка, которая признана Аукционной комиссией соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.02.2019.
Вместе с тем, пунктом 1 документации об Аукционе установлено, что "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, с 1.01.2019 г. зарегистрированными в ЕИС и получившими аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке) www.roseltorg.ru".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя).
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе пеню за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.03.2019 N 19/44/99/96 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна на момент подачи заявки.
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку на основании обращения заявителя, содержащего сведения о наличии в действиях заказчика нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допустивших при утверждении документации об электронном аукционе.
Из обращения заявителя следовало, в том числе то, что заказчик, устанавливая требования к составу второй части заявки на участие в аукционе, предусмотрел требование к документу, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации. В частности, по мнению заявителя, заказчиком в документации об электронном аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе, в числе прочего, должна содержать действующую на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Между тем, устанавливая данное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, заказчиком не учтено, что требование не соответствует положениям Закона о контрактной системе и создает ситуацию при которой добросовестный участник закупки, представившей на момент подачи заявки на участие в аукционе действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации, может быть отклонен при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 12.03.2019 N 19/44/99/84 (полный текст изготовлен 15.03.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации;
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены показатели технических характеристик товаров, которые не соответствуют положениям ГОСТ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 11.03.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.03.2019.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.02.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
3) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации. Код бюджетной классификации: ****;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -06.03.2019;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 8.2.2. документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "действующая на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (в соответствии с ч.4 ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ)".
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действующей на момент окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к составу заявки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N 5 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам: "пункт 24. Восстановление основания дорожной одежды методом холодной регенерации из АГБ смеси ОДМ 218.2.022-2012, "Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации" (утв. распоряжением Росавтодора от 27.06.2002 NОС-568-р). Смесь: тип: Э с добавлением щебня М 1200 не менее 40%: фракции [св.20 до 40 мм] и эмульсии ЭБДК С - 3%".
Из обращения Заявителя следует, что из положений инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) не представляется возможным определить, каким именно образом участникам закупки по пункту 24 приложения N 5 к документации об Аукционе необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели значений, разделенных символом ":", а также не представляется возможным определить, где наименование показателя, а где требование к значению этого показателя.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Инструкцией наименования показателей и требования к значению этих показателей разделены знаком двоеточия ":", а именно: слева от знака ":" наименование показателя, а справа от знака ":" требование к значению этого показателя.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Кроме того, Инструкцией установлено, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, то по данным параметрам необходимо указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, то по требуемым значениям показателей товара указывается "не нормируется" либо "отсутствует".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, используемых при выполнении работ, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Также, в приложении N 5 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"пункт 11. Песок для строительных работ. Модуль крупности*: должен быть св. 1,8 до 2,3 включ. Коэффициент фильтрации**: должен быть не менее 2,0 м/сутки;
пункт 24. Восстановление основания дорожной одежды методом холодной регенерации из АГБ смеси ОДМ 218.2.022-2012, "Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации" (утв. распоряжением Росавтодора от 27.06.2002 NОС-568-р). Смесь: тип: Э с добавлением щебня М 1200 не менее 40%: фракции [св.20 до 40 мм] и эмульсии ЭБДК С - 3%;
пункт 32. Микростеклошарики (МСШ) для дорожной разметки.
ГОСТ 32848-2014. Внешний вид МСШ: должны быть прозрачными сферическими частицами стекла. МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета, допускается светло-серый или светло-голубой оттенок. Содержание дефектных микростеклошариков**: не должно превышать 20%. Содержание инородных частиц в микростеклошариках**: не должно превышать 3%" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу обращения, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены показатели технических характеристик товаров, которые не соответствуют положениям ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 27 "Смесь щебеночно-гравийно-песчаная" приложения N 5 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к параметрам товара: "ГОСТ 25607-2009, ГОСТ 8267-93. Тип: С2, С4. Горные породы: метаморфические; изверженные; осадочные. Марка щебня по дробимости: не должна быть ниже 800".
Согласно пункту 3.1.3. ГОСТ 25607-2009 установлено, в том числе следующее: "Щебень из изверженных и метаморфических пород марки по дробимости 600 и ниже, щебень из осадочных пород марки 400 и щебень из гравия марки 600 и ниже характеризуют показателями пластичности и водостойкости".
В соответствии с Инструкцией если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
Вместе с тем, участник закупки может указать щебень из осадочных пород марки по дробимости 400, который будет соответствовать положениям ГОСТ 25607-2009, но не соответствовать положениям документации об Аукционе (в настоящем решении содержится пример, указание которого не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к товарам, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 19.02.2019.
Вместе с тем, пунктом 5 извещения о проведении Аукциона установлено, что "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требования к участникам закупки не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Заявителя сведений и информации, подтверждающих невозможность подачи заявки не представлено.
5. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Пунктом 9.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% (десять процентов) цены Контракта. Такую информацию Подрядчик обязан предоставить Заказчику в течение 10 (десяти) дней с момента заключения им договора с субподрядчиком".
В соответствии с пунктом 16.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы_____________руб., определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
При этом, пунктом 16.18. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Штраф установлен в соответствии с п. 16.4. Контракта: за нарушение срока предоставления Заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта в соответствии с п.9.1.2. Контракта".
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта нарушают часть 24 статьи 34, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Кроме того, решением комиссии ФАС России от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/511 в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в необеспечении надежности функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении электронных процедур путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе, в результате чего Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.
В связи с чем, Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно: Оператору электронной площадки обеспечить возможность Заявителю подать заявку на участие в Аукционе; Аукционной комиссии при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования документации об Аукционе; Заказчику при заключении государственного контракта установить надлежащим образом ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 07.02.2019 N 147/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31,
части 24 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/511, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/511 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.